В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во время обучения в вузе экономической направленности способствует подготовке конкурентоспособного специалиста для российского рынка труда. Рекомендации, предложенные для реализации этой задачи, могут помочь в процессе совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов.
Ключевые слова:компетенции, вуз, экономисты, подготовка специалиста, профессиональная деятельность, группы компетенций, профессиональные умения и навыки.
Анализ имеющихся данных, опубликованных в психолого-педагогической литературе, а также эмпирические исследования позволяют сделать вывод, что в настоящее время специалистами выделяются три группы компетенций экономиста: ключевые компетенции, базовые профессиональные компетенции и сопутствующие профессиональные компетенции.
Ключевые компетенции отражают готовность и способность специалиста к адаптации и успешной деятельности в различных социально-профессиональных сообществах.
Базовые профессиональные компетенции обусловлены видами профессиональной деятельности экономиста. К ним относятся организационно-управленческая, планово-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая, предпринимательская, научно-исследовательская и образовательная компетенции.
Сопутствующие профессиональные компетенции представляют собой потенциал и прошлый опыт человека, позволяющие ему быть успешным в профессиональной деятельности. Эти компетенции формируются в процессе изучения дисциплины специализации, факультативов и дополнительного образования. Они могут быть общепрофессиональными, специальными, практическими, производственно-технологическими и системными [6].
Следовательно, иноязычное образование выступает сопутствующей профессиональной компетенцией, должно учитывать специфику будущей профессиональной деятельности, усиливая профессиональное мастерство специалиста.
Исследованиями профессионально значимых качеств специалистов занимались В. П. Беспалько, В. И. Боголюбов, Н. В. Кузьмина, Н. В. Ильина, В. Н. Борисова и другие ученые. Отечественные психологи, опираясь на теорию способностей, включают в профессионально значимые качества психические свойства индивида. При этом, базируясь на принципах единства сознания и деятельности, они подчеркивают, что эти качества не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, организованной соответствующим образом [4].
Само выделение этих качеств, установление их структуры возможно только при анализе конкретных видов деятельности. Так, экономическая деятельность представляет собой единство следующих типов деятельности:
- естественнонаучной;
- экономической;
- социальной.
Экономическая деятельность с одной стороны — предметно-практическая, а с другой стороны — она носит чисто социальный характер, поскольку связана с удовлетворением запросов общества.
При этом доминирующими видами деятельности выступают:
- исследование экономических отношений (отношений, возникающих между людьми в процессе производства);
- сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах (для достижения наивысших результатов предприятий и организаций);
- анализ хода и результатов экономической деятельности и оценка ее успешности;
- совершенствование процесса экономической деятельности;
- планирование деятельности предприятия;
- определение системы оплаты труда и поощрений для всех категорий работников предприятия;
- планирование затрат, использования ресурсов, расходов и прибыли предприятия;
- контроль за процессом выполнения финансово-хозяйственной деятельности;
- расчет потребности предприятия, организации в кадрах;
- анализ причин перерасхода фонда заработной платы;
- работа, связанная с расчетами и переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах;
- составление экономических обоснований, справок, периодической отчетности, аннотаций и обзоров.
В профессиограмме экономической деятельности, разработанной учеными Санкт-Петербургского университета [5, с.47–59] указано, что качествами, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности выступают:
- хорошее развитие концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- высокий уровень развития памяти; высокий уровень развития математических (счетных) способностей;
- способность работать в условиях дефицита времени и информации;
- способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами, текстами и цифрами);
- аналитическое мышление;
- усидчивость и обязательность;
- честность и порядочность;
- ответственность и аккуратность;
- исполнительность;
- эрудированность;
- предприимчивость, деловая хватка;
- эмоционально-психическая устойчивость;
- коммуникабельность;
- уверенность в себе.
Качествами, препятствующими эффективности профессиональной деятельности выступают:
- отсутствие математических склонностей;
- отсутствие аналитических способностей;
- быстрая утомляемость;
- рассеянность, забывчивость;
- небрежность;
- импульсивность, вспыльчивость.
Осуществленный исследователем Э. Х. Башкаевой анализ научных исследований в области психологии и теории профессиональной подготовки позволил установить, что модель формирования личности современного специалиста должна быть основана на общей структуре деятельности, а также на особенностях структуры экономической деятельности, подгруппы специалистов этой области и качествах, необходимых для осуществления этой деятельности и динамики ее развития [2].
Структура деятельности экономиста реализуется в четырех компонентах профессиональных умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, гностические. Его профессиональное мастерство предполагает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, высоким уровнем мотивации профессиональной деятельности и умениями решать профессиональные задачи.
Факторами, определяющими уровень подготовленности экономиста к профессиональной деятельности являются:
- выраженность профессиональной направленности (мотивации) и профессионально значимые качества личности специалиста;
- уровень фундаментальной (базовой) подготовки;
- уровень знаний и навыков в области будущей деятельности;
- уровень активности самообразования.
Проведенное исследование существующей и желательной степени обеспечения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эталонным параметрам», отраженным в квалификационных характеристиках, определило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» — представителей организаций, и «изготовителей» — работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экспертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтверждает зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, а также позволяет выделить список из семи комплексов профессионально значимых качеств успешной деятельности:
1) профессиональные знания и умения,
2) профессиональная направленность,
3) ответственность,
4) активность,
5) адаптивность,
6) психологическая устойчивость и
7) коммуникативность [1].
Для развития этих качеств педагоги-практики призывают к созданию «квазипрофессиональной и профессионально-творческой образовательной среды в университете, которая позволит не только определить векторы саморазвития и профессионального становления студентов, но и позволит им заниматься самоактуализацией уже в процессе обучения в вузе» [3, с.73]. Нельзя не согласиться с авторами идеи о том, что во многом решение данной задачи возможно через определение личностных векторов развития для каждого студента посредством введения услуг коучера или тьютора, которые могли бы дать рекомендации по активному использованию информационного, организационно-методического, социально-психологического потенциала вуза. Данная система подготовки давно и успешно осуществляется во многих английских и американских вузах. Кроме того, как показывает практика, активное включение в сетку часов факультативных занятий, курсов по выбору, консультационных часов для личного общения с преподавателем в вузе и будущими работодателями способствует более глубокому погружению в профессиональные знания, помогает трансформировать их в умения и навыки. Руководству российской высшей школы было бы целесообразно изыскать ресурсы для реализации такого вида профессиональной подготовки будущих экономистов с целью развития ключевых профессиональных компетенций и реализации их потенциала в сфере выбранной специальности.
Литература:
1. Архипова, Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку и дисциплинам профессиональной направленности: монография // Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Ижевский гос. технический ун-т». — Ижевск, 2011. — 321 с.
2. Башкаева, Э. Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности: автореф. дис. …канд. пед. наук. — 22 с.
3. Звягинцева, Е. П. Метакачества студентов поколения «игрек», определяющие успешность их обучения и карьеры в финансово-экономической сфере (на примере студентов Финуниверситета) / Е. П. Звягинцева, Е. А. Мухортова — Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». Том 6. № 1. — Иваново: Ивановский гос. химико-технологический университет, 2015. С..67–73.
4. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика // Г. А. Китайгородская. — М.: Рус. яз., 1992. — 254 c.
5. Макавчик, В. О. Языковая подготовка: коммуникативный подход / В. О. Макавчик, В. В. Максимов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. — 2002. — (Вып.6) — Новокузнецк: Ин-т повышения квалификации, 2003. — С.47–59.
6. Солоненко, В. А. Формирование профессиональной мобильности будущих экономистов-менеджеров в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. А. Солоненко. — Брянск, 2010. — 23 с.