В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии у студентов.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, юношеский возраст, самооценка.
Проблема агрессивности одна из самых значительных и актуальных проблем современной психологии и педагогики. Агрессивное поведение или агрессия рассматривается в психолого-педагогической литературе как одна из форм разрушающего поведения, которое противоречит социальным и нравственным нормам, приносят физический, моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт.
Существует множество причин возникновения агрессии, а также неблагоприятных факторов (психологических, биологических, семейных, социальных), влияющих на ее проявление. Неблагополучная среда, круг и стиль общения, сам образ жизни, могут способствовать развитию девиантного поведения. Отрицательный микроклимат может вызвать у молодежи возникновение отчуждённости, грубости, неприязни, что в свою очередь создаёт предпосылки для появления агрессивности и разрушительных действий, демонстративного неповиновения.
Психологические особенности проявления агрессии обусловлены различными причинами на разных возрастных этапах. В юношеском возрасте основными причинами агрессии выступают неадекватная самооценка, холерический тип темперамента, низкий уровень социально-психологической компетентности, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие способности к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, акцентуация характера, а также различные противоречия, характерные для данного возраста.
Основным противоречием юношеского возраста является противоречие между развивающимися потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Оно может принять форму противоречия между мечтами и действительностью, между тем, чего еще надо достичь. В ранней юности человек испытывает острую потребность, скорее стать по-настоящему взрослым, он полон ожидания чего-то интересного, важного, неизведанного. Молодежь стремится найти свое место в жизни, мечтает о больших делах.
Противоречивыми могут быть отношения между интересами и способностями молодого человека, а также между его природными данными и приобретаемыми свойствами личности. Зачастую последнее противоречие выступает как борьба между типологическими особенностями личности и формирующимися чертами характера. Так, например, стремление девушки с холерическим темпераментом выработать выдержку, ровность поведения, тактичность по отношению к людям, может вступить в противоречие с особенностями, присущими ей как человеку данного типа темперамента.
Ранняя юность — пора переживания сильных многообразных чувств, нравственных, интеллектуальных, эстетических. Нравственные чувства в юношеском возрасте разнообразны по своему содержанию и направленности. Это чувства совести, гуманизма, коллективизма, дружбы и товарищества, развивающиеся под влиянием многих условий, и прежде всего организация образа жизни в институте и в семье. Учебная, общественная и трудовая деятельность — источник многообразных переживаний студентов.
Агрессия в юношеском возрасте является весьма настораживающим фактором, поскольку негативно влияет на взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, учебную деятельность, индивидуальное развитие, а также на успешность в их будущей профессиональной деятельности.
Хотелось бы остановиться на таком факторе, как самооценка. А. А. Реан в своем исследовании пришел к выводу, что уровень выраженности агрессивных реакций взаимосвязан с самооценкой юношей. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих [1, с.14].
Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой агрессии связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о самостоятельной, высокоавтономной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом [2, с. 11].
Для того чтобы подтвердить теоретические доводы, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие студенты 2 курса в количестве 15 человек, из них 4 юноши и 11 девушек.
В качестве основных психодиагностических методик были выбраны: диагностический опросник «Изучение агрессивности» А. Басса — Дарки, тест — опросник на выявление уровня агрессии А. Г. Почебут и методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г. Н.) [4].
Результаты, полученные в ходе проведения психодиагностической методики «Изучение агрессивности» А. Басса — Дарки, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Изучение агрессивности» А. Басса — Дарки.
Результаты проведенной методики показали, что 30 % испытуемых (4 человека) присущ высокий уровень агрессии, выражающийся в непосредственном физическом воздействии на людей, что негативно влияет на их взаимоотношение с окружающими.
У 15 % испытуемых (3 человека) — средний уровень агрессии, который выражается в слабой способности к торможению, в некоторой анонимности и спонтанности.
И у большинства испытуемых 55 % (8 человек) прослеживается низкий уровень агрессии, для которого характерен перенос агрессивного поведения на неживые предметы, животных и т. д.
Полученные результаты по методике «Тест агрессивности» (опросник Л. Г. Почебут), направленный на выяснение степени агрессивности испытуемых, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Тест агрессивности» (опросник Л. Г. Почебут)
Анализ полученных данных показывает, что в результате проведенной методики у 20 % испытуемых (3 человека) повышенный уровень агрессивности. Испытуемые могут прибегать к использованию физической силы в конфликтных ситуациях, человека возникает эмоциональное отчуждение, которое сопровождается недоброжелательностью по отношению к нему, что обусловлено в больших случаях низким уровнем самооценки. Склонны к повышенному раздражению, готовности при малейшем возбуждении к резкости, вспыльчивости, грубости.
У 20 % (3 человека) испытуемых средний уровень агрессивности, который, как правило, выражается в ситуациях, когда человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. Для них характерна косвенная агрессия, то есть, направленные против других, сплетни, шутки и ненаправленные, неупорядоченные, взрывы ярости.
У 60 % испытуемых (9 человек) низкий уровень агрессивности, сопровождающийся в недоверии и осторожном отношении к людям. Они чрезмерно подозрительны к окружающим, так как уверены, что все хотят причинить им вред. Также для них характерно проявление ненависти и зависти, что обусловлено чувством гнева или обидой.
Результаты методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г. Н.) представлены на рис.3
Рис. 3. Результаты методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г. Н.)
По полученным данным методики, мы выявили, что у 25 % испытуемых (3 человека) завышенный уровень самооценки. Такой человек уверен в себе, всегда выражает свои предпочтения и просьбы откровенно от своего имени, его сразу понимают. Всегда позитивно оценивает свои силы, знает себе цену. Имеют высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их реальным возможностям. Зачастую такие качества личности как самолюбие, гордость, достоинство перерастают в эгоцентризм, тщеславие, высокомерие.
У 55 % испытуемых (10 человек) — адекватная самооценка, подразумевающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. Так же их отличает уверенность в себе, которая позволяет регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.
20 % испытуемых (2 человека) имеют заниженную самооценку. Человек испытывает трудности с определением своих желаний, у него возникают сложности с принятием комплиментов, подарков, похвалы, знаков внимания, человек не умеет сказать «нет», отказать выполнить чью-либо просьбу, потому что вызывает у него чувство эмоционального дискомфорта. Всё внимание человека концентрируется на том, что ему кто-то что-то недодал, не то сказал, что-то не сделал, не так посмотрел. Появляется излишняя неуверенность в себе, чрезмерная робость и стеснительность, боязнь высказывать свое мнение, боязнь критики, неодобрения, осуждения, порицания.
Чтобы удостовериться в валидности данных методик и целесообразности их совместного использования, мы прибегли к математической проверке их степени корреляции, используя критерий r — Спирмена и - Пирсона.
По результатам математических подсчетов выявлена корреляция между данными методиками: внутришкальные коэффициенты корреляции по критерию r — Спирмена превышают 0,98 и значимы на 1 %-ном уровне, по критерию — Пирсона превышают 0,94 и значимы на 5 %-ном уровне.
Таким образом, у студентов с заниженной самооценкой, как правило, уровень агрессии тоже низкий и проявляется в форме вербальной агрессии; у студентов, имеющий адекватную самооценку, уровень агрессии средне выражен, это означает, что происходит перенос агрессивности на неодушевленный предмет, а значит, практически не приносит вреда окружающим; у студентов с завышенной самооценкой наблюдается повышенный уровень агрессии, что, прежде всего, сказывается на его поведении и отношении к окружающим, а также указывает на то, что самооценка во многом влияет на агрессивность.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что среди студентов-второкурсников имеется достаточно большой процент молодых людей, отличающихся повышенным уровнем агрессии, враждебностью, негативизмом.
Все эти студенты нуждаются в своевременной психолого-педагогической помощи. Этим обусловлена необходимость разработки для кураторов (педагогов) психолого — педагогических рекомендаций, основным своим предназначением которые ставят подбор эффективных способов работы со студентами с повышенным уровнем агрессии.
Для начала перечислим несколько правил, которыми должен руководствоваться педагог при работе с трудными, агрессивными студентами:
- при работе с агрессивными студентами соблюдайте дистанцию;
- старайтесь держаться спокойно, не терять самообладание;
- не поддавайтесь на провокацию со стороны таких студентов, не используйте агрессию в ответ;
- выясните основные моменты, которые провоцируют данных студентов на агрессию;
- причины агрессивного поведения со стороны таких студентов обсуждайте после того, как они «придут в себя», успокоятся. Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов;
- в процессе общения ни в коем случае не пытайтесь оскорбить, унизить таких студентов, не используйте грубых и жаргонных слов;
- похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
Также, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить эффективные способы снятия повышенной агрессии и нейтрализации ее у студентов [3].
Итак, первое — это трансформация в созидательные цели, увлечения, то есть включение агрессивных студентов в формы деятельности. К примеру, поручения, дающие возможность проявить себя; ненавязчивый учет мнения агрессивных студентов относительно решения вопросов внутри группы или в процессе обсуждения на учебных занятиях: «А ты, (имя студента), стал бы использовать этот метод?» и т. п.
Второе — это включение студентов в общественную жизнь группы, что также способствует трансформации агрессии в созидательное русло (например, «Может тебе стоит принять участие в этом мероприятии? Я думаю, у тебя получится»).
Следующее — это трансформация в творческую деятельность, помогает снять напряжение и разрядить агрессивные импульсы, а также может сформировать ощущение включенности, востребованности, поддержки, которых зачастую не хватает агрессивным людям;
Четвертое — физическая разрядка.
Пятое, одно из самых важных, обучение агрессивных студентов приемлемым способам выражения агрессии и формирование умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки агрессии.
Шестое — проговаривание негативных эмоций.
И седьмое — это техника «Я-сообщений». То есть сообщение о чувствах, которые вызывает агрессивное поведение: «Меня огорчает, что ты такой агрессивный», «У меня вызывает тревогу твое поведение». В этих сообщениях по отношению к агрессивному нужно начинать с местоимения «Я». Еще одной техникой нейтрализации агрессии является выражение просьбы вместо выражения ответного гнева или агрессии: «Я прошу тебя поступать именно так. Я прошу тебя перестать грубить».
Таким образом, изучив данную проблему, проанализировав труды зарубежных и отечественных ученых, мы смогли дать рекомендации педагогам по взаимодействию с агрессивными студентами, а также подобрать эффективные приемы, способствующие снижению уровня агрессии у студентов, а также ее нейтрализации.
Литература:
1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. — М.: «Прогресс», 1994. — 214 с.
2. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / Психологический журнал. — № 5, 1996. 3–18 с.
3. Рекомендации для педагогов: как взаимодействовать с агрессивными школьниками и студентами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.b17.ru/article
4. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.