В Вятской ГСХА на базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов осуществлена разработка дизеля 2Ч 10,5/12,0 для работы на метаноле с использованием двойной системы топливоподачи. В работе приводится анализ полученных результатов.
Ключевые слова: дизель, метанол, двойная система топливоподачи.
Рис. 1. Влияние применения метанола с ДСТ на мощностные и экономические показатели дизеля 2Ч 10,5/12,0 в зависимости от изменения нагрузки при n = 1400 мин-1; ― — дизельный процесс, — - — - метанол с запальным ДТ
На рисунке 1 представлено влияние применения метанола с ДСТ на мощностные и экономические показатели дизеля 2Ч 10,5/12,0 в зависимости от изменения нагрузки при работе на ДТ и на метаноле с ДСТ на режиме максимального крутящего момента при n = 1400 мин-1. Из кривых видно, что при работе дизеля 2Ч 10,5/12,0 на ДТ и на метаноле с ДСТ мощностные и экономические показатели изменяются во всём диапазоне изменения нагрузки. Из графика видно, что при работе дизеля на метаноле с ДСТ при увеличении нагрузки увеличивается суммарный расход топлива от 3,1 кг при pе = 0,127 МПа до 8,0 кг при pе = 0,635 МПа. Увеличение составляет 4,9 кг/ч, или 61,2 %. Минимальное значение суммарного удельного эффективного расхода топлива достигается при pе = 0,55 МПа и составляет ge∑ = 488 г/(кВт·ч). При нагрузке pе = 0,594 МПа значение ge = 490 г/(кВт·ч). Величина эффективного к. п.д. при увеличении нагрузки увеличивается с = 0,16 при pе = 0,127 МПа до = 0,34 при pе = 0,635 МПа, при этом максимальное значение достигается при pе = 0,55 МПа и составляет = 0,352. При увеличении нагрузки также увеличивается температура ОГ. Так, при работе дизеля на метаноле с ДСТ при pе = 0,127 МПа значение tг = 190оС, а при увеличении нагрузки до максимальной при pе = 0,635 МПа составляет tг = 425оС. Увеличение составляет 235оС, или 55,3 %. Расход воздуха при pе = 0,127 МПа составляет 90 кг/ч и уменьшается до 86,5 кг/ч при pе = 0,635 МПа. Коэффициент избытка воздуха при работе дизеля на метаноле с ДСТ уменьшается с увеличением нагрузки с = 3,5 при pе = 0,127 МПа до значения = 1,6 при pе = 0,635 МПа. Снижение составляет 54,3 %. Коэффициент наполнения при малых нагрузках (pе = 0,127 МПа) равен 0,87, а при максимальной нагрузке (pе = 0,635 МПа) снижается до значения равного 0,85.
Анализируя изменения значений мощностных и экономических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на ДТ и на метаноле с ДСТ в зависимости от нагрузки при частоте вращения n = 1800 мин-1 и оптимальных установочных УОВТ, можно отметить следующее. Расход топлива при работе дизеля на метаноле с ДСТ значительно выше, чем при работе дизеля на ДТ. Так, при pе = 0,127 МПа расход топлива при работе дизеля на ДТ составляет 1,4 кг/ч, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ — 3,1 кг/ч. Увеличение составляет 54,8 %. При pе = 0,635 МПа расход метанола также выше, чем при работе дизеля на ДТ. Если при работе дизеля на ДТ расход топлива равен 4,75 кг/ч, то при этой же нагрузке, но при работе дизеля на метаноле с ДСТ расход равен 8,0 кг/ч. Увеличение составляет 40,6 %. Удельный расход топлива при работе на метаноле с использованием ДСТ также выше, чем при работе на ДТ. При pе = 0,594 МПа значение ge = 282 г/(кВт·ч) при работе дизеля на ДТ, при работе дизеля на метаноле с ДСТ и этой же нагрузке ge∑ = 490 г/(кВт·ч). Увеличение составляет 42,5 %. Величина эффективного к. п.д. при pе = 0,127 МПа и работе дизеля на ДТ составляет 0,19, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ — 0,16. Снижение составляет 15,8 %. При увеличении нагрузки до pе = 0,635 МПа значение для опытного дизеля составляет 0,285, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ — 0,34. Увеличение составляет 16,2 %. Температура ОГ при работе дизеля на метаноле с ДСТ во всём диапазоне изменения нагрузки меньше, чем при работе дизеля на ДТ. Так, при pе = 0,127 МПа значение tг = 215оС при работе дизеля на ДТ, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ tг = 190оС. Снижение составляет 11,6 %. При увеличении нагрузки до pе = 0,635 МПа значение tг = 560оС при работе дизеля на ДТ и tг = 425оС при работе дизеля на метаноле с ДСТ. Снижение составляет 135оС, или 24 %. Расход воздуха при малых нагрузках, при работе дизеля на ДТ составляет 87,5 кг/ч, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ Gв = 90 кг/ч. Увеличение составляет 2,8 %. При увеличении нагрузки (pе = 0,635 МПа) расход воздуха для опытного дизеля составляет 83,5 кг/ч, а при работе на метаноле с ДСТ — 86,5 кг/ч. Увеличение составляет 3,5 %. Коэффициент избытка воздуха при pе = 0,127 МПа и работе дизеля на ДТ составляет 4,35, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ = 3,5. Снижение составляет 19,5 %. При pе = 0,635 МПа значение для опытного дизеля составляет 1,25, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ = 1,6. Увеличение составляет 21,9 %. Коэффициент наполнения при pе = 0,127 МПа и работе дизеля на ДТ составляет 0,855, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ = 0,87. Увеличение составляет 1,7 %. При pе = 0,635 МПа значение для опытного дизеля составляет 0,83, а при работе дизеля на метаноле с ДСТ = 0,85. Увеличение составляет 2,3 %.
Литература:
1. Лиханов В. А., Чувашев А. Н. Исследование рабочего процесса дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи: Монография. — Киров: Вятская ГСХА, 2007. — 129 с.
2. Лиханов В. А., Чувашев А. Н., Анфилатов А. А., Глухов А. А. Улучшение экологических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи: Монография / Под общ.ред. В. А. Лиханова. — Киров: Вятская ГСХА, 2009. — 334 с.
3. Лиханов В. А., Чувашев А. Н., Полевщиков А. С., Долгих М. А., Верстаков С. А. Эффективные и экологические показатели дизеля с двойной системой топливоподачи. Тракторы и сельхозмашины, 2011. — № 10, с.8–10.
4. Улучшение экологических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов, А. Н. Чувашев, А. А. Глухов, А. А. Анфилатов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2007. — № 3. — С. 8–11.
5. Улучшение эффективных и экологических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов, А. Н. Чувашев, А. А. Глухов, А. А. Анфилатов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2007. — № 4. — С. 10–13.
6. Чувашев А. Н. Исследование рабочего процесса дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Санкт-Петербург, 2007. — 18 с.
7. Чувашев А. Н. Исследование рабочего процесса дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Киров, 2007. — 167 с.
8. Чувашев А. Н. Исследование показателей рабочего процесса дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с ДСТ в зависимости от значений установочных углов опережения впрыскивания топлив. Молодой ученый. 2015. № 12 (92) часть III. С. 340–343.
9. Чувашев А. Н. Особенности процесса сгорания в дизеле 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи. Молодой ученый. 2015. № 12 (92) часть III. С. 343–346.
10. Чувашев А. Н. Показатели процесса сгорания дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с ДСТ в зависимости от изменения нагрузки на частоте вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте. Молодой ученый. 2015. № 12 (92) часть III. С. 347–348.
11. Чувашев А. Н. Показатели процесса сгорания дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с ДСТ в зависимости от изменения нагрузки на номинальной частоте вращения коленчатого вала. Молодой ученый. 2015. № 12 (92) часть III. С. 349–350.
12. Чувашев А. Н. Показатели процесса сгорания дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе на метаноле с ДСТ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала. Молодой ученый. 2015. № 12 (92) часть III. С. 351–352.
13. Анфилатов А. А. Результаты объемного содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 11 (91) С. 226–229.
14. Анфилатов А. А. Теоретические расчеты содержания оксидов азота в цилиндре дизеля // Молодой ученый. 2015. № 11 (91) С. 232–235.
15. Анфилатов А. А. Расчет содержания оксидов азота в цилиндре дизеля с воздушным охлаждением при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 11 (91) С. 235–238.
16. Анфилатов А. А. Изменение экономических показателей дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 11 (91) С. 238–241.
17. Анфилатов А. А. Влияние метанола на максимальное давление сгорания в цилиндре дизеля // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 117–120.
18. Анфилатов А. А. Влияние метанола на максимальную осредненную температуру цикла в цилиндре дизеля // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 120–123.
19. Анфилатов А. А. Влияние применения метанола на содержание оксидов азота в дизеле при изменении установочных УОВТ // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 123–125.
20. Анфилатов А. А. Изменение объемного содержания оксидов азота в дизеле при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 125–128.
21. Анфилатов А. А. Индицирование тепловыделения в цилиндре дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 128–131.
22. Анфилатов А. А. Методика исследований дизеля 2Ч 10,5/12,0 по снижению содержания оксидов азота при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 131–134.
23. Анфилатов А. А. Обработка полученных результатов исследований дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 134–136.
24. Анфилатов А. А. Объемное содержание оксидов азота в дизеле при работе на дизельном топливе и метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 136–139.
25. Анфилатов А. А. Расчет выбросов вредных газообразных веществ с отработавшими газами дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). с. 139–141.
26. Анфилатов А. А. Содержание оксидов азота в дизеле при работе на метаноле в зависимости от изменения установочных УОВТ // Молодой ученый. 2015. № 12 (92) С. 141–144.
27. Анфилатов А. А. Влияние применения метанола на мощностные и экономические показатели дизеля // Молодой ученый. 2015. № 13 (93) С. 73–76.
28. Анфилатов А. А. Изменение массовой концентрации оксидов азота в дизеле при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 13 (93) С. 76–79.
29. Анфилатов А. А. Изменение мощностных и экономических показателей дизеля при работе на метаноле // Молодой ученый. 2015. № 13 (93) С. 79–82.
30. Анфилатов А. А. Массовая концентрация оксидов азота в дизеле при работе на дизельном топливе и метаноле // Молодой ученый. 2015. № 13 (93) С. 82–85.