Вхождение арабского халифата в Среднюю Азию и внедрение ислама привело к значительным изменениям в местной архитектуре, начиная с IX века. Вследствие этого было построены многочисленные мечети, минареты, медресе и других зданий, связанные с новой религией. Вскоре, на этой территории возникли отдельные архитектурные школы, которые отличались своеобразием. Наши исследования показали, что наряду с общностью приемов в архитектуре городов Самарканда, Бухары, Хивы, есть и отличительные черты. Это касается и архитектуры медресе-образовательных учреждений средневековой Средней Азии.
Здания медресе обычно состоят из входного портала, худжр-кельев, расположенных вокруг прямоугольного двора, зимних и летних учебных помещений, упрощенных, мечетей и других помещений (рис.1).
По вместимости среднеазиатские медресе делятся на три группы: крупных- состоящих из помещений разного типа, упрощенных медресе средней и малой вместимости и медресе, построенных в свободной форме.
Если в состав крупных медресе обычно входят одна или две зимних аудиторий и как правило четыре летних аудиторий, то в состав средних и малых медресе входят одна зимняя аудитории два айвана служивших летними аудиториями. В больших медресе обычно худжры делались двухъярусными (медресе Мухаммеда Султана и Улугбека в г. Самарканде, и многочисленные медресе в Бухаре), а малые медресе часто строились одноэтажными, как медресе Мирзо Улугбека в Гиждуване.
Медресе Мирзо Улугбека, построенное в 1419 году в г. Самарканде, состоит из четырех угловых минаретов, мечети, двух зимних и четырех летних аудиторий, бани-омывальной и множеств худжр. В плане это медресе прямоугольное, по центральным осьям расположены летние аудитории-дарсхона. Медресе Шер-дор в Самарканде, расположенное напротив вышеупомянутого медресе тоже прямоугольное в плане. Но в нем, в отличие от медресе Мирзо Улугбека, устроены два минарета по углам главного фасада и два не высоких минаретиков –гулдаста, в виде округлых контрфорсов, на заднем фасаде (рис.2). В медресе Мирзо Улугбека в Самарканде в конце двора расположена огромная мечеть, занимающая всю западную часть медресе. В медресе же Шердор, построенного в 1619 г. во дворе тоже имеются четыре летних аудиторий, но в отличие от предыдущего мечеть значительно меньше и расположена в левом от входа углу, а в правом углу располагается зимняя аудитория. Имеется также омывальняя и худжры. Хотя медресе Шердор, за счет декора на фасаде, выглядет впечатлительнее чем медресе Мирзо Улугбека, на самом деле оно меньше по размерам в плане.
Медресе Надира Деванбеги построенное в XVII в. Надиром Деванбеги-везирем-канцлером Бухары, распложено на территории Самаркандского района и является одноэтажной. В планировку медресе включены зимние и летние-аудитории-дарсхона, кельи-худжры, обводящий двор. В конце двора медресе, напротив входного портала находится хонако, построенное тимуридами в XV веке. Над входным вестибюлем, на втором этаже медресе находилась библиотека.
Размещение библиотек на втором этаже медресе часто наблюдается в Бухарских медресе, чего не видим в подобных сооружениях других городов.
Анализируя архитектуру бухарских медресе на примере медресе Мири-Араб, можно проследить некоторую общность в его облике с архитектурой подобных сооружений Самарканда (рис.3).
Их объединяет идея размещения по сторонам прямоугольного двора помещений худжр-кельев с летними аудиториями по центру и построения в углах зимних аудиторий и мечетей, с фланкированием их с внешней стороны круглыми контрфорсами. Построенное а Бухаре медресе Надира Деванбеги представляет пример перестройки караван-сарая в медресе (рис.2). Оно немного меньше, чем Самаркандское одноименное медресе. Как пишут историки, Бухарский эмир Имамкулихан, поздравил своего везира-канцлера с построением еще одного медресе в Бухаре. Вдохновленный поздравлением правителя Надир Деванбеги превратил караван-сарай в медресе. Предназначенные для хранения лощадей с тачками и для торговли галереи были превращены в худжры. Внешный облик остался без изменений: в центре традиционный портал, с двух его сторон двухъярусные, трехнишные лоджии, два минарета-гулдаста. Сохранилась роспись на тимпане, в которой, наряду с растительным узором изображены легендарные птицы и джейраны (рис.4). Художественная ценность этого памятника заключается в том, что он входит в состав знаменитого ансамбля Ляби-Хауз (рис.5).
Город Хива, в котором сохранились множество исторических и архитектурных памятников богат и своими медресе. Если внимательно взглянуть на объекты Ичан-калы (внутренней крепости), можно легко заметить превосходство медресе в его планировочной структуре. Их общее количество превышает 30, и на территории Дишан-калы (внешней крепости) тоже расположены несколько медресе. В них мы встречаем наряду с традиционными приемами среднеазиатской архитектуры строительства медресе, новые решения, связанные с местными условиями. Например, на первый взгляд медресе Шергазихана, Кутлуг Мурад Инака, Мухаммеда Аминхана, Мухаммеда Рахимхана, Матнияза Деванбеги кажутся похожими на бухарские медресе, но в более тщательном изучении такое мнение расходится. В решении композиции двора, фланкировании фасадов, вынесении худжр в сторону главного фасада они имеют какую-то общность, но между ними есть и некоторые отличия. Схожесть видна в периметральном расположение худжр по сторонам квадратного двора, в наличии входного портала. Разница проявляется в том, что во дворе бухарских и самаркандских медресе располагаются летние дарсхона с глубокими нишами, а в Хиве это выглядит несколько по-другому. Видимо, причиной служили погодные условия- хивинские пыльные жаркие ветры. Из-за этих ветров было невозможно предусмотреть летних аудиторий-дарсхона. В Хиве почти все медресе имеют угловые башенки-гульдасты. Л. Ю. Маньковская делит эти здания на три композиционных типа:
1. Традиционные, расположенные по удлиненной композиционной оси;
2. Расположенные поперёк главной оси;
3. Свободные, созданные исходя из формы участка [7].
К первому типу относятся медресе Шергазихана, Кутлуг Мурад Инака, Аллакулихана, Мухаммеда Аминхана, Мухаммеда Рахимхана, Юсуфа Ясаулбаши, Якуббайходжи. Эти сооружения разные по величине, в их решении есть много общего и имеются отличительные черты. Например, некоторые имели однокупольный вход-дарвозахона (Медресе Мусо тура и Якуббайходжи), другие имели трехкупольный вход, расположенный поперек портала, есть здания, имеющие один прямой или два входа (медресе Кози Калон), или же имеющие два боковых входа (медресе Матнияза Деванбеги и Амира Туры), некоторые имеют прямой вход (медресе Юсуфа Ясаулбаши). Встречаются также сооружения с пятью-и семьюкупольными входами-дарвозахона. Угловые высококупольные помещения тоже выполнены в разном стиле. Дворы этих медресе имели полувосьмигранную форму в плане. В медресе Мухаммеда Аминхана (1825–55) выше худжр имеются вспомогательные помещения. Боковые худжры второго этажа ориентированы на улицу. Медресе Шергазихана (1718–1720 г.г.) имеет двор размерами 26,5х29м, при размере внешнего контура сооружения 43х50м (рис.6). Худжры перекрыты куполами «балхи». Здесь нет декоративных элементов, кроме решеток «панджара» на окнах. Медресе же Кутлуг Мурад Инака (1804–1812 г.г.) является первым двухъярусным медресе Хивы. В его дворе имеется сардоба-колодец, увенчанной куполом. В передних углах расположены мечеть и зимние дарсхона с купольным покрытием. Тимпаны украшены рельефным, неглазурованным орнаментом. Среди медресе есть русско-туземная школа, построенная по заказу Ислам Ходжи в 1910 году. Но оно сооружена в европейском кирпичном стиле (рис.7).
Таким образом, можно сделать заключение о том, что средневековые зодчие достигали больших профессиональных высот в строительстве медресе. Были выработаны специфические черты архитектурных школ характерных для каждого города.
Рис. 1. План медресе Улугбека в Самарканде.
Рис. 2. План и общий вид медресе Улугбека в Самарканде, общий вид.
Рис. 3. Хонако Нодир Диван беги, составляющего основу планировки медресе, Самарканд.
Рис. 4. Тимпан главного портала медресе Надира Деванбеги в Бухаре.
Рис. 5. Ляби Хауз в Бухаре.
Рис. 6. Медресе Шергазихана в Хиве.
Рис. 7. Русско-туземная школа в Хиве.
Литература:
1. Аҳмедов М.Қ. Средневековые архитектурные ансамбли Узбекистана. Ташкент: Фан ва технологиялар, 2014.
2. Воронина В. Л. Ансамбли среднеазиатских городов. Архитектурное наследство, вып.24.М: 1976.
3. Иконников А. В. Архитектурный ансамбль. М: “Знание”, 1979.
4. Вахитов М. М., Мирзаев Ш. Р. Меъморчилик: 1-қисм Меъморчилик тарихи. Тошкент, Т.: Тафаккур, 2010.
5. Дурдиева Г. С., Хаджиев И. М. Жанубий оролбўйи меъморий ёдгорликлари. Т.: Хива, 2011.
6. Маньковская Л. Ю., Булатова В. А. Памятники зодчества Хорезма. Ташкент, 1978.
7. Маньковская Л. Ю. Минареты // Типологические основы зодчества Средней Азии (IX — начало XX в.). Ташкент, 1980.
8. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. История искусств Узбекистана. М., 1965.