Статья посвящена рассмотрению вопроса об эволюции общества от информационного к «обществу знаний», в контексте которой знания превращаются в главный ресурс развития общества. цель исследования — проанализировать этапы эволюции общества, которые происходят благодаря развитию научно-технического прогресса, технологического базиса страны, внедрения наукоемких производств. Делается вывод, что знания становятся главным источником богатства и подчиняют себе — «техносферу» и «инфосферу», которые трансформируются благодаря внедрению инноваций в инновационную экономику.
Ключевые слова: информационное общество, «общество знаний», информационная экономика, инновации, инновационные технологии.
Эволюция развития общества свидетельствует, что, начиная с 1960-х гг., развивается новый тип общества, в основе которого интеллектуальный труд. В результате длительной эволюции общество приобретало различные названия: «информационное общество» (И. Масуда), «общество третьей волны» (О. Тоффлер), «сетевое общество» (М. Кастельс), «постэкономическое общество» (Г. Кан, В. Иноземцев), «общество постмодерна» (А. Этциони), «общество радикализированного высокого модерна» (Э. Гидденс), «посткапиталистическое общество» (П. Дракер, Р. Дарендорф), «постцивилизационное общество» (К. Боулдинг), «постисторическое общество» (Р. Сейденберг). Еще в 1962 г. Ф. Махлуп впервые выделил в экономике США сектор «производства и распространения знаний», а М. Порат в 1977 г. впервые ввел понятие «информационной экономики». Философское учение об информационном обществе было нацелено на поиск и определение черт этого общества. Позже теоретики сконцентрировались на прогнозах перспектив этого общества, что привело к появлению ряда футурологических работ, в первую очередь информационного общества как постиндустриального. Под «информационным обществом» стали понимать «развитое капиталистическое общество», в частности П. Дракер стал говорить о доминировании «информационного капитализма», М. Кастельс — об «информациональном обществе» [1, с. 219–224], Г. Шиллер — о «развитом капитализме», так как информация и способы ее распространения удовлетворяют в первую очередь потребности капиталистической системы. Так, в работах Э. Тоффлера «Столкновение с будущим» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975), «Шок будущего» (1980), «Третья волна» (1980), отмечается, что общество переживает технологическую революцию, которая базируется на знаниях и ведет к созданию «супериндустриальной цивилизации», и предупреждает о новых технологических изменениях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество накануне ХХІ века, «если не будет развивать знание как главный фактор развития инновационной экономики». В работе И. Масуды «Гипотеза о генезисе Homo intelligens» в 1981 г. появилась мечта об обществе, в котором будет процветать интеллектуальное творчество. Характерными чертами этого общества следует назвать: 1) глобальные масштабы всей системы общественных отношений; 2) глобальные масштабы материального и духовного производства; 3) информационно-технологический способ производства; 4) необходимость опережающего развития науки и духовной культуры в целом относительно всех других сторон его жизни. Основой глобальной экономической интеграции есть глобализация инноваций в условиях глобального научно-технического, инновационного и экономического пространства. Глобализация создает условия для постиндустриального технологического способа производства, который реализует этап технологического прорыва, который определяется конкурентоспособностью товаров и услуг на мировой арене.
Терминологическое разнообразие информационного общества как нового типа «общества знаний» свидетельствует о реальной мультипарадигмальности социальных наук и означает сложность процессов социальной трансформации. В результате реализации техно-цивилизационных факторов и внедрения в жизнь сферы интеллектуальной деятельности инфосфера становится главным источником богатства и подчиняет себе реальную экономику — «техносферу», которая формирует новую социальную структуру общества. Поэтому современный этап развития экономики разными экспертами трактуется по-разному: информационная экономика, наукоемкая экономика или экономика, простроенная на знаниях (Тоффлер, Малецкий, Кастельс). Все эти определения соединены одним существенным явлением — новой моделью мировой экономики, которой свойственна зависимость от более мобильных и наукоемких факторов, таких, как уровень образования и профессиональных навыков, уровень развития науки и техники, способность быстро реагировать на изменения в глобальной конкурентной среде. Ключевой характеристикой современной глобальной экономики (для стран в развитом сегменте и сегменте «новых лидеров») выступает интенсивность применения высоких технологий и инноваций на производстве, в сфере услуг и управленческих процессах. Это соответственно требует ускорения циклов научных исследований и конструкторских разработок, а также их эффективной коммерциализации. В высокоразвитых странах мира университеты и научно-исследовательские институты становятся центрами разработки новых видов продукции, которые вырабатывают в массовых масштабах продукцию благодаря тесным связям между бизнесом и научно-исследовательским сектором. Как доказала почти полувековая практика модернизации развивающихся стран с традиционной культурой, эти технологии могут закрепляться в некоторых странах не-Запада выборочно и только с помощью деятельности зарубежных специалистов. «Однако опыт развития Японии, а также ряда стран Юго-Восточной Азии свидетельствует, что в некоторых случаях экономика неевропейской страны может сформировать предпосылки, благоприятные для дальнейшего развития заимствованных технологий и принципов. То, что этот процесс продвигался успешно, связано с соединением новых хозяйственных принципов с традиционными ценностями труда, с использованием селективной стратегии, основанной на тщательно выбранных приоритетах» [2, с. 472]. Наиболее изученными являются технические (технологические) инновации, динамика которых, как представлено Н. Д. Кондратьевым, Й. Шумпетером и др. исследователями, лежит в основе циклического развития рыночной экономики.
Знания в «информационной экономике» в отличие от информации в «информационном обществе» обладают следующими атрибутами, которые необходимы для внедрения экономики «нового типа»: 1) способность выступать материальным ресурсом, зависимость их от интеллектуальных и технических условий организации или предприятия; 2) включенность знаний в коммуникационный характер труда; 3) включенность знаний в систему взаимоотношений в глобальном информационном обществе. «Общество знаний» в результате внедрения инноваций выступает источником возникновения инновационных технологий и в этом качестве оно есть не только фактором, который влияет на усовершенствование отдельных сфер человеческой деятельности, но и начинает определять контуры цивилизационного развития, формируя новые формы человеческих взаимоотношений и новые формы социального производства.
Отметим, что если раньше научное познание происходило спокойно, без резких изменений, то сегодня ситуация в информационном обществе, которое эволюционирует в «общество знаний», существенно изменяется. Рост науки и научных знаний в «обществе знаний» приобретает интенсивный характер, в контексте которого наука выполняет ряд принципиально важных функций: 1) адаптивная, в контексте которой вырабатывается способность приспособиться к природным и социальным условиям жизнедеятельности; 2) вариативная, в результате которой наука продуцирует оптимальное поведение социума в окружающей среде; 3) мониторинговая, которая характеризуется тем, что наука втягивается в глобальную систему наблюдения и контроля над природными и социальными процессами; 4) информативная, в контексте которой наука дает людям новые знания и точную информацию об окружающем мире.
Экономика, которая базируется на знаниях, предлагает развитие и внедрение качественно новых факторов:
1) уровень квалификации трудовых ресурсов;
2) научно-исследовательские учреждения;
3) развитую инфраструктуру;
4) высокое качество жизни;
5) предпринимательство;
6) благоприятный бизнес-климат;
7) эффективные и честные методы продвижения компаний, товаров и услуг;
8) регион как конкурентная среда на рынке капитала, труда и инноваций.
Экономика, которая базируется на ресурсах, предлагает не качественные, а количественные измерения, что говорит о недооценке такого фактора, как знания, наука, интеллект: 1) трудовые ресурсы; 2) сырье; 3) помещения; 4) массовые виды транспорта; 5) энергию; 6) субсидирование; 7) налоговые льготы; 8) гранты и прямые субсидии; 9) низкую оплату за пользование ресурсами. Как свидетельствует анализ, от научно-технического потенциала страны зависит уровень конкурентоспособности товаров и услуг, предприятий и целых отраслей, а также позиции страны в системе координат международного разделения труда, глобального потока инвестиций. Размеры, структура и динамика развития научно-исследовательского сектора определяют меру интегрированности страны или региона в мировую инновационную систему, повышение значения научно-образовательных центров или университетов.
В социально-философской науке имеет место точка зрения, что для формирования современной науки лучше использовать понятие «инновации», которое имеет не статический, как знание, а динамический характер обобщения опыта как результата практики и предвидения будущего. Инновации потому имеют динамический характер, что означают способность внедрять знания в жизнь, увеличивать продуктивность труда, создавать новые продукты и услуги, формируют новый спрос на них. В связи с развитием инновационных условий страны, регионы и города приобретают новые конкурентные преимущества, предлагают новые возможности для экономического развития. Как правило, регион, в котором размещены научно-исследовательские институты, университеты с практической ориентацией и тесными связями с частным сектором становится полюсом роста — центром высокотехнологического производства и инновационных услуг. Научно-исследовательский сектор и инновационно ориентированные компании есть более мобильными, их успех зависит от возможности предвидеть новые потребительские и технологические тренды, они имеют способность диверсифицировать структуру производства и услуг, оперативно перестраивать производственную инфраструктуру и мобилизовать необходимые интеллектуальные ресурсы.
Таким образом, следует сделать выводы. Эволюция общества от информационного к «обществу знаний» свидетельствует, что для адекватного их развития необходимо создание и функционирование инновационной инфраструктуры — центров трансферта технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов на основе высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, венчурных фондов и развития других финансовых механизмов. Мировая практика свидетельствует, что достигнуть значительных экономических преимуществ в формировании «общества знаний» возможно на основе усовершенствования институтов, развития соответствующей инфраструктуры, внедрения технических и технологических инноваций, уменьшения макроэкономической нестабильности, развития Интернет-экономики, использования знаний и технологий путем их адаптации и интеграции в соответствующий тип общества. В результате всех этих внедрений возникает необходимость перехода на стадию продуцирования собственных инноваций и технологий. Поэтому развитые страны выделяют значительную часть своего ВВП на цели образования, науки, здравоохранения и подготовки кадров. Только в ХХІ веке сложилось ясное понимание, что именно в сфере науки, образования и инновационных технологий закладываются стратегии развития не только каждой страны, но и человечества в целом. Среди самых важных тенденций становления «общества знаний» следует выделить становление информационно-емкой системы информатизации, то есть все большего использования информации как самого важного качественного фактора перехода к всестороннему интенсивному развитию всех сфер человеческой жизнедеятельности. Информация превращается не только на экономический и социокультурный конструкт, но и на социоэкоинформационный, в основе которого оптимизация социоэкоразвития общества, в результате чего цивилизация может перейти от стихийного природопользования к рациональному экоразвитию в глобальном масштабе.
Литература:
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М., 2000. — 608 с.
2. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М., 2003. — 584 с.