Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов кинофраншизы «Рокки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов кинофраншизы «Рокки» / С. М. Захаров, И. А. Добренькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 449-453. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21513/ (дата обращения: 16.11.2024).

Под кинофраншизой принято понимать серию фильмов, тематически связанных друг с другом. Как известно, показателем коммерческого успеха фильма являются его кассовые сборы, и если продюсерам аудиовизуального произведения удалось не только окупить затраченные средства, но и получить прибыль, в производство запускается продолжение фильма.

Одной из самых успешных франшиз в истории мирового кинематографа является «Рокки». Совокупные кассовые сборы шести фильмов серии в мировом прокате составили более миллиарда долларов.

Уникальность данного киносериала состоит в том, что каждый последующий фильм серии менялся в зависимости от изменений зрительских предпочтений, однако, далеко не всегда продюсерам удавалось угадывать запросы аудитории.

Первый фильм серии вышел в 1976 году. На тот момент еще не известный актер и сценарист Сильвестр Сталлоне предложил продюсерам студии «United Artists» Роберту Чартоффу и Ирвину Винклеру сценарий фильма о молодом боксере-неудачнике Рокки Бальбоа, которому выпал шанс проявить себя, выйдя на ринг с чемпионом мира Аполло Кридом. Сюжет основан на реальной истории боксерского поединка Мохаммеда Али и Чака Вепнера. Сценарий понравился продюсерам, в свою очередь Сталлоне настоял на том, чтобы он сыграл главную роль. [1]

Руководство «United Artists» не хотело рисковать, и по этой причине выделило на создание картины достаточно скромный бюджет — 1 млн долларов. В качестве режиссера был приглашен Джон Эвилдсен, который к тому моменту зарекомендовал себя как специалист по созданию малобюджетных, но прибыльных и вызывающих резонанс драм: так например, вышедший в 1970 году фильм «Джо» с участием Питера Бойла и Сьюзен Сарандон при бюджете 106 000 долларов собрал в прокате 19 319 254 доллара, что позволило ему занять 11 место в списке самых кассовых фильмов в американском прокате в 1970 году; другой фильм Эвилдсена «Спасите тигра» (1973) принес премию «Оскар» за лучшую мужскую роль актеру Джеку Леммону.

Изначально Эвилдсен хотел отказаться от режиссуры фильма, так как не испытывал интереса к спортивному кино, однако, при прочтении сценария режиссер заметил, что бокс выступает лишь фоном для психологической драмы о добром и открытом человеке, который получил возможность изменить свою жизнь и доказать себе, что он чего-то стоит.

Учитывая низкий бюджет, Эвилдсену и оператору Джеймсу Крейбу приходилось максимально эффективно использовать возможности естественного света, в фильме практически нет искусственного освещения. Во время съемки сцен на улице оператор стремился сделать так, чтобы солнечный свет освещал кадр справа, данный прием позволил сделать изображение рельефным. В сценах в помещениях кадр освещался с помощью обычных бытовых ламп. Подобные технические ухищрения идеально гармонируют с пейзажем позднеосенней Филадельфии и скромно обставленной комнатой Рокки Бальбоа.

В сцене пробежки Рокки по лестнице Художественного музея Филадельфии использовался поясно-плечевой штатив «Steadicam» (носимая система стабилизации для съемки в движения), который на тот момент являлся ноу-хау в сфере киносъемочного оборудования («Рокки» является одним из первых фильмов, снятых с использованием данной технологии). Данный стабилизатор изображения позволял без потерь качества проводить съемку динамических сцен.

Выше изложенные операторские решения внесли большой вклад в создание атмосферы предельной реалистичности происходящего, на которую также повлияли остроумный и лишенный пафоса сценарий, удачно подобранный актерский ансамбль и точная режиссура Эвилдсена, внимательного к разным деталям, создающим достоверность и раскрывающим образы персонажей. Следует также отметить музыку Билла Конти, которая ярко отражает переживания в душе главного героя, а также добавляет драйв в сцены тренировок и финального боксерского поединка.

Духоподъемный и оптимистический фильм, одним из лейтмотивов которого является тезис «Америка — страна возможностей», вышел в американский прокат в 1976 году, в год 200-летия со дня основания США, и заработал 117 235 147 долларов (общие кассовые сборы — 225 млн долларов). [3]

Фильм был оценен не только зрителями, но и критиками, получив три премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший монтаж» (Скотт Конрад, Ричард Хасли) и премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм (драма)».

Таким образом, первая часть киносериала «Рокки» смогла поймать нерв времени, дав зрителю того героя и ту историю, которых он ожидал увидеть на экране кинотеатров. Даже несмотря на то, что Рокки Бальбоа не смог победить Аполло Крида, зритель рад за героя, ведь он достиг своей цели — смог продержаться 15 раундов против непобедимого чемпиона. Стоит также упомянуть, что в самый важный момент своей жизни герой думает не о результатах поединка, а о своей девушке Эдриан в исполнении Талии Шайр. Именно любовь помогла Рокки поверить в себя и не сломаться.

Успех фильма «Рокки» сподвиг Сильвестра Сталлоне снять сиквел, который был выпущен лишь спустя три года после выхода первой части. Запуску проекта мешали разногласия Сталлоне с продюсерами фильма, которые хотели превратить Рокки Бальбоа в наркомана, тем самым опустив персонаж на социальное дно. Сталлоне же всячески отвергал подобные предложения и в качестве компромисса согласился показать неспособность героя приспособиться к жизни без бокса.

Во второй части фильма герой принимает решение закончить спортивную карьеру, он женится на Эдриан и решает найти работу, однако, у него ничего не выходит: на съемках рекламы он проваливается из-за неумения прочитать текст, на работу в офисе его не берут из-за отсутствия образования, а с мясокомбината, куда его по дружбе устроил брат Эдриан Полли, его уволили из-за сокращения штатов. Отсутствие возможностей для самореализации вне бокса и постоянные подстрекания со стороны Аполло Крида вынуждают героя вернуться на ринг. Однако, данное решение не вызывает одобрения беременной Эдриан, которая из-за переживаний о будущем супруга впадает в кому, выйдя из которой она дает Рокки напутствие победить. Как результат, Рокки Бальбоа победил Аполло Крида.

Первый фильм франшизы многие критики называли мужской версией сказки «Золушка», вторая же часть показывает, что после того, как сказка заканчивается, начинается жизнь, к которой нужно приспосабливаться и заново доказывать свое право на место под солнцем.

В отличии от первой части, где Сталлоне выступал актером и сценаристом, в сиквеле он также стал режиссером картины. Кресло оператора занял Билл Батлер, получивший премию «Оскар» за работу над фильмом «Пролетая над гнездом кукушки». Бюджет, увеличившийся до 7 млн долларов, позволил создателям не экономить на технической стороне, однако, вышеизложенные изменения серьезно повлияли на атмосферу фильма. Если в первой части сквозь дешевизну производства проступало новаторство, то продолжение не может похвастаться подобным. Изменения коснулись и драматургии: в отличии от «Оскароносного» оригинала, где образ каждого героя был выписан максимально ярко, в «Рокки II» все герои, кроме Бальбоа, выглядят шаблонными, в результате чего фильм выглядит как эпизод стандартного американского сериала 1970–1980 годов.

Кассовые сборы вышедшего в 1979 году фильма «Рокки II» в США составили 85 182 160 долларов, что на 27 % ниже сборов первой части. [4] Однако, учитывая высокую рентабельность картины, продюсеры решились на запуск в производство третьей части, которая, по задумке Сталлоне, должна была стать финалом истории.

Сюжет «Рокки III» рассказывает о том, как изменилась жизнь Рокки Бальбоа после триумфа. Герой с легкостью одерживает одну победу за другой, гонорары растут день ото дня, его приглашают в качестве гостя на телевизионные программы, его образ используется для рекламы самых разных товаров. Неожиданный успех вскоре обернулся для героя страшной трагедией: потеряв былую хватку, он с позором проиграл молодому и наглому боксеру Клабберу Лэнгу, а всегда поддерживавший Рокки тренер Микки скончался от сердечного приступа. Рокки впадает в депрессию и перестает верить в себя, однако, Аполло Крид, который еще недавно был соперником Рокки, решает тренировать его. Тренировки Аполло и мудрость Эдриан помогают Рокки победить Лэнга и тем самым вернуть себе чемпионский титул.

В отличие от картины «Рокки II», которую критики называли скучной и банальной, третья часть является более динамичной и зрелищной. В «Рокки III» сразу три боксерских поединка, тогда как в «Рокки II» лишь один. В фильме есть философские размышления и рефлексии героя, однако, основной уклон делается на так называемый «тренировочный монтаж» (динамичный показ тренировок под атмосферную музыку), что превращает картину в спортивный боевик.

Стоит отметить, что образ Рокки Бальбоа существенно изменился по сравнению с предыдущими частями. Рокки уже не так наивен и застенчив, как раньше, среди прочего он снимается в рекламе банковских карт, хотя во второй части фильма он не мог прочитать рекламный текст. Подобные сценарные ляпы уничтожают реалистичность образа героя.

Зритель оценил трансформацию франшизы: фильм «Рокки III» вышел в американский прокат 28 мая 1982 года и заработал 125 049 125 долларов. [5] Фильм получил премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня» (композиция «Eye of the Tiger» группы «Survivor»). «Рокки III» вернул доверие зрителей к франшизе, а вышедший спустя полгода фильм «Рэмбо: Первая кровь» закрепил за Сталлоне статус экшн-звезды, хотя за шесть лет до этого в трейлерах первой части «Рокки» Сталлоне позиционировался как драматический актер уровня Марлона Брандо и Роберта ДеНиро.

Сильвестру Сталлоне удалось угадать изменения в потребностях массовой зрительской аудитории, которой наскучили рефлексирующие персонажи, им на смену пришли непоколебимые, уверенные в себе победители.

Четвертая часть, вышедшая в 1985 году, является самой конъюнктурной в серии фильмов о жизни Рокки Бальбоа. Лейтмотивом картины является холодная между США и СССР. Герой мстит за смерть Аполло Крида, отправляясь в Советский Союз, чтобы победить в тяжелой борьбе чемпиона СССР Ивана Драго, самого неэмоционального из противников Рокки. Фильм «Рокки IV» отражает существовавшие в США стереотипы о России. В результате картина вышла карикатурной, а главный злодей больше похож на персонажа компьютерной игры, чем на человека.

Однако, несмотря на сомнительный с художественной точки зрения сюжет, «Рокки IV» — самый зрелищный фильм франшизы. Удачный саундтрек (электронная музыка Винса ДиКолы, песни группы «Survivor», Джеймса Брауна, Роберта Теппера, Джона Кэфферти), непродолжительные диалоги и большое количество сцен «тренировочного монтажа» делают фильм похожим на полуторачасовой музыкальный клип.

«Рокки IV» закономерно стал хитом кинопроката и самым кассовым фильмом франшизы (кассовые сборы в США: 127 873 716 долларов, общие мировые сборы: 300 473 716 долларов). [6] Успех фильма убедил и Сталлоне, и продюсеров в том, что им удалось найти золотую жилу, и вскоре в производство запустили пятую часть серии.

Из-за большой загруженности в новых кинопроектах Сталлоне решил отказаться от режиссерского кресла, вместо него пятую часть, как и первую, снимал Джон Эвилдсен.

«Рокки V» 1990 года представляет собой попытку вернуть Бальбоа к своим истокам. Из-за глупости своего шурина, оформившего доверенность на деньги Бальбоа бухгалтеру, герой из миллионера превращается в банкрота. Вдобавок из-за частых ударов по голове у героя начинаются проблемы со здоровьем, в результате чего Рокки приходится возвращаться с семьей в Филадельфию и начинать все сначала. Пытаясь решить свои проблемы, Рокки соглашается тренировать подающего большие надежды боксера Томми Ганна. Увлекаясь тренировками с будущим чемпионом, Рокки перестает уделять внимание своему сыну. Вскоре Томми Ганн предает своего учителя и уходит к нечистому на руку спортивному промоутеру Джорджу Вашингтону Дюку, у которого была лишь одна цель — подстроить бой Томми Ганна и Рокки Бальбоа. Бой происходит, однако, не на ринге, и в результате уличной драки побеждает Бальбоа.

По словам Сталлоне, «Рокки V» должен был стать достойным финалом киносериала. Однако, фильм был прохладно встречен как критиками, так и зрителями: кассовые сборы в США составили лишь 40 946 358 долларов (при бюджете 42 млн долларов), что является провалом. [7] На наш взгляд, этому есть ряд причин.

Во-первых, зритель оказался не готов к неожиданной смене жанра фильма. К примеру, третья часть представляла собой плавный переход от психологической драмы к боевику. Пятая часть же слишком резко меняет тон повествования, пытаясь скопировать стиль первой части 1976 года.

Во-вторых, создатели фильма не учли изменение отношения зрителей к франшизе. Если одним из сильных мест первого фильма была драматургия, то после четвертой части аудитория стала воспринимать киносериал как бодрый боевик с глуповатым сюжетом, в результате чего зрители, которые пришли в кинотеатры в ожидании экшна, были разочарованы.

В-третьих, сценарий пятой части также вызывает серьезные вопросы. Герой, который еще недавно победил СССР в лице Ивана Драго, вдруг оказался неспособным к борьбе с жизненными трудностями. Если во второй части подобные неудачи Рокки можно было списать на его молодость и необразованность, то после третьей части, где Рокки крайне активно монетизировал свой образ в рекламе, в такие трансформации зритель не верит.

Кинокритики отмечали, что финальный бой Рокки и Томми Ганна ничего не изменил в жизни героя, то есть драматургическая линия не является логически завершенной. По мнению режиссера Джона Эвилдсена, проблема состоит в том, что продюсеры решили изменить концовку фильма. По первоначальному замыслу Сильвестра Сталлоне, Рокки должен был погибнуть в уличной драке, что было бы логично, учитывая как часто в фильме показывались страдания Рокки от головной боли. Однако, продюсеры посчитали, что героев подобно Рокки, которые мотивируют зрителей к занятиям спортом и достижению успеха, нельзя убивать. В результате чего, Бальбоа, которому врачи категорически запретили драться и который чуть не умер после боя с Иваном Драго, побеждает Томми Ганна. Таким образом, сюжетная линия, посвященная проблемам Рокки со здоровьем, также не несет никакой логической нагрузки.

Провал фильма «Рокки V» привел к тому, что на протяжении долгих лет руководители «United Artists» и других кинокомпаний отказывали Сталлоне в запуске шестой части. Голливудские продюсеры не верили в коммерческие перспективы возвращения франшизы и отвергали варианты сценария, которые предлагал Сталлоне. В отличии от сценария первой части, который был написан за два дня, работа над возможными сценариями шестого фильма началась еще в 1999 году, сам фильм вышел лишь спустя семь лет, когда Сильвестру Сталлоне удалось уговорить кинокомпании «MGM», «Revolution Studios» и «Columbia Pictures» профинансировать проект (на фильм были выделены скромные по нынешним голливудским меркам 24 млн долларов).

Одной из главных сложностей для Сталлоне стало выстроить достойную драматургическую линию. Зритель не стал сопереживать Рокки Бальбоа, когда он потерял все в пятой части, в связи с этим единственным поводом вернуться к показу жизни героя стала смерть жены Рокки Эдриан. Герой тяжело переживает смерть жены, живет воспоминаниями и владеет названным в честь покойной супруги итальянским рестораном, где он рассказывает гостям истории из своего боксерского прошлого. Предложение выйти в последний раз на ринг и устроить показательный бой с чемпионом мира Мейсоном Диксоном помогает герою вернуться к жизни.

Ностальгическая драма, максимально приближенная к атмосфере первого фильма, вопреки негативным прогнозам удачно прошла в прокате, заработав 70 269 899 долларов в американском прокате, общие мировые сборы составили 155 720 088 долларов. [8]

На наш взгляд, успех фильма во многом связан с его высоким художественным уровнем (по мнению Сталлоне, фильм 2006 года «Рокки Бальбоа» — лучшая часть франшизы), также на кассовые сборы повлияло то, что к моменту выхода первая часть 1976 года стала культовым спортивным фильмом, на фоне художественных достоинств которого сюжетные недочеты других частей воспринимались не так явно, как во время премьеры.

«Рокки Бальбоа» не только достойно завершил франшизу, но и положительно повлиял на карьеру Сильвестра Сталлоне, который в начале 2000-х годов погряз в фильмах категории «B», которые выходили сразу на VHS и DVD. После выхода шестой части «Рокки» Сталлоне снова стал получать главные роли в фильмах для кинотеатрального проката, а также придумал новую франшизу — «Неудержимые», где главные роли играют легенды боевиков 1980–1990-х годов. Тем самым Сталлоне помог вернуть звездный статус не только себе, но и десяткам своих коллег по актерскому цеху.

Несмотря на то, что шестой фильм является финальным фильмом серии картин, где главным героем является Рокки Бальбоа, в феврале 2015 года был снят спин-офф франшизы — фильм «Крид», рассказывающий о внуке Аполло Крида, тренером которого выступит Рокки в исполнении Сталлоне. [2]

Таким образом, одна из самых культовых франшиз Голливуда «Рокки» на протяжении всего существования постоянно трансформировалась, пытаясь соответствовать постоянно изменяющимся потребностям зрительской аудитории. Выход франшизы за рамки одного главного героя вполне может ознаменовать новый виток в истории киносериала.

 

Литература:

 

1.                  MOVIE REVIEW: A Kinder, Gentler Rocky Balboa [Электронный ресурс] // Los Angeles Times: [сайт]. — URL: http://articles.latimes.com/1990–11–16/entertainment/ca-4530_1_rocky-balboa (01.07.2015)

2.                  Крид [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/782932/ (01.07.2015)

3.                  Рокки [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/6462/ (01.07.2015)

4.                  Рокки 2 [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/7275/ (01.07.2015)

5.                  Рокки 3 [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/7272/ (01.07.2015)

6.                  Рокки 4 [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/7271/ (01.07.2015)

7.                  Рокки 5 [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/7267/ (01.07.2015)

8.                  Рокки Бальбоа [Электронный ресурс] // Кинопоиск: [сайт]. — URL: http://www.kinopoisk.ru/film/195273/ (01.07.2015)

9.                  Сильвестр Сталлоне: от «Жеребчика» до Джона Рэмбо [Электронный ресурс] // Filmz.ru: [сайт]. — URL: http://www.filmz.ru/pub/2/26556_1.htm (01.07.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): III, часть, Бальбоа, фильм, герой, доллар, США, американский прокат, главный герой, успех фильма.


Похожие статьи

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти» в истории литературы

Панорама американского кино XX века (на примере фильмов «Унесенные ветром» и «Звуки музыки»)

Образ Мины в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы

Сюжетно-композиционные особенности производственных романов Артура Хейли

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

Танец как метадраматический элемент драматургии фильма (на примере фильма «Бал» режиссера Этторе Скола 1983 года)

Интертекстуальность и поэтические приемы в анимационном фильме «25-е — первый день» Юрия Норштейна

Преломление гендерных смыслов в общественно-политической проблематике пьесы «Гамлет-машина» Х. Мюллера

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора»

Цветовая символика и художественный образ (на примере пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”»)

Похожие статьи

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти» в истории литературы

Панорама американского кино XX века (на примере фильмов «Унесенные ветром» и «Звуки музыки»)

Образ Мины в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы

Сюжетно-композиционные особенности производственных романов Артура Хейли

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

Танец как метадраматический элемент драматургии фильма (на примере фильма «Бал» режиссера Этторе Скола 1983 года)

Интертекстуальность и поэтические приемы в анимационном фильме «25-е — первый день» Юрия Норштейна

Преломление гендерных смыслов в общественно-политической проблематике пьесы «Гамлет-машина» Х. Мюллера

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора»

Цветовая символика и художественный образ (на примере пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”»)

Задать вопрос