Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 06.08.2015

Статья просмотрена: 24374 раза

Библиографическое описание:

Буйлова, Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 403-408. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 16.11.2024).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1)        пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2)        общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3)        личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4)        содержание курса внеурочной деятельности;

5)        тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6)        описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Таблица 1

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

 

Тема 1.

 

 

 

 

Тема 2…

 

 

 

Раздел 2.

 

Тема 1.

 

 

 

 

Тема 2…

 

 

 

 

Раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности» содержит:

указание учебных пособий, методических и дидактических материалов, используемых при реализации программы;

перечень учебного оборудования, технических средств обучения, цифровых и электронных образовательных ресурсов, демонстрационных пособий и пр.;

описание материально-технической базы, необходимой для реализации программы (информационно-образовательная среда, кабинеты, мастерские и др.).

В заключение программы обязательно приводится «Список литературы» — включает перечень основной и дополнительной литературы; может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.

Разработка и утверждение рабочей программы курса внеурочной деятельности является исключительным правом образовательной организации [7, ст.12], включая определение порядка/регламента этих процессов. При этом организация самостоятельно определяет, как оформить этот порядок/регламент — отдельным локальным нормативным актом или в составе положения о разработке и утверждении основной образовательной программы [7, ст. 28].

Процедура разработки и утверждения рабочей программы курса внеурочной деятельности включает:

разработку проекта программы;

проведение экспертизы проекта программы на предмет соответствия требованиям ФГОС и основной образовательной программе образовательной организации;

рассмотрение и принятие проекта программы органом коллегиального управления образовательной организации, в компетенцию которого входит решение вопроса, связанного с определением содержания образования и организацией образовательной деятельности;

утверждение рабочей программы в комплекте с другими документами, составляющими основную образовательную программу, руководителем организации.

Кадровое обеспечение разработки рабочей программы внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке этих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленных ФЗ «Об образовании в РФ» [7, ст.47, п.3,5], Профессиональным стандартом педагога [1] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения. Особо подчеркнем, что в Профессиональном стандарте содержится трудовая функция по проектированию и реализации образовательного процесса, которая включает: разработку и реализацию программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы; проектирование и реализацию воспитательных программ; разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Лицензирование внеурочной деятельности осуществляется в рамках лицензирования образовательной деятельности образовательного учреждения по программам общего образования. Программы внеурочной деятельности дополнительно не лицензируются.

ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида [2, п.17; 3, п.16; 4, п. 21]. Но при этом важно понимать, что у дополнительного образования детей есть собственные цели, задачи и функции, которые находятся за рамками стандарта.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС, которые закрепили обязательность ее организации, приобретает новую актуальность и позволяет учащемуся определить область интересов, осуществить «пробы» в различных видах деятельности, сделать выбор (самоопределиться) и развить свои способности. А правильное и продуманное использование этого ресурса позволит школе достичь нового качества образования.

 

Литература:

 

1.         Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения 06.07.2015)

2.         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (Дата обращения 03.08.2015)

3.         Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)

4.         Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)

5.         Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (Дата обращения 03.03.2015)

6.         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015)

7.         Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, программа, рабочая программа, образовательная организация, образовательный процесс, РФ, тематическое планирование.


Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Методические приемы работы с компьютерными играми в урочной и внеурочной деятельности

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости использования компьютерных игр в обучении при реализации требований ФГОС ООО, например, умение осуществлять поиск, анализ, оценку информации о событиях и фактах общественных явлениях и ...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Методические приемы работы с компьютерными играми в урочной и внеурочной деятельности

В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости использования компьютерных игр в обучении при реализации требований ФГОС ООО, например, умение осуществлять поиск, анализ, оценку информации о событиях и фактах общественных явлениях и ...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Задать вопрос