Методические аспекты валеологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 08.08.2015

Статья просмотрена: 2351 раз

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Методические аспекты валеологического образования / Т. А. Спицына, Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21534/ (дата обращения: 17.10.2024).

На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших — личное здоровье. В современной государственной политике России решения по проблеме сохранения и укрепления здоровья являются актуальными и приоритетными, что отражено в таких документах, как: «Конвенция о правах ребенка», «Основы законодательства об охране Здоровья граждан», Закон Российской Федерации «Об образовании», Президентская программа «Дети России», «Семейный Кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и другие.

Глобальность проблемы сохранения и укрепления здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологию — науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т. к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной человек, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности. Основы валеологии были разработаны Апанасенко Г. А., Брехманом И. И., Вайнером Э. Н., Казначеевым В. П., Колбановым В. В., Чумаковым Б. Н. и другими. В большинстве исследований ученых отмечается, что валеология — это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Существенную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. В школе нужно создавать благополучную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек — часть природы и его жизнь зависит от нее. Именно поэтому большое внимание в школе должно уделяться реализации педагогической валеологии, цель которой — сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; осознание школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Таким образом, педагогическая валеология — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами [1,2].

Рассмотрим некоторые основные понятия валеологической педагогики, представленные в работах Дорошкевич М. П., Дыхан Л. Б., Кукушина В. С., Татарниковой Л. П.и других:

-          валеологическое обучение — процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построить, а также овладение методами и средствами ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни;

-          валеологическое воспитание — процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения;

-          валеологические знания — совокупность научно обоснованных понятий, идей, факторов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Целью валеологического образования является формирование культуры здоровья, ответственного отношения человека к личному здоровью и окружающей среде. Результат валеологического образования определяется, с одной стороны, уровнем теоретических знаний об основах здоровья и здорового образа жизни, а с другой, что особенно актуально, наличием валеологической культуры, которая позволяет самому человеку занять активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья. Для реализации целей, задач, функций валеологического образования и воспитания необходимо опираться на дидактические принципы, отражающие общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его звеньях. Проблемой разработки дидактических принципов занимались известные ученые: Бабанский Ю. К., Беляева А. П., Загвязинский В. И., Скаткин Н. М., Усова А.В и др. К дидактическим, методическим принципам, определяющим содержание, организацию валеологического образования можно отнести следующие:

-          гуманизации — предполагает внимание к личности каждого ребенка и учащегося как к высшей социальной ценности, что определяет формирование качеств и свойств личности, которые ориентируют на здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы; способствуют развитию самостоятельности и общественной активности, работоспособности и способности к общению;

-          демократизации — предусматривает отношения в общественно-государственной системе валеологического и физического воспитания, расширяющие сотрудничество и ответственность участников за духовное и физическое совершенствование детей и учащейся молодежи, включающие в единый процесс взаимодействия самих учащихся, семью, школу и общественность по сохранению и укреплению здоровья;

-          дифференциации и индивидуализации — создание условий для наиболее полного проявления возможностей и способностей учащихся в свободно выбранных видах и формах валеологической и физкультурно-спортивной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, личностных, психофизиологических особенностей;

-          деятельностного подхода — нацеливание личности ребенка на активное выполнение индивидуальных или коллективных программ физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие познавательных и творческих возможностей, включение в процесс физического самообразования и самосовершенствования;

-          целостности — принцип организации учебно-воспитательного процесса, при котором большое внимание уделяется активному развитию личности в целом, ориентации на формирование общей, валеологической и физической культуры детей и учащихся в единстве знаний, умений, навыков, убеждений, творческих способностей;

-          оздоровительной направленности — является одним из важнейших принципов валеологического воспитания учащихся и заключается в обязательной установке на достижение наибольшего оздоровительного эффекта, т. е. эффекта укрепления здоровья;

-          комплексности используемых оздоровительных средств и мероприятий означает, что невозможно добиться высокого уровня здоровья за счет использования лишь одного или нескольких средств или условий, т. к. только их полноценное и разумное сочетание, соответствующее содержанию компонентов здорового образа жизни, может дать необходимый эффект сохранения и укрепления здоровья. Впрочем, такое требование не противоречит тому, что в оздоровительной системе, принятой конкретным человеком, может преобладающее значение иметь какое-либо одно средство (например, физические упражнения, психорегуляция, очистка организма или др.);

-          научности — является ведущим ориентиром при отборе содержания валеологического образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья индивидуума. Научно обоснованное построение педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Необходимо отметить, что отечественными учеными (Белецкая В. И., Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесов Д. В., Похлебин В. П. и др.) были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие:

-          повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;

-          соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;

-          проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;

-          проведение систематической коррекции психических функции учащихся;

-          совершенствование форм проверки знаний учащихся;

-          тренировка у учащихся памяти, развитие их общих способностей;

-          формирование опыта саморегуляции личностной активности;

-          оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки;

-          обучение умению раскрывать свои внутренние резервы.

Усвоение учащимися определенной системы валеологических знаний и умений, их гармоничное воспитание и развитие может осуществляться в различных формах учебного процесса. К основным формам валеологического образования школьников можно отнести следующие: уроки и дни здоровья, индивидуальные и коллективные беседы, лекции, семинары, праздники знатоков здоровья, проведение «круглых столов», заседание клубов здоровья, классные часы, встречи с врачами, работниками физической культуры и спорта, диспуты, ученические вечера, конференции. Многие формы организации валеологического образования и воспитания могут быть реализованы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», изучение которого позволяет ученикам получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье, жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, теоретические и практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях. В целом, предмет направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий, ориентированных на:

-          улучшение собственного физического и психического здоровья;

-          отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

-          нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

-          сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, особенно условий труда и быта;

-          адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление и др.

Проанализировав содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса мы выделили темы, изучение которых будет способствовать развитию валеологических знаний и умений, валеологической культуры. Рассмотри некоторые из них: «Влияние физических упражнений на развитие растущего организма», «Составляющие хорошей физической формы», «причины опасного влияния почвы на здоровье человека», «Нормы качества воздуха, воды и почвы», «Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств», «Понятие о закаливании», «Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний», «Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве», «Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов» и другие [3,4].

С целью изучения мнения школьников о состоянии своего здоровья и выявления источников валеологических знаний, мы провели анкетирование учащихся 8 классов школы № 553 г.Санкт-Петербурга. Ответы ребят на первый вопрос анкеты позволили сделать вывод, что свой уровень образа жизни и здоровья большинство школьников оценивают хорошим (62 %) и удовлетворительным (35 %). При этом необходимо учитывать то, что данная оценка не является отражением их реального уровня здоровья по медицинским показателям, она скорее всего показывает как в современном мире школьники относятся к собственному здоровью и отображает их отношение к важности сохранения своего здоровья. Валелологические знания у школьников в большинстве случаев формируются в семье, благодаря родителям (41 %). Родители — самые близкие люди, модель и стиль поведения дети копируют с них. Чаще всего родители беседуют со своими детьми о правильном питании, о вреде алкоголя, курения и о необходимости занятий спортом. Для 33 % опрошенных источником информации о здоровье и валеолических знаний выступает интернет. Необходимо отметить, что школу, как источник валеологических знаний, выделили всего 12 % учеников. Причем, 6 % школьников получают информацию из средств массовой информации, а 8 % — от друзей и знакомых. В большинстве случаев, по данным анкетирования, школьники 8-х классов считают, что они не имеют вредных привычек или вредные привычки приобрели недавно. Практически все ученики осознают, что хорошее физическое здоровье — основа их успехов в учебе, предпосылка для достижения жизненного успеха. И, наоборот, нездоровье чаще всего является причиной неуспеваемости в школе, так как от общего состояния здоровья во многом зависит его психические, познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Таким образом, забота о здоровье должна стать естественной потребностью каждого человека. Воспитать у учащихся ответственность за свое здоровье, сформировать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью — главная задача воспитателей, преподавателей и родителей. Культура сохранения, укрепления и восстановления здоровья должна стать одной из составных частей общей культуры человека.

 

Литература:

 

1.                  Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология.-М.: Март, 2005.

2.                  Нагавкина Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности. -М.: Феникс, Ростов-на-Дону, 2004.

3.                  Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: учебно-методическое пособие /В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — М.: Дрофа, 2013.

4.                  Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: 5–9 классы: методическое пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, укрепление здоровья, здоровье, знание, личное здоровье, Российская Федерация, собственное здоровье, большинство случаев, учебно-воспитательный процесс, физическая культура.


Задать вопрос