Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 05.08.2015

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21543/ (дата обращения: 23.12.2024).

Первые системы электронного обучения появились с разработкой аналоговых вычислительных машин в начале двадцатого века. Они использовались для обучения пилотов американских самолетов.

Возникновение в начале 80-х годов персональных компьютеров привело к резкому росту программного обеспечения, что послужило отправной точкой для создания компаний, специализирующихся на образовательном программном обеспечении. На сегодняшний день количество разработанных программ в этой сфере насчитывает несколько тысяч.

Российский рынок дистанционного образования берет начало с 90-х годов прошлого века, когда появились первые программные приложения, позволяющие осуществлять взаимодействие между слушателями и преподавателями на расстоянии. Первые законодательные документы о развитии дистанционной формы образования были приняты в 1992 году, после чего в нескольких крупных высших учебных заведениях страны были внедрены первые системы дистанционного обучения, но развитие компьютерных технологий в России было достаточно низким, поэтому должного развития электронные системы обучения в то время не получили.

Большое влияние на развитие рынка электронного обучения оказало развитие бизнес-образования. Многие компании, предоставляющие услуги в сфере образования, перешли на данную форму обучения

На сегодняшний день развитие электронного образования происходит достаточно быстрыми темпами, лидером является США, где более 90 % всех высших учебных заведений и школ, а также компаний, имеющих в своем составе более полутора тысяч сотрудников, используют дистанционную форму обучения. В России по оценкам специалистов уровень развития электронного обучения от мирового отстает на 5–7 лет. [1]

Электронное обучение представлено в виде нескольких секторов (рис. 1). Дистанционное электронное образование делится на три сектора: корпоративное обучение, образовательный сектор и потребителей индивидуального обучения. В корпоративном секторе заинтересованными компаниями являются те, которым необходимо проводить регулярное обучение сотрудников, особенно если компания имеет многочисленную филиальную сеть.

Рис. 1. Сферы электронного обучения

 

Образовательный сектор электронного обучения можно разделить на государственный сектор, к которому можно отнести государственные учебные заведения и частный, к которому относятся частные учебные заведения и компании, предоставляющие образовательные услуги.

В корпоративном обучении и секторе индивидуального образования можно выделить следующие основные направления, к которым относится большинство дистанционных курсов:

обучение программным приложениям;

изучение сотрудниками новых продуктов компании и корпоративных стандартов;

развитие различных умений и навыков;

обучение различным нормативам, правилам и стандартам;

бухгалтерский учет и законодательство.

Ограничений применения электронного обучения в отраслевом обучении не существует, а эффективность применения зависит от каждой конкретной отрасли. По данным Skillsoft применение e-learning в корпоративном секторе лидирует в следующих отраслях (рис. 2) [1]:

 

Рис. 2. Распределение электронного образования по отраслям

В области государственного образования электронное обучение применимо к любой специальности с ограничениями доли дистанционного и очного обучения в отдельных случаях.

Электронное обучение с использованием современных информационных технологий развивается более двадцати лет, за это время было создано огромное количество программных продуктов, которые можно классифицировать по следующим направлениям (рис. 3) [1], [2], [3], [4], [5].

Рис. 3. Направления развития электронных систем обучения

 

LMS — это высокоуровневое, стратегическое решение для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая онлайновое обучение, виртуальные классы и курсы, проводимые с преподавателем. Основная задача — замена изолированных и разрозненных учебных программ на систематизированные методики по оценке и улучшению компетентности и уровня производительности в масштабах организации. Например, LMS сильно упрощает международную сертификацию, позволяет компаниям соотносить учебные инициативы со стратегическими задачами, разрабатывать эффективные методики масштаба предприятия по управлению знаниями. Направленность LMS — это управление обучающимися, отслеживая их прогресс и рост по всем типам учебных мероприятий. Она осуществляет такие затратные административные задачи, как например генерация отчетов и данных для HR и других ERP систем, но в большинстве случаев не используется для создания учебных курсов.

В противоположность — основная направленность LCMS — Learning Content Management System (система управления учебным материалом) — это учебный контент. Она предоставляет авторам, дизайнерам и экспертам средства для более эффективного создания учебных материалов. Главная бизнес-задача, решаемая LCMS — создание требуемого контента за требуемое время для удовлетворения потребностей отдельных учащихся или групп. Прежде чем разрабатывать непосредственно курс и адаптировать его для многочисленной аудитории, дизайнеры создают многократно используемые объекты и предоставляют их всем разработчикам курсов в организации. Это исключает дублирование усилий разработчиков и позволяет быстро «собирать» кастомизированный контент. [6]

CMS — Course Management System (система управления курсами) — является промежуточным звеном между двумя описанными выше системами, выполняет в большей степени функции по созданию онлайн-курсов, в настоящее время может дополняться модулями для администрирования учебных процессов.

MLE — Managed Learning Environment (оболочка для управления обучением) — является программным приложением, позволяющим объединить в одно целое все наработанные в организации электронные модули, обеспечить выполнение административных задач.

LSS — Learning Support System (системы поддержки обучения) — предоставляют широкий набор инструментов для публикации теоретического материала, тестирования обучаемых, а также автоматизируют администрирование и сопровождение процесса обучения. Однако существенного влияния на повышение эффективности образовательного процесса эти системы не оказывают, так как в них отсутствует функциональность, обеспечивающая поддержку формирования таких базовых навыков, как решение задач, являющихся наиболее значимой основой подготовки специалистов в различных прикладных областях.

LP — Learning Platform (образовательная платформа) — включает в себя всю совокупность дистанционных технологий по созданию и администрированию процессов обучения, в том числе построение образовательного портала учреждения.

VLE — Virtual Learning Environments (виртуальные среды обучения) — виртуальная среда обучения — это образовательная система в формате e-learning, которая воспроизводит процесс классического, очного обучения, предоставляя равноценный доступ к учебным занятиям, контенту, заданиям, экзамена и прочим компонентам учебного процесса. Важная часть этой среды — это социальное пространство, в котором преподаватели и обучающиеся могут взаимодействовать с помощью различных инструментов. [7]

TMS (Talent Management System) — система управления талантами, уже получившая распространение на западе, но еще не дошедшая до России. TMS представляет собой интегрированный пакет программного обеспечения, основанный на четырех характеристиках управления талантами: прием на работу, служебная деятельность, обучение и развитие. TMS являются помощниками для компаний в обеспечении стратегического развития с помощью накопления и развития человеческого капитала.

Внедрение электронного обучения обладает целым рядом преимуществ [1]:

-          одно из основных преимуществ электронного обучения — это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35–45 %;

-          для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения — сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. Стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32–45 %;

-          электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя;

-          для обучающихся с помощью e-learning — это возможность обучения в своем темпе в любое удобное время;

-          по сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15–25 %;

-          другие достоинства e-learning — лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.

Несмотря на целый ряд преимуществ у электронного обучения есть свои недостатки. Основной недостаток e-learning — это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100 % гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:

ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip адрес;

использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки глаза;

настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на ответ, т. е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы, система подаст сигнал о возможных нарушениях;

тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.

Другой недостаток электронного обучения — отсутствие мотивации извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию.

При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.

В заключении можно сделать следующие выводы:

-          зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса, во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения;

-          развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли;

-          на сегодняшний день создано огромное количество программных продуктов, обеспечивающих поддержку электронного обучения, которые специализируются в разных областях обучения, но следует отметить, что в последнее время границы между специализированными приложениями стираются, и идет процесс создания интегрированных продуктов для e-learning.

 

Литература:

 

1.         Обзор мирового и российского рынка электронного обучения, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42 %23a11

2.         В. А. Богомолов Обзор бесплатных систем управления обучением, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/9_bogomolov.htm

3.         Рынок систем дистанционного образования, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.distancelearning.ru/db/el/9718E35D3B7363BCC3256E1F005D26F8/doc

4.         А. В. Батаев, А. А. Поповский Банковское дело. Интегрированные банковские системы. Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2006, 80 с.

5.         А. В. Батаев и др. Банковское дело. Интегрированная банковская система «БИСквит». Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2006, 108 с.

6.         LMS and LCMS: В чем разница? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng.websoft.ru/db/wb/B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.html

7.         Ю. Духнич Virtual Learning Environment — Виртуальные среды обучения, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smart-edu.com/virtual-learning-environment.html

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, LMS, TMS, LCMS, Россия, очное обучение, система управления, учебный материал, корпоративное обучение, Образовательный сектор.


Задать вопрос