В статье описываются факторы, влияющие на ухудшение здоровья студентов-первокурсников. Представлены результаты исследований заболеваемости студентов, обучающихся в ННГУ. Отмечается тенденция снижения показателей здоровья молодежи за счет роста низкого уровня двигательной активности и наличия вредных привычек. Рекомендуется ежемесячное медицинское обследование всех студентов, занимающихся физической культурой и спортом. Повышение качества занятий и активности студентов возможно при постоянном улучшении материальной базы.
Ключевые слова: здоровье, заболеваемость студентов, физическое развитие, медицинские физкультурные группы.
The article describes the factors affecting the deterioration of health first-year students. The results of incidence studies of students enrolled at the University of UNN. There is a trend to reduce youth health indicators due to the growth of low-level motor activity and the presence of harmful habits. Recommended monthly medical examination of all the students engaged in physical culture and sports. Improving the quality of work and activity of students is possible with the continuous improvement of the material base.
Key words: health, the incidence of students, physical development, medical physical training group.
Студенты как социальная группа всегда являлись объектом особого внимания. Здоровье молодежи занимает основные позиции в связи с целым рядом факторов. Молодежь — это значительная часть трудовых ресурсов и здоровье нации через 15–20 лет. От состояния здоровья студентов зависит становление и развитие социально-экономической сферы государства. В научных исследованиях Бабенковой Р. Д., Абаскаловой Н. П., и других ученых отмечается нарушение здоровья у 80–85 % студентов вузов. Бесспорно, в процессе учебы в вузе состояние здоровья студентов ухудшается, а число хронически больных студентов растет из года в год.
Эти негативные тенденции, характерные для всех вузовских центров России, в значительной степени определяются региональными особенностями.
На момент студенчества приходятся важные периоды физиологических перестроек, биологической эволюции и адаптации растущих организмов учащихся. Первый курс 16–17 лет — заканчивается подростковый период, с 18 до 21 года — три года юношеского периода, в 21 год, то есть с 4-го курса начинается первый период зрелости. За пять лет три раза меняется программа функциональной обеспеченности работы организма, чему соответствуют два переходных периода, связанных с коренными революционными перестройками, доминантами и статус-кво во взаимоотношениях органов и систем. Главенствующая Центральная Нервная Система — в эти периоды находится в состоянии крайней мобилизации и концентрации — управляя и контролируя процессы неотвратимых перестроек.
Культурный и академичный подход со стороны педагогического, медицинского и родительского сообщества предполагает наблюдение, учет и контроль, профилактику, выражающихся в превентивных мероприятиях снятия перенапряжения нервной системы, следовательно, устранения дезадаптации как почвы для возникновения новых заболеваний и обострения хронических [1, с.381].
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей состояния здоровья учащегося. Чем значительнее отклонения в физическом развитии ученика, тем больше вероятность наличия функциональных нарушений или хронических заболеваний.
Студенты, обучающиеся в ВУЗах, являются неотъемлемой и прекрасной частью Российского молодежного сообщества и ему свойственны все достоинства и некоторые проблемы, актуальные для учащейся молодежи на сегодняшний день.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, нервно-психического и социального благополучия.
Анализ заболеваемости студентов-первокурсников, обучающихся в ННГУ:
12 % студентов в общей массе имеют хронические заболевания, из них — 39 % — несколько заболеваний, основное и сопутствующее — т. е. «букет». Приоритет первой тройки заболеваний [2, с.16] –
1. Опорно-двигательный аппарат — это сколиоз, плоскостопие;
2. Нервная система — это вегето-сосудистая дистония;
3. Зрение — это миопия, близорукость.
Студенты с данной проблематикой стоят на учете у медработника института и подвергаются усиленному вниманию со стороны куратора группы, студенческого профкома, психолого-педагогической службы, медработников кафедры медицинской подготовки. Они объединены в специальные медицинские физкультурные группы, в которых два раза в неделю занимаются лечебной физкультурой под руководством преподавателей по профилю адаптивной физкультуры.
Систематизируя основную группу студентов — «здоровых студентов» — их 89 %, мы видим проявление естественного фундаментального закона — закона нормального распределения. Против 11 % «больных студентов» из общей массы наших учащихся — 11–14 % студентов — занимаются в группах спортивного совершенствования спортсменов – это «спортсмены». [1, с.384].
Что же происходит с остальными студентами— которые и не спортсмены, и не являются больными — их остается 75 % [5, с.142]. По состоянию здоровья они тоже делятся на две группы: 60 % — основная физкультурная группа, 1-я группа здоровья (не имеющая никаких заболеваний и функциональных отклонений). Эта группа обязана сдавать физкультурные нормативы, демонстрирующие основные физические качества человека: сила, скорость, выносливость. 2-я группа – их 40 % — подготовительная физкультурная группа или 2-я группа здоровья (имеющие функциональные отклонения), не обязана сдавать вышеуказанные нормативы [4, с.550].
Имея в общей массе нормальный паттерн физического развития, студенты проявляют противоречивые характеристики проявления основных физических качеств (сила, скорость, выносливость). Сила — 50 % юношей и девушек справляются с нормативом на «хорошо» и «отлично», 20 % — на «неудовлетворительно» [2, с.17]. Скорость: 30 % девушки и 18 % юноши — «хорошо» и «отлично», 25 % девушки и 35 % юноши — «неудовлетворительно» [5, с.143]. Выносливость: 13 % юноши и 32 % девушки — «хорошо» и «отлично»; 70 % юноши и 60 % девушки – «неудовлетворительно» [1, с.385].
Морфологические и функциональные характеристики современных студентов.
1. По физическому развитию наблюдается адекватная возрастная гетерохронность (неравномерность) процессов роста и функций — размеры опережают функциональные возможности организма, и особенно первокурсников [2, с.17].
2. Согласно «регионального эталона физического развития» — девушки- первокурсницы в большей степени имеют недостаток массы тела, а у юношей прослеживается гармоничное распределение [4, с.551].
3. Длина тела у юношей, согласно «Регионального норматива» показывает тенденцию и фактически «высокий рост» — и в свою очередь юноши более рослые относительно девушек [7, с.31].
4. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о тенденции к гипотонии, у девушек она более выражена, у них часты тахикардия и брадикардия, что свидетельствует о нестабильности их регуляторных систем вегетативной нервной системы в отличие от юношей [6, с.53].
5. Вегетативная обеспеченность проявляется большей симпатизацией (возбуждением) у юношей, девушки более склонны к ваготоническому возбуждению (т. е. они более спокойны).
6. Психостатус находится на уровне нормальных распределений и некоторое напряжение отдельных факторов объясняется напряжением общего периода адаптации первокурсников при переходе из школы в институт — срезы проводятся в октябре-ноябре [6, с.53].
Работа по оптимизации состояния здоровья студентов ННГУ ведется непрерывно, а именно:
1. Кафедрой медицинской подготовки и Общеинститутской научно-исследовательской лабораторией в течение уже 7 лет проводится скрининг физического здоровья студентов-первокурсников. Обследовано более 3000 студентов по более чем 40 факторам физического, нервно-психического и социального статусов — более того, исследование проводится самим студентом в формате лабораторной работы, с использованием стандартных методик и кафедрального сайта — под контролем преподавателей [3, с.199].
2. Студенты, имеющие к тому показания, более углубленно обследуются инструментальным методом кардиоинтервалографии на предмет оперативного выявления напряжения нервной системы.
3. Обоснование, разбор и выводы данных скринингов проводятся преподавателями кафедры медицины в сотрудничестве со специалистами — профессорами на договорной основе, кафедры педиатрии и гигиены Нижегородской Медицинской академии; Нижегородского института развития образования; Московского НИИ Возрастной Физиологии РАО; Московского НИИ гигиены детей и подростков РАМН [3, с.201].
4. Включение в учебный процесс «Дневника самоконтроля» за индивидуальным здоровьем в течение трех лет с первого по третий курс, аналога современного «Паспорта здоровья». Дневник активно ведется студентом под контролем преподавателя.
5. Санбюллетени-стенгазеты выпускаются по тематикам сезонных заболеваний и возрастных проблем.
6. Студентами активистами проводятся тематические творческие представления и ролевые игры перед сокурсниками института, в школах города и района, в детском доме по темам: «Борьба со СПИДом» — «Борьба с вредными привычками».
7. Ведется плановая согласованная работа кафедры МП и БЖД — по оптимизации санитарии гигиены питания студентов с акцентом на студентов общежитий.
8. Секцией пешеходного туризма «ГЕО» организовываются и проводятся ближние и дальние походы с участием и студентов и школьников города и района.
Студенты приходят на первый курс как результат и плод творчества среды проживания и образования. На их функциональное напряжение и адаптацию накладывает отпечаток периода 11-го класса с непрерывной подготовкой к выпускным экзаменам или ЕГЭ, подготовкой к вступительным (конкурс ЕГЭ), приход в ВУЗ, адаптация к новым требованиям, организации и социализации. Плюс переходный период «подросток-юноша» и плюс у 11 % дополнительный экзогенный раздражитель — сопутствующее заболевание [3, с.202].
Студенты к концу обучения, несомненно, становятся здоровее, об этом явно свидетельствует количество обращаемостей в медицинский кабинет и количество пропусков по болезни, к четвертому курсу они сокращаются на 80 %, а к пятому – на 90 % относительно первого курса.
Литература:
1. Осянин А. Н., Ушакова Я. В. Здоровье молодежи как фактор сбережения человеческих ресурсов социума / Вестник университета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1(4). — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. — С. 379–387.
2. Стамова Л. Г., Сикачева Ю. М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению студентов // Культура физическая и здоровье. — 2010. — № 3. — С. 16–18.
3. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Вестник университета им. Н. И. Лобачевского. № 4. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. — с. 197–202.
4. Ушакова Я. В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов / Региональный аспект. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, В 2 т. Том II. — Нижний Новгород:, 2007. — С. 549–552.
5. Ушакова Я. В. Здоровье в системе ценностей студенческой молодежи / Модернизационный потенциал регионов: сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции, Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. — С. 141–144.
6. Функциональные характеристики современных студентов / В. Ю. Маслова Е. А. Калюжный, М.Маслова [и др.] // Исследования в области естественных наук. — Июнь 2014. — № 6, с.51–54.