В статье проведен всесторонний анализ социально-экономическое положение в Кыргызской Республике в период с 2009 по 2014 гг. и рассмотрены и проанализированы различия социально-экономическое развитие, и влияние их на политическую и экономическую обстановку в республики, а также анализу и оценке уровня жизни населения.
Ключевые слова:социальное обеспечение, уровень жизни населения, потребительские расходы, городские и сельские жители, уровень бедности,прожиточный минимум, рынок труда и социальных факторов общественного развития.
The paper conducted a comprehensive analysis of the socio — economic situation in the Kyrgyz Republic in the period from 2009 to 2014. and reviewed and analyzed the differences of socio-economic development, and their influence on the political and economic situation in the Republic, as well as the assessment and evaluation of living standards.
Keywords:social security, living standards, consumer spending, urban and rural residents, the level of poverty, minimum wage, labour market and social factors in social development
Кыргызская Республика — высокогорная страна. Почти 90 % территории республики лежит выше 1500 м, средняя высота 2750 м, наибольшая -7439 м, самая низкая 401 м. Климат континентальный. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Ошская, Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Таласская, Чуйская, Ыссык-Кулская. Каждая область подразделяется на районы. По республике -40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских советов. Кыргызстан с 1991г приступила к комплексной программе экономических преобразований. В результате интенсивной приватизации в 1992–93гг, к концу 1998 доля частного сектора составила: в промышленности 87 %, торговле -97 %, строительстве -57 % и транспорте -55 %. С 2000 проводится активная работа по приватизации стратегических отраслей страны, таких, как энергетика и телекоммуникации. Уровень приватизации в республике выглядит так: в промышленности-88,6 %, в строительстве -58,7 %, в транспорте -56,9 %, в торговле и общественном питании -97 %, в бытовом обслуживании -99,85 %. В результате, основная часть предприятий находится в негосударственном секторе и их деятельность регулируется рыночными отношениями. Под качеством жизни населения понимается комплексная категория, отражающая всю систему сложившихся в регионе условий и предпосылок социального развития, а также достигнутых в нем социальных результатов экономического развития, обеспечивающих имеющиеся на данный период времени возможности полноценной реализации человеческого потенциала, повышения уровня личного и общественного потребления материальных благ и услуг, всестороннего развития личности, обеспечения высокого уровня образования и культуры, поддержания благоприятной природной среды и здорового образа жизни, комфортных условий проживания и комплексной безопасности человека. К числу ключевых компонентов качества жизни населения в регионах и важнейших направлений его комплексной оценки отнесены: уровень развития потребительского рынка; уровень доходов населения; обеспеченность населения основными материальными благами; уровень развития здравоохранения и образования; состояние рынка труда и миграционная привлекательность; обеспеченность населения жильем и качество жилищных условий [8]. Понятие доходов, социального обеспечения и потребления материальных благ — как показателей качества жизни. Сущность статистических исследований деятельности человека. Виды уровней жизни населения, по макроэкономическим и демографическим показателям. За последние годы мы сталкивались с некоторыми проблемами, экономического и социального характера. Как мы знаем, что благосостояния каждого народа зависят от экономического развития данной страны. Проблема бедности существует на протяжении многих веков. Она не утеряло свои актуальности и в наши дни. Правительство что за последние годы увеличил средний размер заработную плату в отраслях образовании науки, культуры и медицины почти в два раза. Тем не менее, с повышением средней заработной платы, пенсий и пособий и подорожала необходимые продукты питания, повысились цены на товары повседневного спроса и тарифы на коммунальные услуги [4c.134–143]. Уровень жизни населения — это обеспеченность населения всеми необходимыми для него материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, и так же степень удовлетворения их рациональных потребностей [1]. Оценка уровня жизни населения является одной из главных характеристик развития общества в целом и характеризует эффективность проводимой в государстве социальной и экономической политики [3с.18–26].
Цели работы является изучение уровня жизни населения и социальных факторов общественного развития, динамики уровня жизни в условиях перехода к рыночной экономике
Материалы и методы исследования
Методологические аспекты и методика исследования территориальной дифференциации качества жизни населения региона, территориальных процессов социально- экономического развития региона: подходы и методы, методика исследования территориальной дифференциации качества жизни населения региона. и данные национального статистического комитет Кыргызской Республики, отдел сводных работ и распространения статистической информации.
Результаты и их обсуждения
Переход на новую экономическую систему и разрыв прежних производственных связей привели республику в первые годы самостоятельного развития, как и др. страны СНГ, к глубокому экономическому кризису. После 1990 объёмы производства интенсивно снижались, а в 1995 достигли самой низкой отметки. К примеру, в 1995 валовой внутренний продукт (ВВП) составил всего 50, 3 % от уровня 1990 (100 %), валовой промышленный продукт 35 %. В 1996 замедлился экономический спад, производство стало стабилизироваться, например, по сравнению с 1995, ВВП увеличился на 5,6 %, промышленное производство -на 10,8 %, сельскохозяйственное -на 13,1 %. По итогам 2000 ВВП увеличился на 5,1 %, инфляция снизилась до 18,7 %, дефицит государственного бюджета (по отношению к ВВП) уменьшился до 2 %. Однако отмеченные достижения ещё не следует признавать стабильными. В экономическом развитии есть немало фактов, свидетельствующих о продолжающихся кризисных явлениях. Например, нельзя признать удовлетворительным соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчёты, произведённые на макроэкономическом уровне с учётом массы наличных денег и скорости её обращения, показали, что отношение совокупного спроса к ВВП не изменяется в нужном направлении. Банки республики пока выдают, главным образом, краткосрочные кредиты для торговли. Долгосрочные кредиты имеют мизерные объёмы. Обменный курс национальной валюты -сома пока не стабилизировался, и с 10,8 сома на 1 доллар США в 1995 повысился до 62,7 сомов в 2015г. Развитие в промышленном секторе обеспечивается, в основном, за счёт электроэнергии, цветной металлургии и пищевой промышленности. Достижения в сельском хозяйстве, в основном, обеспечиваются крестьянскими хозяйствами. Валовой сбор зерновых остаётся высоким, сохраняя тем самым общий рост. В то же время сокращается производство шерсти, снизилась урожайность и уменьшились площади сева, резко сократилась численность поголовья скота и птицы. В настоящее время сельское хозяйство, из-за невозможности полного перехода на рыночные условия хозяйствования, находится в упадке. Стабилизация экономики опирается на укрепление финансовой и денежно-кредитной системы, на существенное снижение уровня инфляции. Посредством применения твёрдой денежно-кредитной политики, уровень инфляции находится в пределах 17–19 %, ссудный процент снижен до 40–50 %. Проблема финансовой стабилизации не может быть решена в отрыве от экономики. В конце мая 2001 на Национальном собрании была принята «Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года». Цель этой программы — достижение политического и социального благополучия народа Кыргызстана. Комплексная основа развития Кыргызской Республики предусматривает сокращение к 2010 бедности в два раза. Для этого необходимо сохранять среднегодовой прирост ВВП в 5 % и снизить инфляцию до 5 % в год. Прогнозируемый экономический рост может быть достигнут, если к 2010 уровень валовых внутренних инфляции составит 20 % ВВП. В настоящее время он составляет 17 % ВВП. Результаты оценок измерения благосостояния населения в Кыргызской Республике произведены на основе выборочного обследование бюджетов 5016 домашних хозяйств. Результаты опроса показывают, что уровень бедности в 2011, рассчитанный по потребительским расходам, в целом по стране составил 36,8 процента и увеличился по отношению к предыдущему году на 3,1 процентных пункта. Для оценки уровня бедности в качестве порогового значения была применена черта бедности, пересчитанная по данным интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы за 2011 г. Пересчет черты бедности произведен в соответствии с «Методикой определения черты бедности», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2011 года № 115 и обусловлен уровнем инфляции, превысившим десяти процентный порог и составившим 116,6 процента. Стоимостная величина общей черты бедности в 2011 г. составила 25849 сомов в год на душу населения, крайней — 16089 сомов. Уровень бедности в городских поселениях увеличился на 7,1 процентных пункта, в сельской местности — на 0,9 процентных пункта. За чертой бедности в 2011 г. проживали 2 млн. 43,6 тыс. человек, из которых 69,9 процента являлись жителями сельских населенных пунктов. Позитивные сдвиги в улучшении благосостояния населения наблюдались в Ыссык-Кульской области, где уровень бедности по сравнению с предыдущим годом снизился на 8,5 процентных пункта. При этом, наряду со снижением уровня бедности в сельской бедности на 13,1 процентных пункта, наблюдался рост показателя на 2,9 процентных пункта в городских поселениях. Аналогичная ситуация отмечена в Нарынской области где наряду со снижением уровня бедности в сельской местности на 4,3 процентных пункта, наблюдался рост бедности в городских поселениях на 0,5 процентных пункта. В остальных регионах республики отмечен рост бедности относительно предыдущего года. В г. Бишкек уровень бедности увеличился на 10,5 процентных пункта. В Таласской области рост бедности составил 7,8 процентных пункта. При этом уровень бедности городского и сельского населения взрос, соответственно, на 13,6 и 6,8 процентных пункта. В Чуйской области уровень бедности сельского населения увеличился на 8,0 процентных пункта, городского — на 1,0 процентных пункта. Уровень крайней бедности в 2011 г. составил 4,5 процента и уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентных пункта, при этом крайняя бедность в городских поселениях снизилась на 1,6 процентных пункта, в сельской местности — на 0,3 процентных пункта. В Ошской области рост бедности составил 2,8 процентных пункта. Бедность сельского и городского населения возросла, соответственно, на 3,2 и 1,2 процентных пункта. В Баткенской области уровень бедности увеличился на 2,0 процентных пункта. При этом, наряду с ростом уровня бедности в сельской местности на 3,1 процентных пункта, наблюдалось снижение бедности в городских поселениях на 1,2 процентных пункта. В Жалал-Абадской области уровень бедности увеличился на 0,6 процентных пункта. Рост бедности в городских поселениях составил 10,8 процентных пункта, при этом бедность в сельской местности снизилась на 3,7 процентных пункта. Глубина бедности в целом по стране осталась на уровне 2010 года и составила 7,5 процента, а острота бедности снизилась с 2,5 процента в 2010 г. до 2,2 процента в 2011г. Методы измерения бедности. Исследования бедности в Кыргызской Республике начато в 1996 г. в рамках реализации Проекта «Мониторинг бедности» при методологическом и финансовом содействии Всемирного Банка на основе выборочных обследований домашних хозяйств. При определении стоимости общего и среднедушевого потребления суммируются все данные всем потребительском расходам населения: Расходы на продукты питания — расходы населения на приобретаемые продукты питания, продукты питания, потребляемые вне дома. В эти расходы включается также стоимость продуктов собственного производства и полученных в подарок. Приобретаемые продукты питания — стоимость потребленных продуктов питания, купленных в отчетный период или ранее. Продукты питания, потребляемые вне дома — расходы на продукты питания, приобретаемые и потребляемые вне дома в течение обследуемого периода времени. Продукты собственного производства — оценка стоимости продуктов питания, произведенных домохозяйством для собственного потребления. Непродовольственные товары и услуги — расходы на приобретение одежды, обуви, белья, тканей, мыломоющих средств и предметов личной гигиены, галантереи, предметов домашнего обихода, предметов для отдыха, занятий, увлечений, строительных материалов и сантехники, ремонт дома, услуги прачечных, бань и саун, парикмахерских, оплату транспорта, услуг здравоохранения, образования и жилищно-коммунальных услуг. Товары длительного пользования — учет условной стоимости пользования этими товарами т. е. обобщающие и комплексные показатели оценки уровня жизни [5c.205–206]. Все расходы, описанные выше, складываются для получения стоимости общего семейного потребления в год. Стоимость среднедушевого потребления определяется путем деления стоимости общего семейного потребления на количество членов домохозяйства. Общий уровень бедности: 2010г. — 33,7 %, 2011г. — 36,8 %, уровень крайней бедности: 2010г. — 5,3 %, 2011г. — 4,5 %, черта бедности в ценах 2011 г. составил: а) Общий уровень бедности — 25840 сом в год; уровень крайней бедности — 16089 сом в год (таблица1)
Таблица 1
Уровень бедности сельского и городского населения в %
Годы |
Всего |
Сельская местность |
Городская местность |
|||
из них очень бедные |
бедные |
из них очень бедные |
бедные |
из них очень бедные |
бедные |
|
2009 |
6,6 |
35 |
8,5 |
41,7 |
3,2 |
23,2 |
2010 |
6,1 |
31,7 |
7,7 |
36,8 |
3,2 |
22,6 |
2011 |
3,1 |
31,7 |
3,3 |
37,1 |
2,7 |
21,9 |
2013 |
5,3 |
33,7 |
6 |
39,5 |
4,2 |
23,6 |
2014 |
4,5 |
36,8 |
5,7 |
40,4 |
2,6 |
30,7 |
Низкий уровень материальной обеспеченности населения является основной причиной бедности. Недостаточное наличие финансовых средств заставляет часть населения выживать и в этой ситуации, при этом в большей степени страдают дети. Именно материальное благосостояние является индикатором качества жизни, от которого зависит полноценное питание, качество и объем получаемых услуг. За 2007–2011гг. значение индекса в целом по республике увеличилось с 65,4 процента до 67,4 процента. Из шести субиндексов, составляющих индекс детской бедности, субиндекс детских лишений и бедствий возрос на 7,8 процента, субиндекс демографических потерь — на 6,4 процента и материальной детской бедности на 4,3 процента. Наряду с этим, субиндекс здоровья за этот период снизился — на 3,4 процента, образования и воспитания — на 2,0 процента, и детских рисков — на 1,2 процента. Основное оружие против бедности — это такая политика, которая была бы, направлена на экономический рост. В нашей стране слаба и социальная политика. Ее меры не совсем адекватны ситуации, и поэтому бедный в КР получает значительно меньше помощи, чем бедный в других странах. Еще одна трудность — расслоение по условиям получения качественных медицинских и образовательных услуг. Жизненно важны реформы медицинского страхования и образования, проведенные таким образом, чтобы и бедным эти услуги были доступны. Сейчас такого подхода нет, и бедные не получают ни качественной медпомощи, ни качественного образования, и в последнем случае они не получают шанса вырваться из бедности. Сумма общей задолженности по выплате заработной платы в целом по республике на 1 июня 2014г. по сравнению с аналогичной датой предыдущего года увеличилась на 4,8 процента.
Из общей суммы просроченной задолженности по выплате заработной платы значительную долю составляла задолженность работникам предприятий и организаций Чуйской (27,9 процента), Джалал-Абадской (22,2 процента) и Баткенской (12,8 процента) областей. По данным Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики, численность незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости в поисках работы, на 1 июля 2014г. составила 93,7 тыс. человек и по сравнению с аналогичной датой 2013г. уменьшилась на 2,7 процента, а численность зарегистрированных безработных, соответственно, 58,5 тыс. человек и на 2,3 процента. Из общего числа зарегистрированных безработных, 34,7 процента составили женщины. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,3 процента от экономически активного населения. Прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума во II квартале 2014г. составила 5011,43 сома и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 6,7 процента, а по сравнению с I кварталом 2014г. ее рост также составил 6,7 процента. Для оценки уровня бедности в качестве порогового значения была применена черта бедности 2012г., проиндексированная на среднегодовой индекс потребительских цен. Стоимостная величина общей черты бедности в 2013г. составила 27768,5 сома в год на душу населения, крайней — 16249,1 сома. За чертой бедности в 2013г. проживали 2 млн. 135 тыс. человек, из которых 73,6 процента являлись жителями сельских населенных пунктов [2]. Заработная плата и рынок труда в январе-мае 2014г. среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) составила 11668 сомов, увеличившись по сравнению с январем-маем 2013г. на 7,9 процента, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, возрос на 1,9 процента.
Исходя из официального курса валют, установленного Национальным банком Кыргызской Республики, среднемесячная заработная плата одного работника в январе-мае 2014г. составила 222,1 доллара США. В мае т. г. по отношению к маю прошлого года отмечалось повышение темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы. В январе-мае 2014г. по сравнению с январем-маем прошлого года в целом по республике отмечен рост заработной платы в бюджетной сфере. Повышение темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы наблюдалось в большинстве видов экономической деятельности, за исключением предприятий и организаций по добыче полезных ископаемых, гостиниц и ресторанов, здравоохранения и социального обслуживания населения. Социальное положение и уровень жизни населения необходимо рассматривать не только с точки зрения сложившегося уровня потребления и степени удовлетворения потребностей.
В соответствии со структурой прожиточного минимума, утвержденной Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 694 от 6 ноября 2009г., доля продовольственных товаров составила 65 процентов, непродовольственных — 16 процентов, услуг — 17 процентов и налогов — 2 процента. Уровень бедности в 2013г. уровень бедности в целом по республике составил 37 процентов и по отношению к предыдущему году снизился на один процентный пункт. При этом, в городских поселениях уровень бедности снизился на 6,9 процентных пункта, а в сельской местности он, напротив, увеличился на 1,8 процентных пункта.
Уровень бедности в Кыргызстане снизился до 37 % [6]. Наиболее позитивные сдвиги по улучшению благосостояния населения, по данным Национального статкомитета, наблюдаются в Таласской, Джалал-Абадской, Ошской областях и в городе Бишкеке. В данное время общая черта бедности составляет 2 тыс. 314 сомов на душу населения, а крайней бедности — 1 тыс. 354 сома. Так, в рамках исполнения Стратегии развития социальной защиты населения на 2012–14 годы, Минсоцразвития инициировало повышение гарантированного минимального дохода на 10 % до конца года, что позволит увеличить пособия детям из малоимущих семей. В данное время в республике насчитывается 115 тыс. семей, чей доход на каждого члена семьи не превышает 640 сомов. В них проживает свыше 336 тыс. детей. В целом, с начала года сумма выплат нуждающимся детям превысила один миллиард сомов, более миллиарда сомов было выплачено в виде в виде ежемесячных социальных пособий. Показателем уровня жизни населения Кыргызской Республики является структура питания населения. Полученные данные наглядно показывают, что, несмотря на снижение уровня бедности в Республике, структура питания существенно отстает от уровня советского периода и находится на уровне, недостаточном для обеспечения полноценного развития общества. Немаловажное влияние на состояние здоровья населения оказывает чистая питьевая вода. Уровень доступности населения к чистой питьевой воде за последние 5–7 лет возрос с 65,7 до 82,4 %. Тем не менее еще свыше 17,6 % населения, живущего в сельской местности, пользуются питьевой водой из рек, арыков и родников, что представляет серьезную опасность для их здоровья. В последние годы отмечаются вспышки, острых кишечных инфекций, что связано также с низким качеством или отсутствием чистой питьевой воды в сельской местности. В 2012г. обеспеченность медицинскими работниками на 10 тыс. населения составила 24 врачей против 26 — в 2004 г. и 58 среднего медицинского персонала против 67, соответственно, в 2004 г. Отток медицинских кадров в этот период был связан с ухудшением условий труда и быта медицинских работников, особенно в сельской местности. Поэтому уровень населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, снизился и составил 8,9 %. Денежные переводы мигрантов по итогам первого квартала сократились на 33 %. В прошлом году, общий объем переводов трудовых мигрантов составил $2 млрд 17 млн. «По итогам первого квартала текущего года денежные переводы трудовых мигрантов из России составили $267,4 млн, что на 33 % меньше, чем в 2014 году». В общем объеме денежных переводов мигрантов, поступающих в Кыргызстан, более 90 % приходится на Россию. При этом в валютной структуре поступающих средств около 70 % приходится на рубли [7].
Заключение: Таким образом, социальная положения должна включать не только оказание помощи малоимущим слоям населения, и создавать необходимый механизм регулирования доходов и потребления населения на основе реформирования системы оплаты труда, поэтапного сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума, совершенствования системы налогообложения.
Литература:
1. Международный Интернет-портал (Электронный ресурс) Международный экономический форум: Серкебаев Л. Т. Уровень жизни населения: понятие, система показателей. — Москва.-2013.-Режим доступа://conference.biz 2011/1673
2. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, отдел сводных работ и распространения статистической информации.
3. Погребинская В. Уровень жизни населения и структура доходов [Текст] /В. Погребинская// Экономист.- 1998. -№ 10.- С.18–26.
4. Лучкина Л. О бедности и определении прожиточного минимума [Текст] /Л.Лучкина //Международная экономика и международные отношения. 1993. -№ 2-С. 134–143.
5. Манцерова Т. Ф. Экономическая статистика: Учебный курс [Текст]/ Т. Ф. Манцерова// Минск.-2004.-239с.
6. WWW.Knews.kg(societ/52822/15.3.2015
7. WWW. Knews. kg (econom/66031//15.3.2015
8. Гришина И. В., Полынев А. О., Тимонин С. А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки. // Современные производительные силы. — 2012. — № 1. — С. 70–83.