Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
Поль Торранс
Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат — научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития творческого мышления и познавательной деятельности школьников.
Что такое творчество? Наиболее простое определение этого понятия таково: творчество — это процесс создания нового продукта материального или идеального характера. Считается, что для творчества необходимы особые, так называемые творческие способности. Педагогическая, психологическая, философская и методическая литература пестрит терминами «творчество», «творческие способности», «креативное мышление
КРЕАТИВНОСТЬ -творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
Основные составляющие креативности [1]
1. Беглость мысли
2. Гибкость мысли
3. Оригинальность
4. Любознательность
5. Способность к разработке гипотезы
6. Удовлетворенность
Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю различные игровые приемы.
Методы креативного мышления на уроках физики [6]
- Метод поиска альтернатив и аналогий.
Характеризуется спонтанным мышлением со множеством различных задач и решений. Он не требует конкретной работы над каждым вариантом, родившемся в голове. Таким образом, он позволяет найти решение, используя весь накопленный за жизнь опыт. [2]
|
Пружинный маятник |
Колебательный контур |
|
Координата x |
Заряд q |
|
Амплитуда A |
Максимальный заряд gм |
Скорость υ= x' |
Сила тока i = q' |
|
|
Ускорение a = x'' |
Скорость изменение силы i/=q'' |
|
Масса m |
Индуктивность L |
|
Сила F |
Напряжение U |
|
Жесткость пружины k |
Обратная величина электроемкости |
|
||
|
- Угадывание.
Иногда бывают ситуации, в которых невозможно продумать ход своих действий. Именно в этом случае для решения неопределенности лучше всего довериться своему мозгу. Например:
- броуновское движение. Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.
- характеристика устройства, показывает, какая работа совершается в единицу времени.
- Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создатель первого гальванического элемента, положившего начало учению об электрическом токе.
- Мозговой штурм. [3]
Это популярный метод был создан еще в 30е годы ХХ столетия. Его особенность заключается в запрете на критику, т. е. она отделятся от генерации идей. Например, группа состоит из 10 участников, в течение 40 минут им предстоит высказать свои идеи относительно заданной темы. Разрешаются любые фантазии: от шутливых до фантазийных и ошибочных (критиковать их нельзя и все идеи приветствуются). В определенный момент начинается ажиотаж, при котором идеи формируются у участников непроизвольно и мозг начинает выдвигать самые невероятные гипотезы. Окончание мозгового штурма подразумевает детальный разбор и оценку предложенных участниками вариантов. Главный плюс данного метода — опыт нестандартного мышления, который приобретает каждый участник.
Например, задача: надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.
Уточните:
— Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Возможные ответы учащихся:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... и т. д.
- Ментальные карты.
Прекрасная методика креативного мышления, которую можно использовать для принятия решений, записи новой информации или упорядочивания мыслей в голове. Как работать с картами:
- лист бумаги должен быть большим (А4 это минимум);
- в центре нужно нарисовать образ создавшейся проблемы или ситуации;
- от центра рисуются ветви с подписями (основные ключевые слова проблемы) от которых исходят более мелкие «веточки»;
- необходимо использовать печатные буквы, различные цветные маркеры и т. п.
Методика помогает нарисовать диаграмму связей, вспомнить важные моменты проблемы и восстановить зрительный образ той задачи, которую нужно решить.
Главное — научиться не обращать внимания на шаблонность мышления, быть уверенней и верить в силу собственной мысли!
Технологии развития креативного мышления [1,5,6]
- Развивающее обучение
- Технологи ТРИЗ.
- Технология игрового моделирования.
- Метод проектов.
- Разноуровневое обучение.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Проблемное обучение.
- Диалоговые технологии.
Я считаю, что для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать переутомления и учебных перегрузок;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмовиспользуя ИКТ;
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ученик отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
И хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Литература:
1. womanadvice.ru. Креативное мышление
2. festival.1september.ru/articles/553937/
3. nsportal.ru›…ispolzovanie…mozgovogo-shturma
5. wiki.tgl.net.ru/index.../
6. nsportal.ru/.../fizika/.../razvitie-kreativnosti-obuchayushchikhsya-na-uro..