Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы. Процесс складывания музыкального профессионализма в первой половине XX века в республике Дагестан отражает социокультурные императивы страны. Развитая сеть специальных музыкальных учебных учреждений инспирировала развитие профессионального композиторского творчества в республике во второй половине XX века и создала условия для включения творчества композиторов республики в культурное пространство страны.
Ключевые слова: музыкальное образование, история музыкального образования в Дагестане, профессиональное музыкальное творчество, музыкальная культура Дагестана.
Формирование профессиональных форм творчества в Дагестане началось после присоединения к России и последующим за этим процессом включением Дагестана в пространство европейской культуры. Процесс знакомства с русской культурой, бытом, языком сопровождался сравнением и оценочным отношением к чужому и своему, поиск непохожести культур способствовал появлению дихотомии мы — они. В ситуации соприкосновения двух культур русская культура стала своеобразным оценочным критерием. При этом культура дагестанских этносов интегрировалась в новое культурное пространство, сохранив самобытность и обогатившись новыми формами, прежде всего, профессионального творчества.
Становление системы музыкального образования в Дагестане имеет свои отличительные особенности. Связаны они, прежде всего, с тем, что на территории Дагестана до первых десятилетий ХХ века не было специальных музыкальных учебных заведений (в отличие, например, от Башкирии, где в XIX веке функционировали классы Уфимского отделения Императорского Русского музыкального общества, в первое десятилетие ХХ века — Народная бесплатная музыкальная школа [См. об этом: 9]). Начало становления музыкального образования Дагестана приходится на 20-е годы ХХ века.
История формирования и дальнейшего развития в Дагестане специального музыкального образования и профессионального композиторского творчества отражены в работах М. А. Якубова [11; 12; 13], творчество ряда композиторов республики — в публикациях З. С. Абуевой [5], З. З. Агагишиевой [6], М. А. Коркмасовой [7]. В исследованиях М. Ш. Абдулаевой [1; 2] и Э. Б. Абдуллаевой [3; 4] рассматриваются особенности художественно-культурной среды республики Дагестан в контексте общероссийского культурного пространства.
Профессиональная сфера композиторского творчества Дагестана сформировалась в 1930-е гг. и прошла все типичные стадии, свойственные зарождению и развитию профессионального музыкального искусства в национальных республиках страны. Главное содержание процесса становления дагестанского профессионального музыкального творчества заключается в органическом слиянии музыкально-интонационного материала местного фольклора и достижений мировой музыкальной культуры.
В формировании композиторской школы Дагестана и системы специального музыкального образования важна роль представителей русской художественной интеллигенции, «командированных» в первые десятилетия XX века в республику. Начальные опыты в создании национальной профессиональной музыки, пионерами которой стали Д. М. Далгат, И. В. Сафонов, Е. А. Юдина, относятся к 1920-м годам. Первым опубликованным сочинением, основанным на материале дагестанского музыкального фольклора, считаются фортепианные миниатюры Е. А. Юдиной «Дагестанским детям» (сборник пьес на мотивы дагестанских народных песен) [13, с. 70].
В этот же период, 1 апреля 1926 года, в Дагестане, в городе Темир-хан-Шура, открылось музыкальное училище. В конце 1926 года училище и находившаяся под одной крышей с ним музыкальная школа были переведены в Махачкалу.
Позднее первой в республике музыкальной школе присвоили имя П. И. Чайковского. Будучи базовой школой, она оказала огромное влияние на становление детского музыкального образования в республике. Многие из ее выпускников впоследствии стали видными исполнителями, педагогами консерваторий, училищ, школ. Первые шаги в искусстве сделали в стенах школы композиторы С. Агабабов и С. Керимов, музыковед М. Якубов, дирижер (в 1963–1991 гг.) Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) Д. Далгат, пианистка Р. Эфендиева, скрипач М. Абуев [8, с. 4].
У музыкального училища судьба складывалась также успешно и деятельность его на протяжении нескольких десятилетий была продуктивной. Организация училища была поручена выпускнику Ленинградской консерватории Г. А. Гасанову. Факт наличия уже в 1920-е гг. в Дагестане учебного учреждения, готовящего специалистов в области искусства, свидетельствует о стремлении представителей местных народностей приобщить своих детей к европейским нормам образования. О национальном составе контингента учащихся музыкального училища говорят материалы архива Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР: в 1937 г. проходили обучение Магомедов, Яхьяев, Гебеков, Гапизов, Курбанов, Иванов, Аминтаева, Гавтон, Тагирова, Дюндина [2, с. 45].
В том же году в училище преподавали Абрамянц А. Г., Зелинский А. И., Зубкова Л. И., Иванова С. И., Клейзмер А. Я., Молева Ф. В., Савченко И. Г., Ханукаев Х. М. Руководство училища и преподавательский состав были заинтересованы в расширении учебного плана заведения и открытия новых отделений. Это, в частности, отражено в Постановлении СНК ДАССР г. Махачкалы за 1937 г.: «Считать целесообразным организацию … специального теоретико-композиторского отделения … озаботиться своевременным приглашением высококвалифицированного педагога-теоретика». В данном Постановлении указывается на необходимость привлечения к музыкальному образованию дагестанской молодежи: «Рекомендовать при наборе учащихся учесть необходимость подбора их из числа коренного населения Дагестана и в особенности из горных районов». Деятельность преподававших в музыкальном училище педагогов была направлена на развитие в перспективе творческого потенциала молодых дагестанцев [2, с. 46].
Показательно, что в республике, преобладающее население которой отстаивает и сохраняет духовные ценности традиционной культуры, довольно быстрыми темпами шло формирование системы художественного образования. Коренное население Дагестана не только не сопротивлялось, а, напротив, стимулировало открытие новых видов учебных заведений, в частности, музыкальных. Возможно, что фактором, обусловившим популярность профессионального музыкального творчества, стало наличие активной этномузыкальной практики в культурном пространстве дагестанских горцев. Этномузыкальная традиция, представленная песенно-инструментальным творчеством и религиозными песнопениями, сформировала культурные доминанты и обеспечила органичность художественного образования в ментальном пространстве автохтонных народов республики. Дальнейший рост количества обучающихся в музыкальных учебных заведениях, показательный для всего советского периода истории республики, свидетельствует об особом отношении народностей Дагестана к музыкальному искусству.
В результате открытия «музыкальных классов», музыкальной школы и училища в Дагестане сложилась двухступенная система музыкального образования, ставшая стабилизирующей основой музыкальной культуры республики. В первые десятилетия существования училища присутствовал постоянный дефицит квалифицированных кадров, поскольку в Дагестане не было (и нет до сегодняшнего дня) музыкального учреждения третьей — высшей — ступени для подготовки специалистов для музыкального училища. На протяжении первых десятилетий функционирования училища ощущался разрыв между высоким профессиональным уровнем приезжих музыкантов-педагогов и невысоким общим уровнем культуры в республике среди учащихся. При этом многие из них, будучи выходцами из сельской местности, не имели первоначальной музыкальной подготовки. Данная проблема стала постепенно устраняться с повсеместным открытием на территории Дагестана музыкальных школ, школ искусств, позднее — второго в республике музыкального училища в городе Дербенте.
1930–1940-е гг. — начальный период становления дагестанской композиторской школы. Он знаменателен появлением на титульных листах фамилии Готфрида Алиевича Гасанова. Особенность творческого облика Гасанова исторически обусловлена его принадлежностью к этапу в становлении национальной профессиональной музыки, который можно определить как «школьный». Для творчества Гасанова характерно расширение жанрового диапазона, освоение крупных классических форм (инструментального концерта, балета, оперы). Сочетание этномузыкальной традиции со средствами музыкальной выразительности, характерными для мировой музыкальной культуры, позволяет отметить состоявшуюся к середине XX века эволюцию региональной композиторской школы: от опусов «школьного» уровня до сочинений, свидетельствующих о творческой индивидуальности автора.
К середине 1950-х — началу 1960-х гг. музыкальное искусство Дагестана интегрировалось и развивалось в общем динамичном потоке советской и в контексте дагестанской художественной культуры. Показательно, что в этот период начался, по мнению М. А. Якубова, «процесс географического расслоения (полилокальности) в развитии дагестанского профессионального композиторского творчества». В последующие десятилетия все чаще появлялись сочинения, которые впервые звучали за пределами республики. Премьеры «Горянки» М. Кажлаева, «Горцев» и многих других опер Ш. Чалаева осуществлялись не в Махачкале, а в Ленинграде, в Москве, Эстонии, других городах и регионах [10].
Освоение новых жанров, поиски оригинального дагестанского стиля в музыке, налаживание культурных взаимодействий путем гастрольного концертирования к 1960-м годам способствовало расширению творческих связей музыкантов Дагестана с деятелями искусств соседних республик и выходу на центральную сцену [4, с. 128].
Таким образом, формирование композиторской школы и системы специального музыкального образования в первые десятилетия XX века происходили параллельно и представляют единый системный процесс. Векторы развития специального музыкального образования и совершенствования профессионального композиторского творчества отвечали ценностным приоритетам, в целом — социокультурному контексту страны. Музыкальные коллективы, учреждения образования и культуры республики стали базой для формирования основ педагогического мастерства музыкантов, стимулировали профессиональное развитие композиторской и исполнительской школ, что обеспечило активное включение музыкальной культуры Дагестана в культурное пространство страны.
Литература:
1. Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в «пространстве» масскульта (на примере творчества Готфрида Гасанова) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 321–327.
2. Абдулаева М. Ш. Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX–XX вв. Махачкала: ДГПУ, 2009.
3. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 50. С. 122–124.
4. Абдуллаева Э. Б. Поиски новых жанров и форм в музыкальном искусстве Дагестана 70–80-х годов ХХ века // PAX SONORIS: история и современность. Научный журнал. Выпуск II (IV). Астрахань, 2009. С. 127–138.
5. Абуева З. С. Магомед Гусейнов. Махачкала: Даг. кн. изд., 1992.
6. Агагишиева З. З. Магомед Касумов. Махачкала: Даг. кн. изд., 1991.
7. Коркмасова М. А. Дагестанская симфония. Махачкала: Даг. кн. изд., 1990.
8. Магомедова И. И. Первая в республике // Даг. правда. 1986. 30 мая.
9. Набиева Э. А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии: 60-е годы XIX — 30-е годы XX в.: дисс. … канд. ист. наук. Оренбург, 2009.
10. Якубов М. А. Композитор Гасанов. Нужен ли она нам сегодня? [Электронный ресурс] // Односельчане. ru. Режим доступа: http://www.odnoselchane.ru/?com=articles§=1&page=article&id=283 (дата обращения: 01.08.2015).
11. Якубов М. А. Мурад Кажлаев: известный и неизвестный. М.: Эхо Кавказа, 2002.
12. Якубов М. А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1980.
13. Якубов М. А. Очерки истории дагестанской советской музыки. Махачкала: Даг. кн. изд., 1974.