Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 11.08.2015

Статья просмотрена: 15808 раз

Библиографическое описание:

Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС / М. Н. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 430-434. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21584/ (дата обращения: 24.12.2024).

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Ключевые слова:личностные и метапредметные результаты, социокультурная компетентность, внеурочная деятельность.

 

О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в работе учителя. Одним из таких вопросов является определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Ведь на самом деле новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию.

Отличительной особенностью ФГОС общего образования является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие видов деятельности (от досугово-развлекательной до профессионального самоопределения), вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности, широкие возможности для проявления инициативы, индивидуальности, творчества учащихся, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой и др., несомненно, является важным ресурсом в решении поставленных задач.

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не всегда возможно научить ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры.

Сегодня будем говорить о тех критериях, которые могут быть выбраны в качестве ориентиров при определении результатов обучения и воспитания учащихся во внеурочной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [6].

Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

-          Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

-          Регулятивные УУД — действия, направленные на рефлексивную оценку правильности выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция);

-          Коммуникативные УУД — такие действия, которые позволяют ребенку в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.).

-          Личностные УУД (ценностно-смысловые) — система установок, интересов, ценностей учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.

В теории образования в связи со сложностью оценивания личностных и метапредметных результатов нет однозначного мнения по этому вопросу. С точки зрения одних специалистов, уровень сформированности личностных и метапредметных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении, отношении к окружающим, какова динамика его развития по сравнению с предыдущими его проявлениями.

Мы рекомендуем в качестве личностных и метапредметных результатов во внеурочной деятельности рассматривать уровень развития познавательных, ценностных, деятельностных компетенций, которые осваиваются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Они то и составляют основу УУД.

Учитывая Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» [3], опираясь на исследования в области психологии и педагогики, нами были выделены социально-значимые личностные качества, которые могут быть определены в качестве критериев оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности.

Итак, в качестве критериев оценки мы определили следующие качества:

-          Когнитивные качества — познавательная активность (эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию);

-          Духовно-нравственные качества — нравственность (сознательность, справедливость, гуманность, духовность);

-          Социальные качества — социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность, организованность); гражданская ответственность (ответственность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе); коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность);

-          Ценностно-смысловые качества (система установок, интересов, ценностей учащихся) — целеустремленность, настойчивость, которые способствуют развитию устойчивой мотивации к познавательной деятельности.

Перечисленные социально-значимые личностные качества (познавательная активность, гражданская ответственность, социальная активность, коммуникабельность, нравственность, проявление устойчивых личностных мотивов к познанию) определяются в качестве ориентировочных критериев оценки личностных и метапредметных результатов, показателями которых являются приобретенные учеником знания, сформированные отношения и совершенные действия, т. е. (познавательные, ценностные, деятельностные компетенции.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности.

Критерии оценки (личностные качества)

Показатели оценки личностных и метапредметных результатов УУД/ развиваемые компетенции: познавательные, ценностные, деятельностные

Когнитивный (познавательный) компонент

Познавательная активность (эрудиция, любознательность, ответственное отношение к учению и познанию)

 

Развитие данного качества способствует самопознанию и саморазвитию учащихся.

— наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции;

— умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую информацию;

— овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;

— умение представлять результаты своей деятельности;

— усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий и др.

Духовно-нравственный и общекультурный компонент

Нравственность (сознательность, справедливость, гуманность, духовность).

 

Акцент воспитания на данные качества позволяет учащимся осмысливать и осваивать в соотнесении со своими действиями такое образное понятие как культура, соблюдать этические нормы поведения, уметь управлять собой.

— выбор высоконравственных позиций при решении проблем;

— усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам (культура поведения с окружающими, культура речи, уважение других культур, самоконтроль и саморегуляция поведения, уважительное отношение к личности другого);

— приобретение опыта позитивного отношения к культурным и духовным ценностям общества.

—сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления.

— умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения;

Социально-адаптивный компонент

Гражданская ответственность (ответственность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе)

 

Развитие данного качества позволяет занимать нравственную гражданскую позицию, соотносимую с представлением о себе как гражданине своей страны, держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями. Основой развития гражданской ответственности является система отношений ребенка, определяющая его социальную направленность.

— способность брать на себя ответственность за решение социально-значимых проблем;

— проявление активной гражданской позиции; (способность отстаивать собственную нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве долга и ответственности перед гражданским коллективом, обществом; проявление чувства гордости за свою страну, народ, историю);

— умение руководствоваться в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями, соблюдение прав и обязанностей ученика;

— добросовестное выполнение общественных поручений, участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность;

— проявление потребности делать добрые дела и приносить пользу обществу.

Социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность, организованность)

 

Характеристика процесса деятельности человека. Это те изменения, которые мы наблюдаем в действительности в результате деятельности.

Умение и способность адаптироваться в обществе, занимать активную жизненную позицию.

— умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений;

— умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

— умение принимать и претворять в жизнь обоснованные, твердые решения;

— умение разумно планировать и организовать свою деятельность, свободное время с целью собственного развития

 

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность).

 

Развитие данного качества позволяет самостоятельно организовывать ситуацию коммуникативного взаимодействия.

— приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения

взаимопонимания);

— приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;

— способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач;

— умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь

— способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны.

— умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.

Мотивационно-ценностный компонент — это самопознание в себе собственных

побуждений, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и свое поведение.

Целеустремленность, настойчивость

 

Каждый человек в той или иной степени анализирует свою деятельность, подводит итоги, строит планы на будущее. Благодаря развитию данного качества формируется устойчивая внутренняя мотивация к обучению и познанию.

— способность и умение подчинять свои действия поставленным целям;

— способность прилагать определенные усилия в процессе освоения новых видов деятельности;

— умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями;

— преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для осуществления в будущем в профессиональной деятельности, самоутверждение, самооценка);

— осознанный выбор способов личностного самоопределения (стремление получить высокую оценку результатов своего труда).

 

Изменения в личностном развитии учащихся могут быть определены с помощью методов:

-          — диагностики (анкета «Определение уровня социокультурного развития учащихся», составленной автором на основе диагностических методик, разработанных Д. В. Григорьевым, М.Рокичем, О. И. Мотковым, М. И. Рожковым, М. П. Нечаевым);

-          — беседы, наблюдения за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учащихся в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в неформальной обстановке, в организационно-деятельностных играх, в дискуссиях по актуальным проблемам, а также при проведении массовых мероприятий.

В качестве формы накопления педагогической информации может быть использован «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью обучающихся во внеурочной деятельности», который заполняется педагогом.

Другой формой фиксации личностных и метапредметных результатов учащихся может быть портфель достижений, который являлся не только современной эффективной формой оценки их успехов, но и способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать анализировать собственную деятельность), развивает такие качества, как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

Обобщая, можно сказать, что личностные и метапредметные результаты интегрируются в такую важную характеристику личности как социокультурная компетентность, включающую совокупность социально-значимых личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу [8].

Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова, который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется аутсайдером» [1].

Внеурочная деятельность в современных условиях является важным средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития социально-значимых личностных качеств ребенка, по формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщению учащихся к нравственным и культурным ценностям общества.

 

Литература:

 

1.                  Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.

2.                  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». — М.: «Просвещение». — 2009.

3.                  Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).

4.                  Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03–255).

5.                  Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011

6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.

7.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.

8.                  Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический государственный университет — Москва, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, качество, метапредметный результат учащихся, умение, гражданская ответственность, действие, общее образование, познавательная активность, социальная активность, социокультурная компетентность.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, социокультурная компетентность, личностные и метапредметные результаты, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается процесс моей педагогической системы личностного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС через деятельностные и компетентностные подходы к образовательному процессу, направленные на метапредметные и предметные результа...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается процесс моей педагогической системы личностного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС через деятельностные и компетентностные подходы к образовательному процессу, направленные на метапредметные и предметные результа...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Задать вопрос