Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н. Толстой считал образование народа. «Я хочу образование для народа, — писал он, — только для того, чтобы спасти тех, тонущих там, Пушкиных, Остраградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе» [1].
Начиная с 1849 г. до конца своей жизни Л. Н. Толстой постоянно занимался педагогической деятельностью: писал статьи по вопросам образования и воспитания, создавал книги для народа, знакомился с постановкой школьного образования как вв России, так и за рубежом, организовывал школы в Ясной Поляне, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». В 70- е годы он написал и опубликовал собственные учебники для обучения грамоте, которые стали этапными в истории развития отечественной педагогики и методики.
В 1872 г. вышла в свет ставшая впоследствии широко известной «Азбука» Л. Н. Толстого, с которой писатель — просветитель связывал большие надежды, видя в ней реальной вклад в дело просвещения народа. «Я положил на нее труда и любви больше, — писал Лев Николаевич, — чем все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся» [1].
Но из-за непонимания официальной педагогикой оригинальностью учебника Л. Н. Толстого, неодобрения его для школ Министерством народного просвещения, отрицательных отзывов в печати, обусловленных также непониманием идеи писателя, осложнений с книгопродавцами «Азбуки», изданная тиражом в 3600 экземпляров, она не получила широкого распространения, Лев Николаевич, огорченный, но не обескураженный неуспехом, был убежден, что учебник, созданный им, будет все равно по достоинству оценен: «Я так уверен, что я памятник воздвиг этой «Азбукой» [6].
В 1872 г. Л Н. Толстой принимается за кардинальную переработку «Азбуки», и в 1875 г. появляется фактически новый учебник для овладения грамотой — «Новая азбука», четыре книги для дальнейшего чтения — «Русские книги для чтения» и четыре «Славянские книги для чтения».
«Новая азбука «вобрала в себя то, что было почерпнуто Л. Н. Толстым из собственного опыта обучения детей грамоте, а также из анализа современной ему методической теории и практики начального обучения. Кроме того, принимая во внимание опыт создания первого («Азбуки»), Л. Н. Толстой сумел в новом учебнике избежать некоторых недочетов в подаче материалов, более последовательно учел возрастные особенности учащихся, своеобразие различных методических систем преподавания и т. д.
С первых дней своего появления «Новая азбука» получила всеобщее признание, было одобрено Министерством народного просвещения и в дальнейшем пользовалась большой популярностью среди учителей. В первых же откликах на эту книгу был отмечен ряд ее достоинств, но сама она в целом была поставлена в число лучших отечественных учебных книг. «Новая азбука», — читаем в одной из первых рецензий, — вполне удовлетворяет своему назначению; как книжка, составленная для первоначального обучения грамоте, она совершенно целесообразно и, по всей вероятности, найдет себе очень широкое применение в наших народных школах: отпечатана она прекрасно, четким крупным шрифтом и замечательно дешева. За 14 коп. она дает материал столько, сколько, как нам кажется, не дает ни одна из обращающихся азбук, — а при средствах наших школ это много значит» [4]. «Новая азбука», — читаем в другой рецензии, — как книга для чтения, после прохождения всех звуков и букв, смело может быть рекомендована для учащихся по всем способам и составляет в этом отношении драгоценное приобретение для нашей педагогической литературы» [3].
Уже в первые годы своего появления, при большом для того времени тираже в 50 тыс. экземпляров, «Новая азбука» так быстро разошлась, что потребовалось ее второе издание, которое и было осуществлено в декабре 1875 г. (40 тыс. экземпляров).
Только при жизни писателя-педагога «Новая азбука» выдержала 28 изданий, общий тираж которых составил около двух миллионов экземпляров. Подобный успех в дореволюционной России выпал на долю лишь нескольких азбук (2–3), в том числе «Родного слова» К. Д. Ушинского.
«Азбуки» Л. Н. Толстого стали образцом для создания многих русских дореволюционных букварей, легли в основу ряда первоначальных букварей для первоначального обучения. Так, например, в 1912 г. вышел в свет «Новейший русский букварь» и первоначальное чтение из «Новой азбуки» Л. Н. Толстого. Наиболее легкий путь обучения чтению, письму и рисованию. Этот букварь выдержал несколько изданий.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эры в истории человечества. Было создано первое в мире государство рабочих и крестьян. Впервые школа — от начальной до высшей — становилась доступной для всех трудящихся.
26 декабря 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», которым выдвигалось в качестве важнейшей политической задачи обучение грамоте населения республики в возрасте от 8 до 50 лет. Это рассматривалось партией как непременное условие реального и сознательного участия граждан нового государства в политической, экономической и культурной жизни страны. Миллионы рабочих и крестьян впервые взяли в руки букварь. Выступая на II Всероссийском съезде политпросветов, В. И. Ленин говорил: «Задача подъема культуры — одна из самых очередных <…> Нам нужно громадное повышение культуры. Надо, чтобы человек на деле пользовался уменьем читать и писать» [5].
Одновременно с огромной работой по ликвидации безграмотности в стране вводились всеобщее начальное обучение детей школьного возраста.
Естественно, что новая школа на первых порах своего становления еще не имела ни новой методики обучения грамоте, ни новых учебников. Поэтому обратились к тому лучшему, что было накоплено в прогрессивной отечественной педагогике. Ряд букварей, книг для первоначального овладения чтением и письмом дореволюционного времени стали использоваться в советской школе, «пунктах ликбеза», «школах грамоты», «школах взрослых». Разумеется, эти учебники подвергались переработке и переводились на новую форму.
К этому же времени и относится предпринятое И. Д. Сытиным издание «Новой азбуки» Л. Н. Толстого (М., 1918), которая предназначалась для школьного обучения. При переиздании потребовалось все материалы учебника на новую орфографию, сократив в связи с этим состав алфавита. В остальном же, пособие сохранило материалы и тексты, которые были включены в него еще автором. Некоторым отступлением от толстовских принципов в дореволюционных изданий «Новой азбуки» можно считать наличие в ней иллюстраций. Следует отметить, что Л. Н. Толстой считал иллюстрацию, картинку в азбуке элементом «несущественно необходимым», «часто развлекающим внимание ученика».
Введение в «Новую азбуку» Л. Н. Толстого, изданную И. Д. Сытиным, иллюстраций было в известном смысле оправданным: картинки соответствовали содержанию текстов, отличались неплохим исполнением, почти каждая из них имела отчетливую функциональную направленность.
Одновременно с новой жизнью, которую получил учебник Л. Н. Толстого в первые годы Советской власти, второе рождение обрели многие рассказы из азбуки великого писателя, которое широко печатались и в виде отдельных книжек, и в виде извлечений на страницах журналов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Еще в дореволюционное время такие и поныне известные тексты, как «Птичка», «Косточка», «Корова», «Пожарные собаки», «Лев и собачки», «Акула», «Котенок» и др. издавались небольшими книжечками, они входили в сборники для первоначального детского чтения, в хрестоматии и учебники различных авторов. В связи с этим заметим, что еще до выхода «Азбуки» (1872)в одном из писем Лев Николаевич Толстой, говоря об особенностях своего готовящегося учебника, с большой проницательностью написал, что со временем «всю книгу растащат по хрестоматиям» [6].
Действительно, высокая поэтичность, «хороший русский язык», композиционная завершенность, простота сюжета делали каждый, даже самый небольшой рассказик из азбуки произведением поучительным и любимым для детей.
Уже в первое пятилетие Советской власти Госиздат двумя изданиями выпустил почти двухсоттысячным тиражом «Книгу для чтения», состоявшую из рассказов, которые входили в «Азбуку» Л. Н. Толстого.
Произведения из азбук великого писателя — просветителя стоят в первых рядах мировой детской литературы. «Сегодня, — отмечал замечательный советский писатель С. Я. Маршак, — перечитывая учебные книги Л. Н. Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три — четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы» [2].
В последующие десятилетия издание для детей произведений из азбуки Л. Н. Толстого принимает все более широкие масштабы. Сборники «Рассказы для маленьких детей» (М., 1956), «Косточка, Подкидыш. Котенок. Как тетушка рассказывала о том, как она научилась шить. Птичка» (М., 1957), «Для маленьких» (М., 1961), «Три калача и одна баранка. Рассказы из «Азбуки» (Л.,1975) выходят тиражами в сто, двести, пятьсот и миллион экземпляров.
Примечательной особенностью всех этих изданий является то, что оформление осуществляли видные советские художники В. Фаворский, В. Ватагин, Ю. Васнецов, А. Пахомов и др. Так, сборник «Рассказы о животных «в разное время иллюстрируют гравюрами замечательный советский художник В. Фаворский и анималист скульптор В. Ватагин. Яркие, сказочные иллюстрации к «Трем медведям» создают Ю. Васнецов. Глубоко лирические рисунки и акварели, отражающие подтекст крестьянских рассказов Л. Н. Толстого из азбуки, выполняют для разных изданий А. Пахомов и В. Курдов.
В заключении следует напомнить замечательные слова В. И. Ленина, сказанные им в 1910 г. о творчестве великого писателя: «В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат» [7]. И сегодня произведения Л. Н. Толстого, его рассказы из азбук помогают учить детей.
Литература:
1. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Юбилейное изд., Т. 62
2. Маршак С. Я, Литература в школе. «Новый мир», 1952, № 6, с. 201.
3. «Московские епархиальные ведомости», 1875, 28 авг., № 34
4. «Голос» 1875, 24 июля, № 173
5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44
6. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Юбилейное изд., Т. 61
7. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20