Научные исследования дефектологов Л. С. Выготского [5], Р. М. Боскис [4] и др. позволили установить, что особенности дефекта каждой категории детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших) накладывают определенный отпечаток на развитие речи и развитие их познавательной сферы.
Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50–70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Диапазон слышимых звуков по высоте сильно варьирует у разных детей. У одних он почти неограничен, у других — приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от1000 до 4000 Гц).
Объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимосвязь со средой бедна, общение с окружающими людьми затруднено. Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Особенности психики у ребенка с нарушенным слухом по сравнению со слышащими детьми развиваются по-другому (наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь во всех формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи преобладает над экспрессивной. Эту особенность необходимо учитывать при организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
Исследования Т. Г. Богдановой, Е. Г. Речицкой [3], Т. В. Розановой [9] и др. показали, что одной из основных проблем в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и устойчивость внимания. У глухих детей особенности развития внимания связаны с тем, что у них большое значение имеет зрительное восприятие, и основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. (Считывание с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи — на положение пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании глухого ребенка.)
Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, этим детям необходимо больше времени на объяснение содержания информации, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, в этом случае дети допускают меньше ошибок. В связи с этим при обучении и воспитании детей с нарушениями слуха используются различные средства наглядности (одни для привлечения непроизвольного внимания, другие для развития произвольного внимания). Воспитателю необходимо использование информационно-компьютерных технологий в работе с такими детьми, что позволит чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития открытой образовательной системы. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность воспитателя и детей.
3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
Применение ИКТ в работе:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов.
- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
- Использование презентаций, созданных в программе РowerРoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
1. осуществление полисенсорного восприятия материала;
2. возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
3. объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
4. возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
5. активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
6. компьютерные презентационные слайд — фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с учащимися.
В интересной форме можно познакомить детей, например, с основами ЗОЖ, используя слайды, или показать, какие последствия влекут за собой сели, оползни, землетрясения. Использование в свободное время игры «Поле чудес» помогает ребенку легче пополнить словарный запас. А как необходимы презентации при проведении различных бесед на любые темы. Слайды, подобранные к темам не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые зрительные и слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием викторин. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление детей.
Для ребенка среднего школьного возраста игра — это ведущая часть деятельности, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ученика. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у детей живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению (демонстрация слайдов режимных моментов воспитательного процесса).
Литература:
1. Беспаленко Е. М. Мониторинг качества воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Труды всероссийской конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах», Воронеж, 2007. 333–334 с.
2. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008. ВГУ. 227–230 с.
3. Речицкая Е. Г.Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха/ Е. Г. Речицкая Е. А Сошина-М.;Владос,2000.-128с.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис — М.: Академия, 2004. — 230 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М.; Педагогика, 1982. — т.2–19 с.
6. Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии — 1999. — № 2. — 61–74 с.
7. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
8. Грабенко Т. М. Игровая педагогическая технология как средство эмоционального развития слабослышащих школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2004. — 18 с.
9. Розанова Т. В. Дети с нарушениями слуха/Т. В. Розанова//Специальная психология: учебное пособие/ В. И. Лубовский и др.;под ред.В. И. Лубовского.-М.,2003.-С.138–193
10. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. — 183 с.
11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева — СПб.: Речь. — 158 с.
12. Лурия А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. — М.1979.