В статье рассматриваются социальные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье современной женщины.
Ключевые слова:репродуктивное здоровье, социология здоровья, социология медицины.
The article examines social factors that influence woman’s reproductive health.
Key words: reproductive health, sociology of medicine, sociology of health and illness.
В основе поведения человека в отношении репродуктивного здоровья лежат разноплановые, порой конфликтные потребности. Как справедливо отмечает И. В. Журавлева, здоровье оказывается под влиянием многих видов деятельности и мотивов, напрямую не связанных с его ценностью. Высказана важная в научном и прикладном отношении гипотеза: поведение в сфере здоровья имеет более устойчивый характер в сравнении с моделями поведения, в основе которых лежит только сознательная мотивация индивидов [1, с.46].
Объяснение приведенной выше гипотезы заключается в том, что в самосохранительном поведении людей на индивидуальном и групповом уровнях реализуются механизмы как сознательной, так и бессознательной мотивации. Однако доминирующими являются целый ряд социальных (институциональных, нормативных, социально-организационных, мотивационных, ресурсных, управленческих и др.) факторов, в разной степени отражающихся в сознании. По-разному преломляясь в сознании, все социальные факторы, как правило, проявляются во взаимосвязи — в своей объективной и субъективной взаимообусловленности.
Влияние социальных условий на формирование здоровья населения является сегодня специальным предметом внимания и исследования представителей многих научных направлений.
Безусловно, репродуктивное здоровье современной женщины обусловлено множеством различных социальных факторов, однако их можно условно разделить на несколько групп: информированность о репродуктивном здоровье, отношение к здоровью как к ценности, репродуктивные установки и поведение, а также социально-экономические характеристики.
Среди факторов социальной среды, влияющих на репродуктивное поведение населения, можно выделить факторы микроуровня: семейное положение, число детей в родительской семье, образование, вероисповедание, материальные и жилищные условия, занятость женщин вне дома, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей, а также возраст супругов. К факторам макроуровня мы относим общественные традиции, высокий жизненный уровень, меры государственной социальной политики. Факторы мезоуровня включают различные мероприятия региональной и муниципальной социальной политики, а также качество помощи, оказываемой семье региональным сообществом.
Немалая часть проблем и вопросов в сфере репродуктивного здоровья возникает с низким уровнем информированности у населения о данной области. Сведения, полученные о здоровье, служат информационным основанием мотивации и поведения человека в данной сфере. Низкая информированность молодежи об учреждениях, призванных оказывать услуги по охране репродуктивного здоровья, снижает доступность службы планирования семьи и свидетельствует о недостаточной профилактической работе по подготовке к материнству.
В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Причем институт семьи не делает этого, прежде всего, в силу собственной неготовности к данной деятельности [2, с. 129].
Таким образом, можно сделать вывод о явной необходимости развития программ полового просвещения, а также работы с родителями подростков. Недостаток знаний о репродуктивном здоровье может сохраняться на протяжении нескольких лет и иметь негативные последствия для женщин.
Огромное влияние на репродуктивное здоровье женщины оказывает такой фактор, как «отношение к здоровью». Понятие «отношение к здоровью» включает в себя три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент содержит знания человека о здоровье, о том, какие факторы оказывают позитивное воздействие на здоровье, а какие — негативное. Также в когнитивный компонент входят представления о роли здоровья в жизнедеятельности.
Эмоциональный компонент описывает чувства и эмоции, связанные с состоянием здоровья. Особое внимание уделяется изменению чувств и эмоций в связи с изменением состояния здоровья.
Мотивационно-поведенческий компонент характеризует особенности поведения человека в сфере здоровья, его действия в случае ухудшения здоровья, а также мотивы заботы и незаботы о нем. При этом мотивы отражают имеющуюся у индивида цель сохранения здоровья, ценность здоровья как такового и ценностной установки на сохранение здоровья [3, с. 58].
Отношение к репродуктивному здоровью как к одной из ценностей оказывает огромное влияние на поведенческие стратегии индивида по отношению к собственному здоровью.
Учитывая, что медико-социологическое изучение поведенческих стратегий населения в сфере здоровья пока находится на начальном этапе, а также то, что основным ресурсом современной политики здравоохранения была и остается действующая система медицинских учреждений, в основном внимание исследователей сосредотачивается на основных моделях взаимодействия населения с этими учреждениями. В частности, это касается обращений граждан к профессиональной медицинской помощи при заболеваниях.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на репродуктивное здоровье, является образ жизни, под которым понимается «устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека».
Исследователь Р. В. Рывкина дает следующее определение понятию «образ жизни»: «Образ жизни — совокупность нескольких различных и взаимосвязанных видов социальной активности» [5, с.18]. Главными среди них, по мнению Р. В. Рывкиной, являются: 1) различные виды экономической, прежде всего трудовой, деятельности — на предприятии, в организации, сфере индивидуальной трудовой занятости, самозанятости; в сфере формального и неформального секторов экономики; на руководящих и исполнительских должностях; 2) комплекс занятий в сфере домашнего хозяйства — начиная с ухода за детьми и нетрудоспособными и кончая удовлетворением повседневных бытовых потребностей, в частности, приобретением продуктов питания, одежды и обуви, мебели и транспортных средств, покупкой и ремонтом жилья; 3) занятия в сфере образования (обучение в техникумах, институтах, на курсах; самообразование); 4) формы проведения свободного времени (отдых и развлечения, начиная с «культурного досуга» (посещения театров, просмотра кинофильмов) и кончая дискотеками, ресторанами, общением с друзьями и т. п.; 5) способы поддержания здоровья — занятие спортом, участие в турпоходах и др.; 6) участие в политической жизни страны; 7) трудовая и территориальная мобильность — от перемены места работы до перемены места жительства; 8) проявления девиантного поведения, социальные болезни.
Таким образом, наиболее ванными факторами при изучении репродуктивного здоровья с точки зрения социологии являются информированность (включая степень осведомленности, каналы информации, потребность в информации), репродуктивные установки (включая установки на деторождение, а также установки относительно использования средств контрацепции), отношение к репродуктивному здоровью (включая самооценку здоровья, а также особенности заботы о нем) и поведенческие стратегии относительно взаимодействия с медицинскими учреждениями и врачами.
Литература:
1. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ.- М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. — С.46.
2. Медик В. А., Осипов А. М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. — С.129.
3. Ковалева А. А. Социологический анализ здоровья молодежи: дис...канд. социол. наук -Санкт-Петербург, 2010. — С.58.
4. Рубцов А. В. Здоровье как социальная ценность // Экономика здравоохранения. — 2005. — № 1.-С.18.
5. Киселева, Е.Е., Кузьмина М. А. Социальное значение санаторно-курортного лечения в охране репродуктивного здоровья современной женщины / Е. Е. Киселева, Кузьмина М. А. // Молодой ученый. — Изд-во. Чита, 2014. — № 8. — С. 721–722.