В статье на материалах проведенного социологического исследования среди студентов-первокурсников СВФУ выявляются семейные факторы, влияющие на причины и характер употребления табака, алкоголя и наркотиков. На первоначальное употребление студентами психоактивных веществ в первую очередь влияет алкогольная программа, заложенная родителями и родственниками во время семейных праздников, традиций, ритуалов. Таким образом, в сознание ребенка, будущего студента закладывается положительное отношение к употреблению психоактивных веществ. Результаты исследования могут быть использованы в воспитательной деятельности студентов, в профилактике потребления психоактивных веществ.
Ключевые слова: студенты, семья, курение, потребление алкоголя, наркотики.
Одной из главных задач вузовского образования является формирование компетентного, квалифицированного специалиста и конкурентоспособной личности. Обучаясь в вузе, студент кроме получения определенного количества теоритических знаний и практических умений должен приобрести положительные навыки социализации в обществе, основанные на нравственно-этических ценностях. Это позволит разрешать возникающие проблемы таким образом, что они не смогут помешать успешной социальной мобильности на протяжении всей жизни. Одним из таких рисков десоциализации в вузе и потери конкурентоспособности на рынке труда может стать привычка к потреблению психоактивных веществ, как табака, алкоголя и наркотиков в период обучения в вузе. Табачная, алкогольная и наркотическая аддикция ухудшает здоровье студентов, снижает их интеллектуальные способности, самодисциплину — самых необходимых условий не только для успешного функционирования в конкурентной среде, но и в создании правильной модели собственной семьи.
В некоторых вузах разработаны методические пособия по профилактике употребления психоактивных веществ [1], проводятся специальные мероприятия среди студентов [2]. Для повышения эффективности воспитательного процесса в вузе необходимо проводить исследования подобных социальных явлений, конкретизировать знания об особенностях объектов воспитания и искать индивидуальные пути решения против вредных привычек употребления ПАВ.
Социологические опросы среди только что поступивших на учебу студентов — первокурсников смогут правильно выстроить профилактическую работу, основываясь на знаниях о частоте, характере употреблении психоактивных веществ, их отношения к употреблению алкоголя и т.д. [3].
Семья является главнейшим институтом социализации, и, несомненно, определяет характер и направление развития личности. Именно в этом институте первичной социализации закладываются шаблоны социального поведения, в том числе и в сфере потребления алкоголя. Чтобы выявить, какую роль играет семья в формирования моделей алкогольного поведения у студентов, нами было проведено социологическое исследование. Мы использовали метод анонимного анкетного опроса во время проведения Угловских чтений в СВФУ в октябре 2014 г. Всего было опрошено 585 респондентов — студентов первого курса Северо-Восточного Федерального университета из разных учебных подразделений. Половозрастная структура респондентов выглядела следующим образом: мужчины — 41,6 %, женщины — 58,4 %. Возраст большинства респондентов (80,7 %) составило 17–18 лет. Первичные данные исследования прошли компьютерную обработку на программе SPSS for Windows.
Опрос показал, что 68,6 % первокурсников воспитывались в полной семье (родные мать, отец). В неполной семье (одна мать или один отец) воспитывались 23,9 % опрошенных студентов. В семье, в которой один из родителей не родной (отчим или мачеха) выросли 3,6 % первокурсников. Воспитывались у бабушки/дедушки 2,7 %, в приемной семье 0,5 %, в детском доме 0,5 % респондентов.
Чтобы выявить частоту потребления студентами алкоголя в семье и вне семьи, респондентам был задан следующий вопрос: «Присутствует ли шампанского, вино, пиво, водка или другой алкоголь во время Ваших семейных праздников и встреч с друзьями, одноклассниками, однокурсниками?» Результаты опроса по данному вопросу свидетельствуют, что студенты чаще сталкиваются с потреблением алкоголя во время семейных праздников, чем в молодежных «тусовках» (табл.1). Это в частности можно объяснить тем, что в студенческой среде трезвый досуг становится модным трендом. У студентов СВФУ стало больше доступа к современным спортивным сооружениям, где они могут организовать активный, здоровый досуг. У части старшего поколения — поколения родителей студентов-первокурсников сохраняются поведенческие стереотипы употребления алкоголя в праздники, в выходные, где выпивка рассматривается как обязательный элемент общения и отдыха, как социальная норма.
Таблица 1
Потребление алкоголя в социальной микросреде студентов
Присутствует ли шампанское, вино, пиво, водка или другой алкоголь: |
Да, всегда |
Да, иногда |
Нет, никогда |
- во время семейных праздников |
13,1 |
54,7 |
32,2 |
- во время встреч с друзьями, одноклассниками, однокурсниками |
4,2 |
43,8 |
52,0 |
Проведенное исследование показало, что употребление алкоголя в семье влияет на опыт употребления студентами психоактивных веществ. Количество курящих студентов в тех семьях, где алкоголь стал обязательным атрибутом семейных праздников почти в 3 раза больше, чем в семьях, где никогда не потребляют алкоголь (рис. 1).
Рис. 1. Влияние потребления алкоголя в семье на количество курящих студентов
Такая же закономерность наблюдается и в отношении потребления алкоголя студентами-первокурсниками. Количество потребляющих алкоголь студентов в 2,5 раза больше в тех семьях, где всегда выпивают в праздники, чем в семьях, где установлен «сухой закон» (рис. 2).
Рис. 2. Влияние потребления алкоголя в семье на частоту потребления алкоголя студентами-первокурсниками
«Культурное» семейное потребление спиртных напитков также является провоцирующим фактором потребления студентами наркотических веществ. В тех семьях, где часто потребляют алкоголь, студентов имеющих опыт потребления наркотиков почти в 6 раз больше, чем в семьях трезвенников.
Рис. 3. Влияние потребления алкоголя в семье на опыт потребления наркотических веществ студентами-первокурсниками
Таким образом, на основе данных проведенного социологического исследования можно с уверенностью утверждать, что даже, казалось бы, безобидное, так называемое «культурное» употребление алкоголя в семье становится значимым фактором риска для получения зависимости от употребления ПАВ и иметь разрушительные последствия как для личности, так и для общества в целом.
Литература:
1. Белова Ю. Ю., Белова С. А. Профилактика употребления алкоголя в организациях среднего и высшего профессионально образования Республики Марий Эл / Методическое пособие для преподавателей, кураторов и тьюторов студенческих групп. — Йошкар Ола.
2. Белова Ю. Ю. Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. № 10 (48) 2014. Часть I. — С. 28–31
3. Жегусов Ю. И., Корякина З. И. Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков в молодежной среде // Молодой ученый. № 4 (84). 2015. — С. 685–687.