В настоящее время внедрение корпоративных информационных систем является одним из ключевых направлений в развитии любой организации. При этом основная ставка при управлении организацией ставится на скорость обработки информации, при постоянно растущих ее объемах, с одной стороны, и на оптимизацию всех процессов с целью сокращения ресурсов и получения при оптимально малых ресурсах большей прибыли, с другой стороны.
Как известно во второй половине XX века стремительно развивались информационные технологии и именно в это время аналитик из компании Gartner Ли Уайли (англ. Lee Wylie) [1] спрогнозировал появление тиражируемых многопользовательских систем, обеспечивающих сбалансированное управление всеми ресурсами организации, не только относящихся к основной ее деятельности, но и объединяющих посредством общей модели данные о всей ее деятельности: производстве, закупках, сбыте, финансах кадрах и т. д.
Так же Ли Уайли в 1990 году в процессе исследования концепции MRP (англ. Material Requirement Planning — планирования материальных потребностей) ввел понятие ERP-систем (Enterprise Resource Planning System — система управления ресурсами компании). [1]
ERP-система является набором интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированное информационное пространство для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес процессов предприятия. ERP-системы на сегодняшний день доказали свою эффективность и используются многими организациями, и именно ERP-системы легли в основу современных корпоративных информационных систем.
Выделим основные достоинства внедрения корпоративных информационных систем.
1. Возможность быстро и оперативно получить информацию, касающуюся деятельности подразделений.
2. Благодаря внедрению корпоративной информационной системы повышается эффективность управления организацией.
3. Благодаря автоматизации управления многих видов деятельности организации сокращается затрата рабочего времени.
4. Для некоторых организаций актуально увеличение объёма продаж, снижение себестоимости, уменьшение складских запасов, сокращение сроков выполнения заказов, улучшение взаимодействия с поставщиками благодаря внедрению корпоративной информационной системы.
Говоря о процессе внедрения корпоративных информационных систем, нельзя не затронуть вопрос о критериях качества таких систем. Выработка критериев качества достаточно сложный процесс и для каждой информационной системы он индивидуален. Выбор совокупности критериев качества зависит от множества факторов, таких как назначение корпоративной информационной системы, ее функционала, а так же выбора модели жизненного цикла.
Качество программного средства (в том числе информационной системы) — совокупность свойств, черт и характеристик программного средства, которые обусловливают его пригодность удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности в соответствии с его назначением. [5]
Характеристика качества — набор свойств программного средства, посредством которых описывается и оценивается его качество. [5]
Одинаковости критериев качества для всех информационных систем препятствует тот факт, что повышение качества по одному из свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости, сроков завершения разработки и снижения качества по другим свойствам. При определении критериев качества информационных систем важным является то, что качество системы является удовлетворительным, когда оно обладает выработанными свойствами в такой степени, чтобы гарантировать успешное его использование. [6]
Совокупность свойств информационной системы, которая образует удовлетворительное для пользователя качество, зависит от условий и характера эксплуатации этой информационной системы, т. е. от позиции, с которой должно рассматриваться качество. Поэтому при описании качества любой информационной системы, прежде всего, должны быть жестко зафиксированы критерии отбора требуемых свойств.
Как говорилось ранее, одним из факторов, влияющих на выработку критериев качества, является выбор модели жизненного цикла. Модель жизненного цикла — это структура, состоящая из процессов, работ и задач, включающих в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение программного продукта, охватывающая жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использования. [2]
В связи с огромной разницей в процессах постановки задач, разработки и внедрения, выработка критериев качества для различных моделей будет тоже разная.
Рассматривая каскадную модель жизненного цикла необходимо отметить, что максимальная ставка в разработке любых программных средств и информационных систем ставится на начальный этап — формирования требований.
В большинстве случаев именно для каскадной модели неудачами внедрения могут служить:
1. Недостаток исходной информации от заказчика.
2. Неполные требования и спецификации.
3. Изменение требований и спецификаций.
Если для спиральной модели жизненного цикла в процессе разработки и внедрения информационной системы все перечисленные параметры, можно скорректировать, то для каскадной — любой из этих пунктов может привести к огромным ресурсозатратам в плоть до краха внедрения системы.
Важно отметить еще одну причину краха разработки и внедрения информационных систем: нереалистично составленный график или неправильно распределенное время. Эти причины актуальны для обеих моделей. Для каскадной модели — неправильный график ведет к нерациональному использованию ресурсов и персонала, что приводит к дополнительным ресурсозатратам. Для спиральной модели, как известно, основной проблемой является определение момента перехода на следующий этап. Для решения этой проблемы необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах и личного опыта разработчиков.
На основании выше сказанного, а также государственных стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99 «Процессы жизненного цикла программных средств» и ГОСТ 28806–90 «Качество программных средств. Термины и определения» можно выделить необходимые критерии качества.
Первый критерий качества, который хочется отметить, это функциональность — способность информационной системы выполнять набор функций, удовлетворяющих заданным потребностям пользователей. Как правило, набор функций оговаривается на начальном этапе жизненного цикла. Данный критерий для каскадной модели достигается только в случае соответствия функционала конечной системы, тем критериям, которые были выработаны на этапе формирования требований (для спиральной модели функционал может быть скорректирован).
Второй критерий качества: надежность — способность информационной системы безотказно выполнять определенные функции при заданных условиях в течение заданного периода времени. Важно отметить, что данный критерий не исключает полного появления в системе ошибок, он всего лишь сводит появление ошибок к минимуму. Данный критерий равносилен для обеих моделей жизненного цикла.
Третий критерий: легкость применения — характеристика информационной системы, которая позволяет минимизировать усилия пользователя по подготовке исходных данных, применению системы и оценке полученных результатов. Так же как и функциональность в зависимости от модели жизненного цикла может вирироваться в спиральной модель и жестко фиксируется в каскадной.
Четвертый критерий: сопровождаемость — характеристика информационной системы, которая позволяет минимизировать усилия по внесению изменений в нее для устранения ошибок и модификации в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей. Данный критерий от выбора модели жизненного цикла также не зависит.
Последний критерий качества, который хотелось бы выделить — мобильность. По сути — это способность информационной системы быть перенесенной с одной аппаратной платформы на другую. Данный критерий от выбора модели жизненного цикла также не зависит.
На наш взгляд выделенные критерии качества являются основными, но не конечными, приведенный список может быть расширен в зависимости от вида корпоративной информационной системы, условий внедрения, выбора жизненного цикла, типа организации и пр. Опираясь на выделенные критерии можно создать экономически выгодную корпоративную информационную систему для любого рода организации.
Литература:
1. База готовых маркетинговых исследований и обзоров отраслевых рынков [Электронный ресурс] / (дата обращения: 10.07.2015) http://marketing.rbc.ru/reviews/it-business/chapter_2_1.shtml
2. Разработка и стандартизация программных средств: учебное пособие/ А. Ю. Крупский, Л. А. Феоктистова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 100 с.
3. Липаев В. В. «Обеспечение качества программных средств. Методы и стандарты», М.: 2001
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99 «Процессы жизненного цикла программных средств».
5. ГОСТ 28806–90 «Качество программных средств. Термины и определения».
6. Зубкова Т. М. Технология разработки программного обеспечения. Учебное пособие. — Оренбург. ГОУ ОГУ, 2004. — 101 с.
7. Гагарина Л. Г., Виснадул Б. Д., Игошин А. В. «Основы технологии разработки программных продуктов» М., ФОРУМ-ИНФРА-М. 2006.
8. Липаев В. В. «Качество программных средств. Методические рекомендации» — М.: Янус-К. 2002–402 с.
9. Национальный открытый университет. Курс лекций «Методология автоматизации работ технологической подготовки производства» [Электронный ресурс] / (дата обращения: 10.07.2015) http://www.intuit.ru/studies/courses/651/507/lecture/11551