В данной статье рассматривается структура педагогической деятельности в лагере, основные ее виды и роль вожатого в ее организации.
Ключевые слова:детский оздоровительный лагерь, вожатый, воспитательная система.
This article discusses the structure of educational activities in the camp, its basic types and the role of Leader in its organization.
Keywords:children's health camp counselor,educational system.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в образовательной среде, можно заметить различные формы асоциального поведения детей. Проявления детской агрессии являются следствием нарушений психологической атмосферы общества. Они связаны с комплексом причин: рушатся нравственные устои, ослабляется воспитательная функция школы, свободное каникулярное время школьников не контролируется родителями, досуговая деятельность детей недостаточно организованна, активизируются различного рода девиантные проявления в поведении повышается, в том числе употребления алкоголя несовершеннолетними. В пределах школы невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость неформального образования, способного организовать свободное время ребенка с возможностями развития способностей и интересов.
Одним из видов неформального образования является оздоровительно-образовательный лагерь. Суммируя все имеющиеся определения, мы можем сказать, что детский оздоровительно-образовательный лагерь — это педагогическая программа для детей и подростков, реализуемая в загородном центре в течение трех летних каникулярных месяцев в сменах по 21 дню, с первичной целью — образовательного, культурного и физического развития подрастающего поколения.
В нашей стране это один из самых распространенных и доступных видов детского отдыха. Воспитательно-образовательная среда лагерь помогает развить интеллектуально-творческий потенциал ребенка, развить спортивные навыки, предоставляет возможность построения дружеских отношений со сверстниками. Летний лагерь выполняет важную функцию — оздоровление и воспитание подрастающего поколения.
Педагогическая система оздоровительно-образовательного лагеря представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленных на достижение педагогических, психологических и социальных целей. По мнению представителей отечественной педагогики (В. А. Сластенина, Л. В. Байбородова, М. И. Рожкова, Л. Г. Шешер, Л. В. Алиевой, Л. И. Новиковой и других) основным предназначением оздоровительно-образовательного лагеря является организованный отдых и создание такой среды, в которой для ребенка предоставлена возможность самопознания, саморазвития, осознания себя частью общества и определения для себя роли в нём.
Летний оздоровительный отдых детей — это система мероприятий, направленных на то, чтобы ребенок в летнее время активно отдыхал, был занят и включен в активную социализацию, творческую деятельность. [4]
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику организации образовательной среды, что влечет за собой использование иных, отличающихся от школьных, методов и средств работы. Среда лагеря для ребенка значительно отличается от домашней. В первую очередь можно обратить внимание на совместное проживание детей в комнатах, которое значительно облегчает процесс социализации ребенка в новом коллективе и в тоже время, позволяет получить ему неоценимый опыт взаимодействия со сверстниками в другой социальной ситуации.
В следующую же очередь можно обратить внимание на то, что именно в лагере дети начинают строить доверительные отношения со взрослыми (разумеется, если не учитывать родителей, находящихся рядом с детьми с самого рождения). Вожатые, воспитатели, физруки, ди-джеи — это не просто наставники, это друзья и помощники.
Помимо этого стоит обратить внимание на близкое знакомство ребенка с природой. Так как детские оздоровительные лагеря находятся по большей части на природе, и, как следствие, знакомство с ней происходит даже без особого акцентирования внимания, «само собой». Полученные знания об окружающем мире дополняются и корректируются воспитателями и вожатыми, в итоге повышается уровень экологической культуры детей.
Следующая особенность — активная пропаганда здорового образа жизни. Вся деятельность лагеря направлена не только на сохранение здоровья, но и на его улучшение. Лагерный день жестко нормированный, в связи с этим нет возможности пропустить спортивно-оздоровительные мероприятия. За время смены ребенок привыкает к физическим нагрузкам и по возвращению обратно в родной город старается восполнить недостающие нагрузки, вступая в различные секции или же просто проводя время на спортивных площадках.
Ну и, конечно же, лагерь не обходится без отдыха, хобби и развлечений. Физические нагрузки предполагают совмещение их с различными видами отдыха — тихими часами, свободным отрядным временем. Вожатыми организуются игры для непринужденного проведения детского досуга. В лагере работают секции и кружки по интересам (рукоделие, танцы, пение, спорт и другие), которые позволяют раскрыть детям свой потенциал, развить себя в какой-либо новой сфере или же закрепить существующие умения и навыки.
В ходе проведения одной лагерной смены с каждым ребенком должна быть проведена следующая работа:
- формирование потребности «быть личностью»;
- создание условий для вовлечения детей в развивающую деятельность;
- создание условий, позволяющих детям почувствовать себя в новых социальных ролях;
- создание условий для участия в природоохранных мероприятиях;
- помощь в поиске единомышленников;
- помощь в воспитании самоорганизации;
- организация оздоровительного отдыха: утренняя зарядка, купание, спортивные игры;
- предоставление возможности участвовать в конкурсах, познать радость успеха;
- предоставление возможности участвовать в играх и мероприятиях, доставляющих удовольствие и поднимающих настроение.
При правильной организации педагогической деятельности детский оздоровительный лагерь обеспечивает благоприятную атмосферу для самовоспитания и самопознания. В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр. [3]
Рассмотрим воспитательную систему лагеря. А. С. Макаренко утверждал, что воспитательный процесс основан не на средствах, не на методах, не на способах, а именно на определенной воспитательной системе. Под воспитательной системой, как правило, понимают систему воспитательных мероприятий, приводящих к определенной поставленной цели.
Обратимся к определению, данному В. А. Сластениным. Воспитательная система — это целостная упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. [2] Можем сделать вывод, что воспитательная система летнего оздоровительного лагеря — это упорядоченная совокупность компонентов, направленных на выявление и развитие положительных личностных качеств, поддержание физической формы и позитивного психологического состояния детей в летнее каникулярное время на базе загородного лагеря.
Воспитательную систему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как комплекс мероприятий, проводимый в лагере для реализации поставленных целей. Мероприятия, которые проводятся в лагере, подобраны так, чтобы не только оставить положительные воспоминания у детей, но и воспитать определенное позитивное личностное качество. Например, «Веревочный курс» направлен на сплочение едва знакомого коллектива. Чтобы пройти все испытания, детям необходимо позаботиться не только о себе, но и об отряде в целом, иначе у них ничего не получится. Ребята учатся прислушиваться друг к другу, формируется чувство толерантности, заботы о ближнем. Такое мероприятие, как «Минута славы», раскрывает таланты каждого ребенка в отдельности, помогает детям проявить себя в той сфере, от которой раньше они были далеки. Часть отряда, напрямую не участвующая в конкурсе, учится поддерживать своих друзей-участников и словом, и делом.
С другой стороны, воспитательную систему можно рассмотреть как иерархию сотрудников детского оздоровительного лагеря, во главе которой стоит директор, а наиболее приближены к детям — вожатые. Кто же такой вожатый? Вожатый — это педагог, работающий с детским объединением, конкретно в лагере — с отрядом. На вожатого возлагается большая ответственность и определенный перечень обязанностей. Во время смены вожатый:
- организует КТД отряда;
- разрабатывает педагогическую программу деятельности отряда и реализует ее;
- создаёт благоприятные условия, для реализации личностных потребностей детей, для интересного проведения досуга;
- создает благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;
- выявляет и разрешает конфликты между детьми в отряде;
- контролирует соблюдение распорядка дня, действующего в лагере и др.
Вожатый должен обладать определенным перечнем личностных качеств, т. к. в ходе смены он собственным примером формирует в сознании детей образ полноценного и активного члена нашего общества. Вожатый находится рядом с детьми круглосуточно и от этого влияние на них только усиливается.
В ходе смены при работе с детьми возникают определенные трудности, решение которых в первую очередь возлагается на плечи вожатого. Детям трудно адаптироваться в новом коллективе — вожатому необходимо найти подход к каждому. Дети тоскуют по дому — нужно заменить родителей на время смены. Дети вступают в открытые конфликты — необходимо решить их еще на стадии развития. Современные дети имеют размытое представление о поддержке, товариществе, работе в команде — нужно активно формировать эти качества в ходе смены. У подростков часто возникают проблемы в общении с противоположенным полом — вожатый должен помочь наладить девочкам и мальчикам контакт. Могут возникнуть даже проблемы межэтнического характера, которые также приходится решать тому человеку, который находится с детьми рядом. [1]
Помимо представленных проблем существует и множество других, решение которые требует определенного педагогического опыта и вожатской заинтересованности. Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен направлять свой отряд в верном направлении.
В итоге хочется сказать, что в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый.
Литература:
1. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога. / Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С.552–555.
2. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
3. Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства/ М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.
4. Шмонина Л. В. Впереди — каникулы. / Практика школьного воспитания. — 2011. — № 2 (79). — С.2–4.