Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 23.08.2015

Статья просмотрена: 8576 раз

Библиографическое описание:

Губанихина, Е. В. Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21563/ (дата обращения: 19.12.2024).

В данной статье рассматривается структура педагогической деятельности в лагере, основные ее виды и роль вожатого в ее организации.

Ключевые слова:детский оздоровительный лагерь, вожатый, воспитательная система.

This article discusses the structure of educational activities in the camp, its basic types and the role of Leader in its organization.

Keywords:children's health camp counselor,educational system.

 

Анализируя ситуацию, сложившуюся в образовательной среде, можно заметить различные формы асоциального поведения детей. Проявления детской агрессии являются следствием нарушений психологической атмосферы общества. Они связаны с комплексом причин: рушатся нравственные устои, ослабляется воспитательная функция школы, свободное каникулярное время школьников не контролируется родителями, досуговая деятельность детей недостаточно организованна, активизируются различного рода девиантные проявления в поведении повышается, в том числе употребления алкоголя несовершеннолетними. В пределах школы невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость неформального образования, способного организовать свободное время ребенка с возможностями развития способностей и интересов.

Одним из видов неформального образования является оздоровительно-образовательный лагерь. Суммируя все имеющиеся определения, мы можем сказать, что детский оздоровительно-образовательный лагерь — это педагогическая программа для детей и подростков, реализуемая в загородном центре в течение трех летних каникулярных месяцев в сменах по 21 дню, с первичной целью — образовательного, культурного и физического развития подрастающего поколения.

В нашей стране это один из самых распространенных и доступных видов детского отдыха. Воспитательно-образовательная среда лагерь помогает развить интеллектуально-творческий потенциал ребенка, развить спортивные навыки, предоставляет возможность построения дружеских отношений со сверстниками. Летний лагерь выполняет важную функцию — оздоровление и воспитание подрастающего поколения.

Педагогическая система оздоровительно-образовательного лагеря представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленных на достижение педагогических, психологических и социальных целей. По мнению представителей отечественной педагогики (В. А. Сластенина, Л. В. Байбородова, М. И. Рожкова, Л. Г. Шешер, Л. В. Алиевой, Л. И. Новиковой и других) основным предназначением оздоровительно-образовательного лагеря является организованный отдых и создание такой среды, в которой для ребенка предоставлена возможность самопознания, саморазвития, осознания себя частью общества и определения для себя роли в нём.

Летний оздоровительный отдых детей — это система мероприятий, направленных на то, чтобы ребенок в летнее время активно отдыхал, был занят и включен в активную социализацию, творческую деятельность. [4]

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику организации образовательной среды, что влечет за собой использование иных, отличающихся от школьных, методов и средств работы. Среда лагеря для ребенка значительно отличается от домашней. В первую очередь можно обратить внимание на совместное проживание детей в комнатах, которое значительно облегчает процесс социализации ребенка в новом коллективе и в тоже время, позволяет получить ему неоценимый опыт взаимодействия со сверстниками в другой социальной ситуации.

В следующую же очередь можно обратить внимание на то, что именно в лагере дети начинают строить доверительные отношения со взрослыми (разумеется, если не учитывать родителей, находящихся рядом с детьми с самого рождения). Вожатые, воспитатели, физруки, ди-джеи — это не просто наставники, это друзья и помощники.

Помимо этого стоит обратить внимание на близкое знакомство ребенка с природой. Так как детские оздоровительные лагеря находятся по большей части на природе, и, как следствие, знакомство с ней происходит даже без особого акцентирования внимания, «само собой». Полученные знания об окружающем мире дополняются и корректируются воспитателями и вожатыми, в итоге повышается уровень экологической культуры детей.

Следующая особенность — активная пропаганда здорового образа жизни. Вся деятельность лагеря направлена не только на сохранение здоровья, но и на его улучшение. Лагерный день жестко нормированный, в связи с этим нет возможности пропустить спортивно-оздоровительные мероприятия. За время смены ребенок привыкает к физическим нагрузкам и по возвращению обратно в родной город старается восполнить недостающие нагрузки, вступая в различные секции или же просто проводя время на спортивных площадках.

Ну и, конечно же, лагерь не обходится без отдыха, хобби и развлечений. Физические нагрузки предполагают совмещение их с различными видами отдыха — тихими часами, свободным отрядным временем. Вожатыми организуются игры для непринужденного проведения детского досуга. В лагере работают секции и кружки по интересам (рукоделие, танцы, пение, спорт и другие), которые позволяют раскрыть детям свой потенциал, развить себя в какой-либо новой сфере или же закрепить существующие умения и навыки.

В ходе проведения одной лагерной смены с каждым ребенком должна быть проведена следующая работа:

-          формирование потребности «быть личностью»;

-          создание условий для вовлечения детей в развивающую деятельность;

-          создание условий, позволяющих детям почувствовать себя в новых социальных ролях;

-          создание условий для участия в природоохранных мероприятиях;

-          помощь в поиске единомышленников;

-          помощь в воспитании самоорганизации;

-          организация оздоровительного отдыха: утренняя зарядка, купание, спортивные игры;

-          предоставление возможности участвовать в конкурсах, познать радость успеха;

-          предоставление возможности участвовать в играх и мероприятиях, доставляющих удовольствие и поднимающих настроение.

При правильной организации педагогической деятельности детский оздоровительный лагерь обеспечивает благоприятную атмосферу для самовоспитания и самопознания. В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр. [3]

Рассмотрим воспитательную систему лагеря. А. С. Макаренко утверждал, что воспитательный процесс основан не на средствах, не на методах, не на способах, а именно на определенной воспитательной системе. Под воспитательной системой, как правило, понимают систему воспитательных мероприятий, приводящих к определенной поставленной цели.

Обратимся к определению, данному В. А. Сластениным. Воспитательная система — это целостная упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. [2] Можем сделать вывод, что воспитательная система летнего оздоровительного лагеря — это упорядоченная совокупность компонентов, направленных на выявление и развитие положительных личностных качеств, поддержание физической формы и позитивного психологического состояния детей в летнее каникулярное время на базе загородного лагеря.

Воспитательную систему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как комплекс мероприятий, проводимый в лагере для реализации поставленных целей. Мероприятия, которые проводятся в лагере, подобраны так, чтобы не только оставить положительные воспоминания у детей, но и воспитать определенное позитивное личностное качество. Например, «Веревочный курс» направлен на сплочение едва знакомого коллектива. Чтобы пройти все испытания, детям необходимо позаботиться не только о себе, но и об отряде в целом, иначе у них ничего не получится. Ребята учатся прислушиваться друг к другу, формируется чувство толерантности, заботы о ближнем. Такое мероприятие, как «Минута славы», раскрывает таланты каждого ребенка в отдельности, помогает детям проявить себя в той сфере, от которой раньше они были далеки. Часть отряда, напрямую не участвующая в конкурсе, учится поддерживать своих друзей-участников и словом, и делом.

С другой стороны, воспитательную систему можно рассмотреть как иерархию сотрудников детского оздоровительного лагеря, во главе которой стоит директор, а наиболее приближены к детям — вожатые. Кто же такой вожатый? Вожатый — это педагог, работающий с детским объединением, конкретно в лагере — с отрядом. На вожатого возлагается большая ответственность и определенный перечень обязанностей. Во время смены вожатый:

-          организует КТД отряда;

-          разрабатывает педагогическую программу деятельности отряда и реализует ее;

-          создаёт благоприятные условия, для реализации личностных потребностей детей, для интересного проведения досуга;

-          создает благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;

-          выявляет и разрешает конфликты между детьми в отряде;

-          контролирует соблюдение распорядка дня, действующего в лагере и др.

Вожатый должен обладать определенным перечнем личностных качеств, т. к. в ходе смены он собственным примером формирует в сознании детей образ полноценного и активного члена нашего общества. Вожатый находится рядом с детьми круглосуточно и от этого влияние на них только усиливается.

В ходе смены при работе с детьми возникают определенные трудности, решение которых в первую очередь возлагается на плечи вожатого. Детям трудно адаптироваться в новом коллективе — вожатому необходимо найти подход к каждому. Дети тоскуют по дому — нужно заменить родителей на время смены. Дети вступают в открытые конфликты — необходимо решить их еще на стадии развития. Современные дети имеют размытое представление о поддержке, товариществе, работе в команде — нужно активно формировать эти качества в ходе смены. У подростков часто возникают проблемы в общении с противоположенным полом — вожатый должен помочь наладить девочкам и мальчикам контакт. Могут возникнуть даже проблемы межэтнического характера, которые также приходится решать тому человеку, который находится с детьми рядом. [1]

Помимо представленных проблем существует и множество других, решение которые требует определенного педагогического опыта и вожатской заинтересованности. Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен направлять свой отряд в верном направлении.

В итоге хочется сказать, что в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый.

 

Литература:

 

1.                  Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога. / Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С.552–555.

2.                  Сластенин В. А. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.

3.                  Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства/ М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.

4.                  Шмонина Л. В. Впереди — каникулы. / Практика школьного воспитания. — 2011. — № 2 (79). — С.2–4.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитательная система, вожатый, время смены, детский оздоровительный лагерь, лагерь, оздоровительно-образовательный лагерь, создание условий, ходя смены, летний оздоровительный лагерь.


Ключевые слова

детский оздоровительный лагерь, воспитательная система, вожатый, воспитательная система.

Похожие статьи

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ в разрешении детских конфликтов

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых. А так же в статье приводится пример тренинг...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО

В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.

Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении

Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной школы, предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Похожие статьи

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ в разрешении детских конфликтов

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых. А так же в статье приводится пример тренинг...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО

В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.

Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении

Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников

Автор статьи описывает влияние игр на учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной школы, предлагает собственную классификацию игр, определяет их место и роль в формировании личности.

Задать вопрос