C обретением Узбекистаном государственной независимости в условиях демократизации общества усиливается значение идейно-политического воспитания подрастающего поколения и вовлечения его в общественную жизнь страны.
Надо отметить, что в противовес коммунистической идеологии — идеологии марксизма-ленинизма идеология национальной независимости не может устанавливаться в качестве государственной. Это конституционное положение предоставляет широкий простор для развития личности, свободы мысли, суждений и мнений. Идейно-политическое воспитание, основанное на многообразии идеологий и мнений, направлено на формирование у студентов, будущих преподавателей, идейной убеждённости, политической сознательности и общественной активности, а также служит тому, чтобы воспитывать любовь к родине, стремление к знаниям.
Убеждения нельзя путать с обычными знаниями. Как известно, идейные убеждения — это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Формирование идейной убеждённости предполагает сознательное усвоение студентами научных знаний и национальных ценностей, в истинности которых они уверены.
Другой стороной идейно-политического воспитания является развитие у подрастающего поколения понимание политики правительства.
В процессе идейно-политического воспитания студентов педагогические вузы решают ряд задач, которые определяются политикой независимого государства Узбекистан. Одним из важнейших задач является формирование национального самосознания студентов.
При подготовке к занятию по определённой теме преподаватель иностранного языка анализирует содержание учебного материала и наряду с дидактической целью урока продумывает и его воспитательные задачи. Воспитательные задачи занятия вытекают из содержания учебного материала.
Так, например, при подаче учебного материала на тему: „Berühmte usbekische Persönlichkeiten“ (Rund um Usbekistan.2009) студентам в первую очередь следует обеспечить образное восприятие информации. Для этого в процессе групповой работы на занятии немецкого языка студентам предлагается собрать материал.
Главная задача преподавателя иностранного языка: научить говорить на иностранном языке, используя знания студентов на эту тему. Одной из трудностей является недостаточность предполагаемых знаний.
Учебный процесс, исходя из основного закона обучения, представляет собой взаимосвязанную деятельность студентов и преподавателей. От каждой стороны в этой деятельности требуются определённые знания, умения.
Как отмечают многие современные методисты, материальной базой каждого занятия по языку являются тексты и озвученные документы на изучаемом языке. Учебник предлагает аутентичные тексты, вызывающие у студентов интерес к обсуждаемой теме и дальнейший самостоятельный поиск дополнительной информации.
Бесспорно, что история в значительной степени способствует формированию идентичности нации. В связи с этим на странице 81 учебника «Rund um Usbekistan» впервые предлагается студентам обсуждение темы национального самосознания:
„Das Zentrum des neuen Taschkent ist Amir Temur Park. Inmitten eines kreisförmigen Parks steht das neue Symbol des usbekischen Nationalbewusstseins: Amir Temur.
Как известно, история в значительной степени способствует созданию будущего, однако при этом важно наличие не только одного взгляда на историю, а многих, чтобы была открытая историческая картина, с тем чтобы, как говорит г-жа др. Нагель, не происходило возвышения истории собственной нации по отношению к истории других наций и народов.
В связи с этим на странице 113 вышеуказанного учебника предлагается обсуждение двух точек зрения на историческую личность Амура Темура. С одной стороны позитивное отношение английского драматурга Христофера Марлове и с другой стороны, отрицательное высказывание Гёте.
В процессе групповой работы возникает образ А.Темура:
Так как задачей учебника является вызвать у студентов интерес к теме, а не подача готового материала, то дальнейшей работой над этой темой является поиск дополнительного материала в Интернете. Большой интерес вызвал у студентов тот факт, что после постановки пьесы в 1587 году в Лондоне, которая имела грандиозный успех в своё время, Марловэ стал объектом угроз. Об этом свидетельствуют плакаты, найденные в 1973 году
You strangers that inhabit in this land,
Note this same writing, do it understand,
Conceive it well, for safe-guard of your lives,
Your goods, your children and your dearest wives.
Во время презентации и обсуждения результатов самостоятельной работы студентов были высказаны различные точки зрения.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что история в значительной степени способствует формированию самосознания студентов, а использование аутентичного языкового материала на интересующую тему на занятиях иностранного языка вызывает большой интерес и мотивацию.
Литература:
1. Тиляходжаева Ф. Rund um Usbekistan. T., Fan va texnologiya, 2009
2. История и самосознание: опыт Узбекистана и Германии. Тошкент.2005
3. www.wikipedia.de