Направленность — духовно-нравственное воспитание.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира и отчасти на уроках русского языка, в обобщённо-абстрактном виде. Такие понятия, как «малая родина», «моя семья», «мой дом», наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. В учебниках для начальной школы практически нет заданий местной патриотической тематики, поэтому у детей возможно появление разрыва между малой и большой Родиной.
Наш курс должен помочь ликвидировать этот разрыв. В этом состоит актуальность дополнительной образовательной программы.
Цель:
- приобщение обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.
Задачи:
- формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;
- приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;
- понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;
- раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6–7лет.
Срок реализации — 1 год. Формы и режим занятий — теоретические, практические и зачётные занятия, экскурсии. Всего 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Предметный результат рассматривается на 3 уровнях:
I уровень
После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен знать:
- понятие «семья»,
- уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.
После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен знать:
- традиции своего народа,
- уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.
После изучения темы «Как прекрасен этот мир!» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.
После изучения темы «Юные ульяновцы» ребёнок должен знать:
- прошлое и настоящее родного города,
- уметь называть памятные места и достопримечательности своего города.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:
- культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,
- уметь употреблять эти слова в своей речи.
II уровень
После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения тем «Как прекрасен этот мир!», «Юные ульяновцы» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, прошлом и настоящем родного города, о культуре поведения в природе, уметь называть памятные места и достопримечательности своего города. подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.
III уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Форма подведения итогов (итоговые тематические занятия):
- праздник «Люблю тебя, моя семья»;
- экскурсии в музеи города в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»;
- зачётное занятие «Доброе дело — и словно солнышко пригрело» (отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий, ремонт библиотечных книг, составление письма-обращения к читателям с использованием вежливых слов);
- викторина «Знаешь ли ты свой город?» (работа в группах);
- зачётное практическое занятие (создание фотоальбома и выставки рисунков о природе родного края).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретич. |
Практич. |
Виды деятельности |
Раздел |
1. Счастье семьи |
7 |
1 |
6 |
|
1 |
Вводное занятие |
|
1 |
|
Беседа |
2 |
О папе, маме и семье |
|
|
1 |
Презентация |
3 |
Семейный портрет |
|
|
1 |
Самопредставление |
4 |
Мамино чуткое сердце |
|
|
1 |
Конкурс стихов |
5 |
«Мой дом» |
|
|
1 |
Конкурс рисунков |
6 |
Порадовать близких. Как это хорошо! |
|
|
1 |
Игры, инсценировки |
7 |
Люблю тебя, моя семья |
|
|
1 |
Семейный праздник |
Раздел |
2. Люблю тебя, Россия! |
7 |
1 |
6 |
|
8 |
Национальные блюда русской кухни |
|
|
1 |
Просмотр м/ф |
9 |
«Всякая душа празднику рада» |
|
1 |
|
Презентация, чтение книг |
10 |
Русские народные праздники |
|
|
1 |
Викторина |
11 |
Обряды и обычаи на Руси |
|
|
1 |
Конкурс поделок |
12 |
Фольклор русского народа |
|
|
1 |
Ролевые игры, инсценировки |
13 |
Народные промыслы |
|
|
1 |
Выставка поделок, рисунков с росписями |
14 |
Экскурсия «Моя малая родина» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота»! Музей «Засечная черта». |
|
|
1 |
Экскурсия |
Раздел |
3. Как прекрасен этот мир! |
5 |
3 |
2 |
|
15 |
Заповедные уголки России |
|
1 |
|
Просмотр видеофильмов, презентаций. |
16 |
Памятник природы — «Экопарк Чёрное озеро» |
|
1 |
|
Беседа, презентация. |
17 |
Памятник природы «Винновская роща» |
|
|
1 |
Составление кроссвордов |
18 |
Памятник природы «Маришкин родник» |
|
1 |
|
Рассказ, видео |
19 |
Природа и я — одна семья! |
|
|
1 |
Коллективный проект |
Раздел |
4. Юные ульяновцы. |
7 |
1 |
6 |
1 |
20 |
Ульяновск: от прошлого к настоящему |
|
1 |
|
Презентация, видеофильм |
21 |
Я на этой земле родился |
|
|
1 |
Фото и фидеоматериалы, встреча с ветеранами ВОВ «Волжские зори» |
22 |
«Земли Российский уголок» |
|
|
1 |
Занятие — экскурсия |
23 |
Ульяновск — культурная столица Поволжья |
|
|
1 |
Конкурс рисунков, поделок |
24 |
Экскурсия в краеведческий музей в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!» |
|
|
1 |
Экскурсия в музей |
25 |
Процветай, наш Ульяновский край! |
|
|
1 |
Конкурс чтецов, игры |
26 |
Знаешь ли ты свой город? |
|
|
1 |
Викторина |
Раздел |
5. Нравственные истины |
8 |
|
8 |
|
27 |
«Где доброе слово скажется, там и добро окажется» |
|
|
1 |
Разыгрывание ситуаций, беседа о культуре речевого общения |
28 |
Слово на ладошке. О дружбе, мудрости, любви |
|
|
1 |
Чтение рассказов о дружбе |
29 |
«Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить» |
|
|
1 |
Коллективные игры, поделка «Подарок для друга» |
30 |
«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила» |
|
|
1 |
Чтение, обсуждение рассказов о «совести», «долге», «хороших поступках», коллективное панно. |
31 |
«Кто любит труд, того люди чтут» |
|
|
1 |
Презентация, видео, игры |
32 |
Правила вежливости и хороших манер |
|
|
1 |
Инсценировки |
33
|
«Доброе дело — и словно солнышко пригрело» |
|
|
1 |
Коллективно-полезные дела |
34 |
Экскурсия в Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70–80гг.XIX века» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!» |
|
|
1 |
Экскурсия в музей. |
Содержание программы
Счастье семьи
Цель:
- раскрыть глубину понятия «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, дедушки, бабушки;
- воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к родителям.
- формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
Люблю тебя, Россия!
Цель:
- способствовать формированию духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщая их к условиям общественной жизни;
- приобщать учащихся к культуре своей страны через знакомство с традициями своего народа;
- формировать представления о традициях и обычаях;
- учить ценить и понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.
Как прекрасен этот мир
Цель:
- формирование экологической культуры, нравственного аспекта жизнедеятельности человека;
- знакомство с разнообразием и контрастностью природных условий, с богатым наследием материальной и духовной культуры народов, издавна населявших наши земли.
Юные ульяновцы
Цель:
- познакомить с историческим прошлым родного города;
- способствовать формированию чувства гордости за свой город.
Нравственные истины
Цель:
- формировать культуру речевого общения, культуру поведения;
- способствовать раскрытию смысла нравственных понятий.
Литература:
1. Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. — М.: Нигма, 2014.
2. Волкова П. И., Тихонова А. Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: Вако,2008.
4. Карпова Т. А. Лето весёлого цвета: Стихи. –Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2009.
5. Край прелестный — это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению/ Составитель В. Н. Янушевский. — Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000.
6. Примерная программа духовно-нравственного развития, ФГОС, 2010.
7. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Янушевского. –Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001.