Язык включен в сложный процесс познания мира человеком, в информационно-когнитивную систему, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память и язык.
Современная образовательная система наряду с обучением школьников основам разнообразных знаний в соответствии со школьной программой выполняет дополнительную функцию развития у них памяти, мышления, речи, воображения, которые являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.
Программа филологического кружка «Развитие когнитивных процессов»
Пояснительная записка
Филологический кружок предназначен для учащихся 7-х классов и рассчитан на 17 часов.
Занятия кружка посвящены развитию когнитивных процессов; выбор тематики кружка обусловлен недостаточной сформированностью образного мышления учащихся и невозможностью постоянно и целенаправленно проводить данную работу на уроках русского языка. В какой-то степени художественное речетворчество реализуется в написании учащимися сочинений и изложений, но системно (на специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время именно в кружковой работе.
Цель занятий — развитие когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, речи) в ходе учебно-познавательной деятельности школьников.
Основными задачами кружка являются:
- развитие образного мышления,
- развитие воссоздающего воображения, наблюдательности,
- активизация работы ассоциативной памяти,
- познание слова как основы языковой деятельности,
- обогащение речи учащихся, их пассивного и активного словаря,
- формирование способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов,
- совершенствование устной и письменной речи учащихся,
- стимулирование художественного речетворчества учащихся.
Работа кружка предусматривает использование методических приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей учащихся (речетворческие тренинги, творческие лаборатории, исследовательская работа, мозговой штурм и др.). Формы контроля за достижениями учащихся: тесты, презентации, сочинения (эссе), комплексный анализ текста, защита выполненного задания, практикумы, круглые столы.
Содержание программы
Многообразие значений слова. Словари разных типов.
Ассоциативные связи между словами. Цепочки слов по ассоциациям. Словосочетания и предложения, построенные на их основе.
Анализ художественного текста. Авторские ассоциации в тексте. Специальные лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте.
Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений.
Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства.
План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем.
Творческая работа учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов.
Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок.
Таблица
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Многообразие значений слова. Обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся. |
1 |
Тестирование (проверка объема языковых единиц). Наблюдение над языковым материалом |
2 |
Работа со словарями разных типов, справочной литературой. |
1 |
Практикум |
3 |
Ассоциативные связи между словами. Составление цепочек слов по ассоциации, построение на их основе словосочетаний и предложений. |
1 |
Речетворческий тренинг. «Мозговой штурм» |
4 |
Анализ художественного текста. Выявление авторских ассоциаций в тексте. |
2 |
Комплексный анализ текста. Исследовательская работа |
5 |
Специальные лексические и синтаксические изобразительно- выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте. |
2 |
Сбор и оформление полученной информации. Презентация «Выразительные средства языка». |
6 |
Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений. |
1 |
Речетворческий тренинг |
7 |
Расширение номенклатуры речеведческих понятий за счет сведений о специфике образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста. |
2 |
Круглый стол «Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста» |
8 |
Восстановление деформированного авторского текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства. |
2 |
Речетворческий тренинг. Эссе «Слово — одежда мысли» |
9
|
План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем. |
1 |
Практикум. Защита выполненного задания |
10 |
Творческие работы учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов. |
2 |
Творческая лаборатория «Я — автор». Самопрезентация: подача образа «Я» и развитие «Я» — концепции |
11 |
Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок. |
2 |
Практикум |
Приложение
Речетворческие тренинги
Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыкальных произведениях и соотносятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.
Материал отбирался с учетом его способности стимулировать художественное речетворчество учащихся.
Тренинг «Ассоциативные шаги»
Учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами КРИК и РЯБИНА учениками устанавливаются ассоциативные цепочки: крик — боль, боль — одиночество, одиночество — горечь, горечь — рябина.
Тренинг «Бином фантазии»
Ребята учатся по двум не связанным между собой словам создавать текст.
Создайте свой текст, используя ассоциативный ряд:
Лето — солнце, цветы, радость.
Тренинг «Создание контекста по образному средству»
Школьники должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный текст, например: «слезливое утро» (А.Чехов); «немой покой» (И.Бунин); «любопытное солнце» (А.Блок).
Тренинг «Художник»
Следующие задания связаны с умением вербально передавать зрительные впечатления.
Я и художник
— Опишите картину.
— Назовите картину. Сравните свое название с авторским.
— В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?
Я — художник
— Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюрморт.
Тренинг «Композитор»
Задания направлены на установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки.
Я и композитор
— Прослушайте музыкальное произведение. Какие мысли и чувства оно у вас вызвало? Опишите свое состояние.
Я — композитор
— Напишите (словесно) музыку к тексту.
«Листья налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветке завозятся, сразу брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер» (Н.Сладков)
Тест: проверка объема языковых единиц (лингвистического тезауруса)
Ставится задача перечислить значения многозначных слов, например таких, как идти (имеющего в словаре 26 значений), принять (18 значений), прямой (11 значений).
Такой тест позволит определить уровень языкового чутья, степень умения не только извлекать из памяти известные значения, но и «конструировать» их путем постановки заданного слова в соответствующий контекст.
«Мозговой штурм» (развитие лингвистического мышления)
Задание № 1
Даны слова: сок, кора, море.
Из каждого слова составьте цепочку слов (8–10). Делайте это следующим образом: заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, гласный или согласный звук.
Например: лом — дом — ком — кол — гол; код — род — ром — Рим — рис.
Задание № 2
Запишите слова, смысл которых меняется от замены одной гласной или согласной буквы. Например: конВерт — конЦерт.
Тревога -; село -; машина -; довод -; топор -; белка -.
Задание № 3
Заменить исконно русским словами:
Архитектор — (зодчий)
Реставрация — (восстановление)
Легитимный — (законный)
Задание № 4
Найти лишнее слово:
Слепой, ослепить, ослепнуть, слепок.
Гора, гористый, горе, горный.
Задание № 5
Подобрать к прилагательным синонимы:
Свежая газета — … Острое зрение — …
Свежий воздух — … Острый нос — …
Слабые удары — … Грубая ошибка — …
Слабые знания — … Грубый ответ — …
Задание № 6
О ком мы так говорим? Подобрать синонимы.
Тяжелый на подъем –
На руку нечист –
Мухи не обидит –
Подает надежды –
Задание № 7
Задумано 1 слово:
- заменив у него первую букву другой, получим название сорта яблок;
- заменив третью букву другой, получим название химического органического соединения;
- убрав первую букву, получим название места стоянки кораблей;
- убрав вторую букву, получим слово, обозначающее вид, категорию, разряд предметов по их качеству;
- убрав последнюю букву, получим слово, обозначающее возникшее недоразумение между двумя и более людьми;
- убрав вторую и последнюю буквы одновременно, получим слово, обозначающее мусор.
Какое слово задумано?
Спорт — апорт — спирт — порт — сорт — спор — сор.
Задание № 8
Составь слово из морфем:
- от глагола дарить возьми корень,
- от глагола понес — приставку,
- от существительного кружок — суффикс.
Какое получилось слово?
Задание № 9
Объяснить фразеологизмы:
Лебединая песня –
Кануть в Лету –
Посыпать голову пеплом –
Задание № 10
Объяснить лексическое значение слов:
Эффектный — эффективный
Факт — фактор
Информативный — информационный
Комплексный анализ текста
О.Мандельштам «Я около Кольцова…»
Выполните комплексный анализ текста, опираясь на следующие вопросы.
1) Составьте словарик средств языковой выразительности с примерами из данного текста;
2) Каковы главные языковые особенности текста?
3) Какова цель языковой игры в тексте?
4) Какова роль синтаксических средств выразительности в данном тексте?
5) Какие образы стихотворения помогают глубже понять замысел автора?
6) Какой краеведческий материал можно обнаружить в тексте?
Литература:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. Том 2. — М.: Педагогика, 1982.
2. Меркин Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Меркин Г. С., Зыбина Т. М., Максимчук Н. А., Рябикова О. С.; под общ. ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. — М.: Просвещение, 1979.
5. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, ВГУ, 2008.