В статье представлен опыт организации реформы цен в послевоенной Германии. В условиях глубокого экономического кризиса экономист и политический деятель Людвиг Эрхард предложил комплекс мероприятий, направленных на снижение инфляции, формирование свободного рынка и процессов ценообразования. Именно реформа цен 1948 года стала основой для широкий преобразований и, в дальнейшем, флагманом немецкого «экономического чуда».
Ключевые слова: Л. Эрхард, неолиберализм, социально-экономический кризис, реформа цен, инфляция, ценообразование, рынок, государство.
Анализ реформы цен 1948 г., проведенной в Западной Германии немецким ученым, государственным деятелем и политиком Людвигом Эрхардом, позволит выявить основные направления экономических изменений в послевоенной экономике, что представляется важным для современного развития в том числе и российской экономической системы, которая, по мнению ряда исследователей, находится в процессе «затяжного кризиса» [2].
После поражения во Второй мировой войне в Западной Германии наблюдался социально-экономического кризис. Промышленное производство страны было почти полностью разрушено. Согласно решениям Потсдамской конференции 1945 г. промышленные предприятия, производство которых с 1935 г по 1945 г. полностью направлялось на нужды войны, подлежали демонтажу. Необходимо отметить, что демонтированы были и те предприятия, которые не занимались выпуском военной продукции. Подтверждением этого факта может служить разрушение французами региона Шварщвальд, являвшегося центром немецкой часовой промышленности [3, с. 112]. По оценкам немецких специалистов, ни одной промышленной отрасли не был нанесен такой урон, как часовой индустрии, хотя последняя явно не была ядром военно-промышленного комплекса. Социальное развитие также претерпело значительные изменения и продолжало оставаться крайне тяжелым. Потери немецкой армии в войне составили примерно 14 млн. человек. Всего же в годы войны Германия потеряла примерно 1⁄10 часть всего населения. К тому же в стране господствовала инфляция, порождаемая так называемым «черным рынком»; все увеличивающаяся денежная масса быстро обесценивалась.
Наблюдался кризис и в системе центрального управления. В этой связи Германия была поделена на несколько областей между странами-победительницами (Англией, США и Францией). В каждой области существовали свои органы управления. Последствия этого не заставили себя долго ждать: с полок магазинов постепенно исчезли даже самые необходимые продукты потребления. В послевоенной Германии разразился голод. Выходом из сложившейся ситуации стали идеи директора трех объединенных областей Людвига Эрхарда. В 1948 г. в Западной Германии им был осуществлен комплекс преобразований, названных современниками «экономическое чудо».
Многие экономисты совершенно справедливо причисляют Людвига Эрхада к одним из основателей неолиберальной школы в Германии, наряду с В. Репке, А. Рюстовым, В. Ойкеном. Однако, необходимо отметить, что представители неолиберальных идей различных стран еще в начале 30-х гг. ХХ в. пытались разработать единую научно-практическую платформу [6, с. 367]. Неолиберальные идеи и в теоретическом осмыслении, и на практике основываются на использовании неограниченной конкуренции и минимальном участии государства в хозяйственные жизни.
Следовательно, приверженцы данной концепции отстаивали частичную либерализацию экономической сферы: принцип свободного формирования цен, увеличение проникновения владельцев частной собственности и негосударственных хозяйственных структур в экономику страны. Государство же согласно неолиберализму выполняет функции «ночного сторожа» или «спортивного судьи» [1, с. 127]. Именно оно должно контролировать беспрекословное соблюдение субъектами экономики правил конкурентной борьбы и свободного ценообразования; издавать законодательные акты, препятствующие установлению монопольных цен, тем самым охраняя частную собственность от произвола монополистов. Именно эти идеи претворил в жизнь Людвиг Эрхард, проведя в Германии в 1948 г. экономическую реформу, вошедшую в историю и теорию мировой экономической мысли под названием «экономическое чудо».
«Экономическое чудо» включало в себя параллельное проведение двух реформ. Во-первых, денежной реформы; во-вторых, реформы цен в трех объединенных областях. 24 июня 1948 г. Людвигом Эрхардом в Германии была проведена реформа цен. Основной целью реформы цен явилось введение свободного ценообразования. Действие имело радикальный характер, потому что до 1948 г. политика ценообразования находилась полностью под контролем государства. После окончания Второй мировой войны данная привилегия перешла в руки США, Англии и Франции. Также реформа цен служила цели упразднения административного распределения ресурсов страны и отмену планового ведения хозяйства. И если за результат денежной ре формы частично страны победительницы, то ответственность за проведение этой реформы легла полностью на плечи Людвига Эрхарда и специалистов Хозяйственного управления Баварии. Необходимо отметить также, что проведение реформы состоялось при весьма накаленной ситуации в стране. Оккупационные власти (Англия, США и Франция) не хотели быстрого развития экономического потенциала Германии и формирования там рыночного типа хозяйства, также весьма значительными в то время в стране являлись просоциалистическим настроениям.
Эффективность реформ, проведенных по замыслу Людвига Эрхарда, была оправдана. Аргументом этого может служить стабилизация цен к первому полугодию 1949 г. Хотя, необходимо отметить то, что повышение цен в первые месяцы после реформы все-таки происходило. Этот факт объясняется тем, что цены повышались производителями самостоятельно с целью возврата капитала, потерянного в годы Второй мировой войны и дальнейшей политики оккупационных властей.
Таким образом, отменив законодательные акты оккупационных властей, регулирующие ценовую политику в Германии, Людвиг Эрхард осуществил плавный переход к свободному ценообразованию в стране. Данный шаг рассматривался директором Хозяйственного управления Баварии, а впоследствии и канцлером Германии как первоочередная предпосылка успешного восстановления экономики страны.
Однако, сразу же после реформы регулирование ценообразования и выплат зарплат все-таки производилось с помощью государства. Именно этот факт свидетельствует о том, что реформа цен 1948 являлась составной частью неолиберализма в Германии.
7 октября 1948 г в силу вступает закон «Против произвольного завышения цен», который устанавливал единые цены на некоторые предметы потребления. В качестве государственных мер по борьбе с завышенными ценами можно назвать еще и составление специальных каталогов приемлемых цен, в которых учитывалась покупательная способность потребителя страны.
Данная реформа вывела Германию из полосы социально-экономического кризиса. Ведь уже в первые месяцы после проведения реформы в стране исчезает так называемый «черный рынок», на котором до 1948 г. процветала меновая торговля, неизбежно приводящая к появлению в экономике бартерных отношений. Магазины страны начали заполняться товарами. Цены на товары и услуги выросли лишь на несколько процентов. Однако, повышение цен происходило параллельно с повышением зарплаты жителям ФРГ. Наблюдалось значительные показатели повышения жизненного уровня немцев. Это, в частности, констатируют следующие статистические данные.
Еще одним важным итогом реформы цен можно по праву считать расширение внутреннего рынка, массовое обновление и рост основного капитала. Росло промышленное производство страны. Хотя росту производства во многом способствовали не только реформа, проведенная Людвигом Эрхардом, но и финансовая помощь по «плану Маршалла», ввоз в Германию иностранного капитала. Длительное время норма накопления капитала приближалась к 25 %, опережая большинство западноевропейских стран по этому показателю [4, 507]. Огромное значение имело и уменьшение издержек, связанных с военными нуждами страны.
Таким образом, реформа цен 1948 г. являлась составной частью неолиберальной концепции в ФРГ. Именно благодаря осуществлению концептуальных положений неолиберализма ФРГ удалось восстановить лидирующее положение на политической арене и в мировой экономике.
Литература:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. 384 — с.
2. Глушич Н. Г., Павлова Т. П., Удалов А. С., Удалова Н. А. Модернизация как важнейший приоритет стратегии развития России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1. — Электронный ресурс [Режим доступа] — http://www.intereconom.com/archive/196.html (дата обращения: 22.02.2015 г.).
3. Некрасова Т. А. Французская оккупационная политика в Германии в 1945–1949 гг. ̸ ̸ Вопросы истории. 2007. № 11. С.112.
4. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 735 — с.
5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Электронный ресурс — [Режим доступа] — http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/erhapd/erhsod.htm (дата обращения: 24.02.2014 г.).
6. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 480 — с.