Материалы статьи содержат сведения об индивидуально-психологических особенностях личности студентов, занимающихся мини-футболом. Автор исследования провел анализ взаимосвязи данных особенностей с показателями эффективности соревновательной деятельности (СД). При этом выяснилось, что «эффективные» игроки отличаются личностными особенностями, такими как, интеллект (фактор B+), добросовестность, ответственность, настойчивость (фактор G+), эмоциональная сдержанность, осторожность, повышенная чувствительность к угрозе (фактор H-), целенаправленность, сильная воля, умение контролировать эмоции, поведение (фактор Q3+).
Ключевые слова: личность, индивидуально-психологические особенности, мини-футбол, эффективность соревновательной деятельности, коэффициент полезности игрока.
Актуальность исследования. Мини-футбол (футзал) является относительно новым игровым видом для российского спорта. Активно он начал развиваться в 90-х годов XX-го века. Многими исследования показано, что технологии и методики тренировочно-соревновательной деятельности «большого» футбола не всегда могут быть адаптированы к мини-футболу [3; 4; 9]. Это объясняется и различной структурой СД [1; 3; 4; 10], и различными требованиями к функциональным и физическим возможностям спортсменов [9], и даже разными психологическими условиями ведения соревновательной борьбы [5; 7].
В связи с этим актуальным становится поиск инновационных технологий, подходов и методик организации спортивной подготовки игроков в мини-футболе, в том числе к организации психологической подготовки, изучению индивидуально-психологических особенностей и мотивации игроков [2; 5; 6; 7; 8]. Известно, что различные виды спорта предъявляют особые требования к структуре личности спортсмена, т. е. установлены типологические сочетания личностных особенностей и свойств нервной системы, характерных для лучших представителей того или иного вида спорта. Однако, данные сведения отсутствуют в сфере мини-футбола. Поэтому объективно существует проблема поиска и выявления типологических особенностей личности, характерных для мини-футбола, и установления взаимосвязи и влияния данных личностных особенностей на результативность СД.
В связи с этим, нами определена цель исследования: выявить характерные индивидуально-психологические особенности личности «эффективных» мини-футболистов студенческой команды. Под термином «эффективные игроки» мы будем понимать мини-футболистов, показывающих стабильно высокие показатели эффективности СД (коэффициент полезности игрока — КПИ).
Методы исследования. Поставленная цель исследования предполагает использование следующих методов для ее решения: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, психологическое анкетирование, педагогическое наблюдение СД (протоколирование), математико-статистические методы обработки результатов исследования.
Организация исследования. Исследование проходило с февраля по май 2015 г. во время проведения второго круга первенства г. Ишима по мини-футболу (количество игр — 20). В исследовании приняли участие игроки студенческой мини-футбольной команды в количестве 10 человек, имеющих 1–3 взрослые разряды.
Результаты исследования и их обсуждение. Для изучения выраженности индивидуально-психологических особенностей личности игроков нами использовались общепринятые тест-опросники Р. Б. Кеттела (личностный 16-факторный опросник, форма С, 105 вопросов) и Я. Стреляу (опросник для определения свойств темперамента, 134 вопроса). Результаты анкетирования, а также показатели КПИ представлены в табл.1–2:
Таблица 1
Индивидуально-психологические особенности личности студентов-мини-футболистов 18–22 лет и показатели эффективности СД (КПИ)
№ |
Ф.И. |
Стены |
КПИ |
|||||||||||||||
А |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
|||
М.Д. |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
10 |
7 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
1 |
10 |
3 |
0,99 |
|
К.М. |
2 |
10 |
5 |
6 |
4 |
7 |
7 |
3 |
8 |
5 |
6 |
1 |
3 |
8 |
8 |
4 |
1,46 |
|
3 |
П.А. |
1 |
7 |
7 |
8 |
2 |
6 |
4 |
2 |
8 |
1 |
5 |
5 |
2 |
8 |
8 |
5 |
1,22 |
4 |
Е.Р |
9 |
7 |
7 |
4 |
6 |
6 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
2 |
6 |
3 |
7 |
5 |
1,14 |
5 |
Г.В. |
4 |
8 |
6 |
10 |
8 |
5 |
7 |
4 |
8 |
4 |
4 |
8 |
3 |
4 |
2 |
6 |
0,94 |
6 |
Ф.А. |
9 |
5 |
5 |
7 |
4 |
7 |
8 |
4 |
8 |
3 |
3 |
7 |
7 |
7 |
10 |
5 |
1,38 |
7 |
М.А. |
5 |
6 |
3 |
6 |
2 |
6 |
5 |
4 |
7 |
1 |
6 |
10 |
9 |
7 |
5 |
7 |
0,93 |
8 |
Г.А. |
7 |
4 |
9 |
6 |
9 |
6 |
10 |
4 |
7 |
6 |
5 |
1 |
7 |
5 |
8 |
2 |
0,62 |
9 |
Ч.А. |
8 |
4 |
5 |
9 |
4 |
3 |
9 |
5 |
7 |
7 |
5 |
2 |
7 |
6 |
9 |
5 |
0,64 |
10 |
Р.С. |
7 |
6 |
8 |
4 |
6 |
8 |
9 |
3 |
7 |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
8 |
1 |
0,61 |
|
В среднем |
6,1 |
6,2 |
6,2 |
6,6 |
5,1 |
6,4 |
7,2 |
3,9 |
6,8 |
4,0 |
4,6 |
4,2 |
5,2 |
5,4 |
7,5 |
4,3 |
0,99 |
Анализ данных показателей свидетельствует о том, что в среднем по команде большинство личностных факторов укладываются в средние нормы от 4 до 7 стенов, что не выражает характерных особенностей, однако, некоторые личностные факторы выходят за эти пределы, а именно, факторы H, I, M, Q3. Таким образом, можно утверждать, что игроки команды отличаются смелостью, активностью, способностью принимать неординарные решения; суровы, практичны, рациональны; имеют высокую скорость принятия решений, реалистичны; целенаправленны, имеют сильную волю, контролируют свои эмоции и поведение.
Таблица 2
Показатели выраженности свойств нервной системы (НС) у студентов-мини-футболистов 18–22 лет
№ |
Ф.И. |
Сила-слабость НС (по возбуждению/ по торможению) |
Подвижность-инертность НС |
Уравновешенность-неуравновешенность НС |
Интерпретация свойств нервной системы |
КПИ |
1 |
М.Д. |
58/77 |
63 |
0,75 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения |
0,99 |
2 |
К.М. |
67/76 |
60 |
0,88 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения |
1,46 |
3 |
П.А. |
59/47 |
60 |
1,26 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения |
1,22 |
4 |
Е.Р |
58/54 |
72 |
1,10 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения |
1,14 |
5 |
Г.В. |
37/39 |
45 |
0,95 |
Слабая, инертная, уравновешенная |
0,94 |
6 |
Ф.А. |
60/56 |
68 |
0,92 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения |
1,38 |
7 |
М.А. |
62/60 |
76 |
1,00 |
Сильная, подвижная, уравновешенная |
0,93 |
8 |
Г.А. |
48/50 |
56 |
1,20 |
Слабая, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения |
0,62 |
9 |
Ч.А. |
66/60 |
78 |
1,10 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения |
0,64 |
10 |
Р.С. |
79/65 |
68 |
1,22 |
Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения |
0,61 |
Анализируя выраженность свойств НС игроков, можно заключить, что большинство спортсменов обладают сильной, подвижной НС — 80 %, и только 20 % имеют слабую нервную систему. При этом, наблюдается неуравновешенность в сторону возбуждения или торможения (40 % испытуемых).
Для оценки результативности СД мы использовали разработанный нами и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ), который выражался следующей математической формулой с использованием весовых коэффициентов [10]:
где: КПИ — коэффициент полезности игрока; Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; Голы — забитые мячи; ТП — точные передачи; НП — неточные передачи; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери; ВрИ — время игрока на площадке.
Для оценки эффективности соревновательной деятельности вратарей данная формул приобретает следующий вид:
где: Сейв — отбитые мячи (спасения ворот); ПМ — пропущенные мячи.
Далее для установления взаимосвязи и влияния индивидуально-психологических особенностей личности игроков на результативность СД мы провели сначала корреляционный анализ по Бравэ-Пирсону, а затем однофакторный дисперсионный анализ (табл.3). При этом, в качестве инвариантного фактора выступил показатель эффективности игрока, а именно, значение КПИ, выше или равный 1 для эффективных игроков. Таким образом, по итогам 2-го круга чемпионата у нас в исследовании определилось 5 «эффективных» (с КПИ≥1) и 5 «неэффективных» игроков (КПИ<1).
Таблица 3
Результаты корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа между показателем эффективности КПИ и отдельными свойствами личности и нервной системы
№ |
Свойства личности |
Корреляционный анализ |
Однофакторный дисперсионный анализ |
||
Коэффициент корреляции, r |
Достоверность, p |
Значение F-Фишера |
Достоверность, p |
||
1 |
Фактор A |
-0,33 |
p>0,05 |
0,010152 |
p>0,05 |
2 |
Фактор B |
0,61 |
p>0,05 |
0,390244 |
p>0,05 |
3 |
Фактор C |
-0,37 |
p>0,05 |
0,000000 |
p>0,05 |
4 |
Фактор E |
0,01 |
p>0,05 |
0,390244 |
p>0,05 |
5 |
Фактор F |
-0,45 |
p>0,05 |
0,890909 |
p>0,05 |
6 |
Фактор G |
0,23 |
p>0,05 |
2,133333 |
p≤0,10 |
7 |
Фактор H |
-0,56 |
p>0,05 |
2,031746 |
p≤0,10 |
8 |
Фактор I |
-0,12 |
p>0,05 |
0,047619 |
p>0,05 |
9 |
Фактор L |
0,14 |
p>0,05 |
0,640000 |
p>0,05 |
10 |
Фактор M |
-0,27 |
p>0,05 |
0,085106 |
p>0,05 |
11 |
Фактор N |
0,28 |
p>0,05 |
0,615385 |
p>0,05 |
12 |
Фактор O |
0,15 |
p>0,05 |
0,334884 |
p>0,05 |
13 |
Фактор Q1 |
-0,10 |
p>0,05 |
0,049080 |
p>0,05 |
14 |
Фактор Q2 |
0,34 |
p>0,05 |
0,000000 |
p>0,05 |
15 |
Фактор Q3 |
0,11 |
p>0,05 |
2,396040 |
p≤0,10 |
16 |
Фактор Q4 |
0,40 |
p>0,05 |
0,026667 |
p>0,05 |
17 |
Сила по возбуждению |
-0,03 |
p>0,05 |
0,071531 |
p>0,05 |
18 |
Сила по торможению |
0,15 |
p>0,05 |
0,881033 |
p>0,05 |
19 |
Подвижность |
-0,12 |
p>0,05 |
0,000000 |
p>0,05 |
20 |
Уравновешенность |
-0,44 |
p>0,05 |
1,161481 |
p>0,05 |
Полученные результаты математико-статистической обработки данных показывают, что, несмотря на отсутствие достоверных результатов (при p<0,05), нами обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью СД и фактором B (интеллект), т. е. успешные игроки более сообразительны, оперативны, быстро обучаемы, реактивные в выборе действий. Кроме этого, обнаружена средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между эффективностью СД и фактором H, т. е. успешные игроки более осторожны, сдержанны и чувствительны к угрозе, что вероятно уменьшает риск в игровых действиях и снижает вероятность ошибок. Также высокую степень влияния на эффективность СД игроков показали факторы G, Q3 — эффективные игроки более ответственны, стабильны, настойчивы, а также целенаправленны, волевые, контролируют поведение и эмоции.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что индивидуально-психологические особенности личности оказывают некоторые влияние на эффективность СД, поэтому требуют постоянного изучения и учета в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
При проведении нами анализа личностных особенностей студентов-мини-футболистов обнаружено, что на эффективность СД игроков влияют такие особенности личности как интеллект (фактор B+), высокая нормативность поведения (G+), робость (фактор H-), высокий самоконтроль (фактор Q3+).
Литература:
1. Ержанов, Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 592–595.
2. Иргашева, И. А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С.74–76.
3. Козин, В. В. Содержание и структура технико-тактической деятельности в мини-футболе [Текст] / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физкультурное образование Сибири. — 2010. — Т. 26. — № 1. — С. 58–60.
4. Корнев, В. Г. Анализ технико-тактических действий в мини-футболе студенческой спортивной команды [Текст] / В. Г. Корнев, И. П. Мирошников // В сборнике: Инновации в науке, образовании и бизнесе — основа эффективного развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции: В 4-х томах. пос. Персиановский, 2011. — С. 46–48.
5. Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.
6. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
7. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
8. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
9. Полуренко, К. Л. Управление тренировочным процессом студенческих команд по мини-футболу с использованием комплексного педагогического контроля [Текст] / К. Л. Полуренко // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сб. науч.статей; под ред. В. Л. Крайника, П. Г. Воронцова. — Барнаул: АлтГПА, 2010. — С. 187–189.
10. Фисунов, А. В. Автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе [Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 610–615.