В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования трудоустройства инвалидов в различных видах экономической деятельности. Освещены вопросы реализуемых государственных программ и сбор статистических данных по занятости инвалидов.
Ключевые слова: доступная среда, инвалид, поражение опорно-двигательного аппарата, занятость инвалидов, государственные программы.
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета — 26900 млн. рублей; |
- за счет средств бюджетов субъектов РФ — 19718,99 млн. рублей; |
- за счет внебюджетных источников — 269,34 млн. рублей. В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия: 1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования. 2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации. 3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности [6]. В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий. |
Ссылаясь на слова директора Департамента по делам инвалидов Г. Лекарева для людей, имеющих инвалидность, желающих работать, важно создать условия, при которых они могут найти подходящее рабочее место. В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году Департамент осуществляет поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда. В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда. Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида. [4]
Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:
1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) — 78,2 млн рублей;
2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» — «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) — 46,7 млн рублей;
3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» — 2,5 млн рублей;
4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 10,4 млн рублей;
5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» — 8,6 млн рублей;
6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области — 13,1 млн рублей.
Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны — это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций работающих с инвалидами.
Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».
По данным Минтруда России из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» [5] количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест (таблица 1).
Таблица 1 – Рабочие места для инвалидов
Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
тыс. рабочих мест |
2013–14,7 |
2014 план 14,2 |
2014 факт-14,9 |
Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратоемко для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности» (таблица 2).
Таблица 2. Классификация трудовых процессов
Классификационные признаки |
Виды трудовых процессов |
По характеру рабочей нагрузки |
Умственный Физический Легкий физический |
По характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса: |
Творческий Стандартный Нестандартный Оперативный (управляющий) Операторский (информационное взаимодействие с техникой) Эвристический Динамический Статический Однообразный (монотонный) Разнообразный Операторский |
По форме организации трудовой и профессиональной деятельности |
Регламентированный (с определенным распорядком работы) Нерегламентированный (со свободным распорядком работы) Индивидуальный Коллективный (совместный) |
По предмету труда |
«Человек–природа» «Человек–техника» «Человек — знаковые системы» «Человек-художественный образ» «Человек–человек» |
По признаку основных орудий (средств) труда |
Ручной Машинно-ручной Связанный с преобладанием функциональных средств труда Связанный с применением автоматических и автоматизированных систем |
Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата рекомендован по характеру рабочей нагрузки умственный и легкий физический труд; по организации трудового процесса- творческий, нестандартный, операторский, монотонный, оформление документации, учет. Инвалидам-колясочникам удобным будет свободный режим работы, индивидуальная организация трудовой и профессиональной деятельности. По сфере производства могут инвалиды раскрыть трудовой потенциал в следующих областях: связь, художественные промыслы, сфера обслуживания. Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:
—сфера услуг (информационное консультирование);
—торговля;
—финансовая деятельность;
—образование и наука. [3]
В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию.
Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:
1. Базовое образование в высшем учебном заведении (бакалавриат).
2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).
3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.
4. Стажировки за рубежом.
5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования».
Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности. [2] Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.
Литература:
1. Приказ Минтруда России № 643 от 29 декабря 2012 г. «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».
2. Приказу Минтруда России № 515 от 04.августа 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности».
3. Чердакова А. В. Экономическая эффективность непрерывной профессиональной подготовки специалистов./ Экономика России: ресурсный потенциал развития: коллективная монография (к 25-летию МГГЭУ) / под редакцией д-ра соц наук, проф В. Д. Байрамова, канд. экон. наук И. Л. Литвиненко. — М.: МГГЭУ, 2015. — с.42–55 (коллективная монография).
4. Определены победители конкурса программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда.Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/252 (дата обращения 02.06.2015)
5. Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/25
6. Государственная программа российской федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы.- Электронный ресурс.-Режим доступа: https://www.referent.ru/1/175371 (дата обращения — 08.04.2015).