В данной статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников; определены цели профильной школы; выявлены принципы профильного обучения, способствующие достижению целей профильной школы.
Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.
В современных условиях главным результатом школьного образования является готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, сотрудничать, вести диалог и самостоятельно определяться с выбором профессии.
Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной самореализации личности, расширить возможность обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
Широкий комплекс образовательных инноваций, включающий в себя предпрофильную подготовку обучающихся, новую систему оценивания достижений в учебной деятельности, создание ресурсных центров и образовательных сетей на различных уровнях образования в контексте профильного обучения позволит получить теоретические и прикладные знания по выбранному направлению, развить практические навыки и исследовательские умения, осознанно подготовить себя к успешной трудовой деятельности и продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.
Профильное обучение, ориентированное на раскрытие способностей каждого обучающегося, рассматривается как вид дифференцированного обучения, позволяющего выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.
В педагогической, психологической и методической литературе уделяется значительное внимание вопросам организации и совершенствования профильного образования обучающихся: рассмотрены методологические аспекты реализации целей и задач профильного обучения (Т. П. Афанасьева, Е. В. Воронина, Ю. И. Дюк, М. В. Романовская и др.); определены основные направления по введению профильного обучения в образовательный процесс школы (Л. К. Артемова, А. И. Влазнер, Н. Ф. Родичев и др.); выявлены различные аспекты методического и дидактического сопровождения процесса профильного образования (Г. Б. Голуб, Д. С. Ермаков, А. И. Кириллова, А. В. Леонтович, Н. И. Шевченко и др.); выделены особенности построения профильного обучения в условиях преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования (В. А. Коровин, Т. М. Мищенко, И. Н. Никонов, О. В. Петунин, Я. Ю. Сухова и др.).
Следует отметить, что естественнонаучные дисциплины, в особенности математика, занимают особое место в системе фундаментальной подготовки школьников, поскольку теория и методика преподавания математики предполагает усиление инновационной и технологической части профильного образования (С. А. Гомонов, Г. В. Дорофеев, А. С. Роботова).
Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы показал, что в современных условиях требуется значительное обновление профильного образования, в частности, необходим пересмотр содержания профильного обучения старшеклассников.
В Концепции модернизации российского образования говорится о создании «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].
Каждый педагог, приступающий к профильному обучению, должен определить его сущность, цели и задачи, изучить нормативно-правовые документы, сопровождающие введение профильного обучения, понять, соответствует ли его уровень профессиональной компетентности тем критериям, которые предъявляются к учителям в современной системе образования.
Главная цель профильной школы состоит в поддержке, развитии человека в человеке, его самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания, необходимых для становления личности [2].
Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, формировать интерес к продолжению образования и получению определенной профессии. Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный образовательный план.
Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего профессионального образования; повысить уровень адаптации выпускников к условиям жизни в информационном обществе; обеспечить равную доступность качественного образования для всех слоев общества.
Достижение поставленных целей возможно при наличии особой педагогической системы, построенной на принципах дифференцированности, интегративности и интегрированности, вариативности, индивидуальной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [3].
Под дифференцированностью понимается качество, определяющее степень раздельности образовательной системы. Дифференцированность в процессе обучения подразумевает наличие профилей, соответствующих выбору формы обучения (дневная, заочная, очно-заочная).
Под вариативностью понимается качество образовательной системы, характеризующееся способностью создавать и предоставлять обучающимся различные образовательные программы в соответствии с их потребностями.
Интегративность определяется как качество, определяющее степень взаимозависимости отдельных элементов педагогической системы в процессе достижения общих целей. Например, изучить физику невозможно без использования математического аппарата, поэтому предметы физика и математика целесообразно объединять в один профиль.
Интегрированность определяется как качество, рассматривающее объединенность различных элементов педагогической системы для решения общих целей. Например, интеграция физики, химии, биологии позволяет сформировать естественно-научное мировоззрение у обучающихся.
Под индивидуальной направленностью в процессе обучения следует понимать учет интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей школьников.
Принцип развивающего, деятельностного характера обучения включает в себя практическую направленность содержания образования и активность методов его усвоения. Данный принцип реализуется через компетентностный подход в образовании, через формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Базисный учебный план для старшей ступени общего образования включает в себя универсальное и профильное обучение. Универсальное обучение направлено на освоение общеобразовательного уровня, а профильное — углубленного уровня изучения предметов.
Профильное обучение включает в себя базовые курсы, обязательные для всех учеников, и профильные курсы для каждого профиля.
Базисный учебный план предлагает обучающимся различные профили (например, физико-математический, физико-химический, информационно-технологический).
Для индивидуализации и дифференциации содержания обучения старших школьников вводятся элективные курсы, посещаемые по выбору. Элективные курсы вводятся с целью дополнения содержания профильного курса, развития содержания какого-либо базового курса или углубления содержания выбранного профиля.
Профильное обучение с учетом всех принципов требует для своей реализации новых педагогических технологий, которые должны включать в себя сотрудничество, деятельно-творческий характер педагогического взаимодействия, диалогичность, направленность на индивидуальное развитие ученика, способного выбрать профиль обучения.
Преподавание в профильных классах подразумевает создание предметно-развивающей образовательной среды, раскрытие творческой направленности технологий обучения, поддержку индивидуальности каждого ученика и выбор индивидуальной образовательной траектории.
1. Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.
2. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5–7.
3. Кисляков А. В., Щербаков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С.26–32.