В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, о мире без насилия и жестокости, о мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Представляется необходимым указать на проблемы воспитания толерантности в современной России и предложить некоторые пути их разрешения.
Что такое толерантность? Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Их масса. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: на испанском — способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; на французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; на английском — готовность быть терпимым, снисходительным; на русском — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других. Более того, с учетом того, что в различные исторические эпохи в разных социально-экономических условиях действуют неодинаковые основополагающие начала права [1, с. 68], понимание толерантности и его правовое закрепление может быть различным в зависимости от конкретной исторической эпохи.
Что же такое толерантность с позиции человека, который молод, постоянно взаимодействует с людьми различных возрастов, социального положения, характеров и взглядов?
Формирование гражданского общества, толерантного сознания протекает в России в сложных условиях, одним из которых является неготовность или нежелание самих людей и, прежде всего, молодых, включиться в этот процесс. Обучение в учебном заведении — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и формирование гражданской позиции школьника или молодого специалиста. Формировать гражданскую позицию молодежи крайне сложно в современной России, так как в стане нет единой идеологии. В стране наблюдается рост экстремизма и ксенофобии, причиной которых являются низкий уровень доход населения, бедность регионов страны, незаконная миграция, высокий уровень преступности и т. д.
Толерантность (терпимость) — это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к проявлению индивидуальности. Толерантность вытекает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике.
Толерантность несовместима с ксенофобией, особенно со способами ее активного выражения — национализмом и экстремизмом. Истоки национализма — резкое различие между «своими» и «чужими». «Чужой» всегда прав. Ксенофобия в России развивается быстрыми темпами. Движения скинхедов, готов, нефашистские группировки состоят в основном из молодежи. Большинство преступлений, основанных на ненависти, агрессии, происходят также при участии молодого поколения. И если раньше подобные мероприятия совершались подростками из неблагополучных семей, то сейчас участниками экстремистских акций все чаще становятся старшеклассники или студенты.
Под воздействием некоторых СМИ в общественном сознании формируется представление об этнической преступности. Так, например, одну нацию стали обвинять в торговле наркотиками, другую — в организации терактов, третью — в бандитизме. В погоне за сенсациями СМИ создают психотравмирующие ситуации для населения. У детей некоторых этнических групп формируется потребность к мести, которая реализуется ими в повседневной жизни.
По мнению современных ученых, занимающихся данной проблемой: «толерантность — это не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды». О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов, ни раз поднимал вопрос несогласия, цитирую: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…».
В рамках воспитания толерантности как составной части гражданской позиции молодежи необходимо, в учебные планы включить дисциплины, связанные с формированием ответственности правового самосознания духовности и культуры, толерантности как уважения, проводить различные по форме и содержанию мероприятия. Например, проведение анкетирования школьников, студентов с целью выяснения мнения учащихся по проблемам экстремизма и национализма и др. Толерантность является одним из таких вопросов, мнение, по которому молодежи очень важно для создания полной картины взглядов общества на такое явления как терпимость. Ведь люди, как нам известно, различаются. У каждого свой круг общения, и разногласия могут происходить из-за различия мнений, характеров, из-за различий в воспитании, в социальном статусе и по многим причинам таких как:
- Введение в обучение курсов этнопсихологии и народной педагогики;
- Организации круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в сфере политики, экономики и др.
Молодежные организации должны сыграть также свою роль и в формировании мировоззрения юных граждан.
Заслуживает поддержки и высказанное в литературе мнение о необходимости проведения научно-методических семинаров для педагогов по вопросам этнической толерантности с целью повышения этнопедагогической компетентности, проведение мероприятий по моделированию позитивного поведения и т. п. [2, с. 18]. Очевидно, что мерой по развитию идей толерантности в нашей стране станет реализация мер по обеспечению национальной безопасности [3, с. 37].
Таким образом, задача формирования толерантности у молодежи крайне актуальна, но также и трудна. Причем, как и любая воспитательная задача, она может быть реализована только при активном эмоциональном включении обучаемых в образовательный процесс. А это возможно достигнуть лишь при том условии, что со студентами будут работать люди, неравнодушные к судьбе современной России.
Литература:
1. Волос А. А. Принципы отечественного обязательственного права: история и современность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43). Ч. 1. [С. 66–69].
2. Евдошенко О. В. Педагогические условия формирования этнической толерантности будущего юриста // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. [С. 17–19].
3. Пилюгина Т. В., Пилюгин Д. С. Национальная безопасность на уровне региона как фактор снижения напряженности в обществе и формирования толерантности // Российский следователь. 2012. № 21. [С. 37–39].