В конце двадцатого века появилось достаточно эффективное и перспективное направление в инженерно-экономическом образовании дистанционное обучение. В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин e-learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть Интернет с использованием различных систем электронного обучения (ЭО). Дистанционные технологии, позволили обеспечить доступ к качественному образованию каждому человеку из любой точки мира.
На сегодняшний день существует огромное количество программных продуктов, позволяющих полностью автоматизировать весь процесс обучения. Для того чтобы система соответствовала необходимому уровню разработки процесса электронного обучения, она должна соответствовать целому ряду характеристик. [1], [2], [3], [4], [5]
- Функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, обеспечивающих поддержку процесса обучения в полном объеме.
- Надежность. Данный параметр характеризует удобство администрирования в системе и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов.
- Стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей.
- Стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение, наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей.
- Наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения.
- Поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы.
- Система проверки знаний. Позволяет в режиме онлайн оценить знания учеников. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах.
- Удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации.
- Модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.
- Обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых.
- 100 % мультимедийность. Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов.
- Масштабируемость и расширяемость. Возможность расширения как круга слушателей, обучаемых в системе дистанционного обучения (СДО), так и добавления программ и курсов обучения и образования.
- Перспективы развития платформы. СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств.
- Кросс-платформенность СДО. В идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде, как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин.
- Качество технической поддержки. Возможность поддержки работоспособности, стабильности СДО, устранения ошибок и уязвимостей как с привлечением специалистов компании разработчика СДО, так и специалистами собственной службы поддержки организации.
Все существующие на сегодняшний день образовательные платформы для организации дистанционного обучения можно разделить на три вида [6], [7]:
- коробочные сервисы, когда программный продукт поставляется в полностью готовом варианте и его только необходимо развернуть в соответствующем учреждении;
- SaaSсервисы — это облачные технологии, позволяющие развернуть СДО на удаленном сервисе и в данном случае организация не занимается технической поддержкой работы системы;
- платформы, для проведения различных вебинаров и конференций, обеспечивают только определенный круг задач, связанный с возможностью обмена информацией разными способами.
На рынке СДО все программные продукты можно разделить на две группы: коммерческие проекты, которые в большинстве своем являются весьма надежными продуктами. Но здесь кроется и важный недостаток — пользователи не имеют доступа к исходному коду программы, а значит, не могут переписать систему или заказать доработку специалистам. Конечно, можно связаться с компанией разработчиком СДО. Однако нет гарантии, что единственная организация на рынке сумеет справиться с валом заказов в приемлемые сроки. Также нужно принять во внимание высокую стоимость коммерческих продуктов, регулярную оплату лицензии и тарифов на количество пользователей. Вторая группа — это бесплатные программные оболочки (Open Source), которые предоставляются с открытым исходным кодом. Это означает, что организация может самостоятельно заниматься доработкой системы. Множество модулей и плагинов, как правило, имеются в свободном доступе, что существенно экономит финансовые ресурсы и время на их разработку. [2], [3], [4]
Несмотря на огромное количество программных продуктов для e-learning круг основных разработчиков коммерческих продуктов не так уж и велик. В таблице 1 представлены как зарубежные, так и отечественные компании, занимающиеся разработкой программных оболочек в сфере обучения, где INT — международный статус, RU — российские компании, Р — разработчик, П — поставщик, К — коробочная версия, С — предоставляются в качестве сервиса. [2], [6]
Среди представителей бесплатных сервисов можно выделить следующие программные продукты, характеристики которых представлены в таблице 2. [8], [9]
Весь рынок электронного обучения можно разделить на три сегмента: образовательный сектор, корпоративное обучение и потребители индивидуального образования.
В образовательном секторе активными пользователями дистанционных технологий являются высшие учебные заведения, которые внедряют системы ЭО для подготовки специалистов в различных областях инженерно-экономического образования. На рисунке 1 представлено распределение программных продуктов, которым отдается предпочтение в ВУЗах. [9] На первом месте с огромным отрывом лидирует система Moodle, являющаяся бесплатным программным продуктом с открытым кодом, что позволяет ее настраивать в соответствии с потребностями учебного заведения, а также обеспечить полный цикл дистанционного образования.
В секторе корпоративного обучения лидирует система по созданию курсов CourseLab (рис. 2), в данной системе основной упор делается на создание эффективных курсов обучения для сотрудников компаний различного профиля. [9]
Таблица 1
Компании разработчики и поставщики программных продуктов для e-learning
N п/п |
Компания разработчик |
Атрибуты |
LMS/LCMS |
||
Страна |
Статус |
Продукт |
Форма |
||
1 |
Adobe Systems Incorporated |
INT |
Р. |
Adobe Connect Training |
К. |
2 |
Blackboard |
INT |
Р. |
Blackboard Learning System |
К. |
3 |
BrightConsult |
RU |
Р. |
Bright eLearning |
К. С. |
4 |
D2L |
INT |
Р. |
Desire2Learn |
К. |
5 |
Competentum |
RU |
Р. |
Competentum.ИНСТРУКТОР |
К. С. |
6 |
Efficient Lab |
RU |
Р. |
eLearning Portal |
К. |
7 |
IBA Межународный деловой альянс |
RU |
Р. |
e-University |
К. |
8 |
IBM |
INT |
Р. |
Lotus Workplace Collaborative Learning |
К. |
9 |
Itrain |
RU |
Р. |
Itrain |
К. |
10 |
MicroSoft |
INT |
Р. |
Microsoft Learning Gateway/ SharePoint Learning Kit |
К./К. |
11 |
Oracle Corporation |
INT |
Р. |
Oracle Learning Management |
К. |
12 |
REDLAB |
RU |
Р. |
REDCLASS Pro |
К. |
13 |
VPGroup |
RU |
П. |
Blackboard Learn |
К. С. |
14 |
Web Researching Center |
RU |
Р. |
WRC e-Education System |
К. |
15 |
WebSoft |
RU |
Р. |
WebTutor |
К. С. |
16 |
IBM |
INT |
Р. |
Lotus Workplace Collaborative Learning |
К. |
17 |
Saba Software |
INT |
Р. |
Saba Learning@Work |
К. |
18 |
Виртуальные технологии в образовании |
RU |
Р. |
Прометей |
К. С. |
19 |
ГиперМетод |
RU |
Р. |
eLearning Server |
К. C. |
20 |
Корпоративные системы обучения |
RU |
Р. |
TrainingWare |
К. |
21 |
Мираполис |
RU |
Р. |
Mirapolis Knowledge Center |
К. C. |
22 |
Свободный Выбор |
RU |
Р. |
SystemKey |
К. |
23 |
Специалист |
RU |
Р. |
BaumanTraining 2.0 |
К. |
24 |
Стэл — Компьютерные Системы |
RU |
Р. |
STELLUS |
К. C. |
25 |
Термика |
RU |
Р. |
ОЛИМП:ОКС |
К. |
26 |
УНИАР |
RU |
Р. |
Спутник-Доцент |
К. C. |
Таблица 2
Сравнительные характеристики основных бесплатных систем управления обучением
MOODLE |
LAMS |
Sakai |
ATutor |
Claroline |
Dokeos |
OLAT |
OpenACS |
ILIAS |
|
SCORM |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
IMS |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Языки приложения |
PHP |
Java |
Java |
PHP |
PHP |
PHP |
Java |
PHP |
|
СУБД |
MySQL |
MySQL |
MySQL, Oracle, hsqldb |
MySQL |
MySQL |
MySQL |
MySQL PostgreSQL |
Oracle, PostgreSQL |
MySQL |
Лицензии |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
Русский язык |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Другие языки |
>54 |
20 |
28 |
>50 |
36 |
38 |
34 |
35 |
43 |
Система проверки знаний |
тесты, задания, семинары, активность на форумах |
тесты |
тесты, задания, активность на форумах |
тесты |
тесты, упражнения |
тесты |
тесты, задания |
тесты |
тесты |
Демонстрационный сервер |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Рис. 1. Распределение систем дистанционного обучения в образовательном секторе
Рис. 2. Распределение систем дистанционного обучения в корпоративном секторе
В заключении можно сделать следующие выводы:
- технологии дистанционного обучения в мире развиваются достаточно быстрыми темпами, на сегодняшний день созданы тысячи различных программных продуктов для поддержки электронного обучения;
- несмотря на быстрое развитие дистанционного образования число основных разработчиков программных продуктов для e-learning не слишком велико, можно выделить всего несколько десятков компаний, занимающихся перспективными разработками;
- наряду с коммерческими проектами в области дистанционного образования, большой сектор по созданию программных продуктов занимают бесплатные приложения, пользующиеся большим спросом в высших учебных заведениях.
Литература:
1. Обзор систем дистанционного обучения: что выбрать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webinary.biz/blog/obzor-sistem-distantsionnogo-obucheniya-chto-vybrat#close
2. И. Б. Готская, В. М. Жучков, А. В. Кораблев Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения», [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=13
3. А. В. Батаев, А. А. Поповский Банковское дело. Интегрированные банковские системы. Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2006, 80 с.
4. А. В. Батаев и др. Банковское дело. Интегрированная банковская система «БИСквит». Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2006, 108 с.
5. Обзор рынка дистанционного образования в России, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/business/upravljaem-biznesom/obzor-rynka-distancionnogo-obrazovaniya-v-rossii-e-learning
6. Исследование рынка технологий дистанционного обучения в СНГ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubo.ru/pdf_files/smart/technology_e_learning_p1/lms %20lcms.pdf
7. А. В. Батаев Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании, Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 272–275.
8. А. В. Батаев Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России, «Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета», № 2 (192), 2014, с. 156–165
9. Статистика российского рынка дистанционного обучения — результаты опроса, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://websoft-elearning.blogspot.ru/2011/04/blog-post_21.html