Система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на примере учебного занятия английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.08.2015

Статья просмотрена: 2873 раза

Библиографическое описание:

Кусраева, К. В. Система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на примере учебного занятия английского языка / К. В. Кусраева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21752/ (дата обращения: 16.11.2024).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

На примере урока английского языка разберем как оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты. Тема учебного занятия: «В борьбе за право.»... Выбор темы урока обусловлен представлением воспитанниц о борьбе за свои права. Данный термин, как правило, связывают с военной тематикой, подвигами, определенными персоналиями. На основе имеющегося знания, обучающимся предлагается открыть в себе новые качества, осознать, что «храбрость и способность бороться» есть в каждом из нас. Данные качества необходимы для воспитания нравственной личности, умение проявить мужество и храбрость в повседневной жизни необходимо для создания «ситуации успеха». Средством получения нового знания является английский язык.

Оценка личностных результатов — это сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, которые можно включить в три блока:

1)      самоопределение

На учебных занятиях английского языка обучающимся всегда дано право на личное высказывание, например на занятии «В борьбе за право.».. обучающимся предлагается посмотреть на фотографии различных людей, ведущих борьбу за свои права в то или иное время, выбрать для себя того человека, которого они могли бы лично поддержать в агитационной деятельности, тем самым они высказывают свою личную позицию в форме монологической речи. С помощью речевого высказывания обучающиеся воспринимают учебную ситуацию, созданную педагогом, прогнозируют тематику занятия в целом.

2)      смыслоообразование

Личностный смысл — важнейший компонент каждого занятия, но для того чтобы ученик увидел «свой личностный смысл, его нужно «показать» и «подвести» к нему. Например: обучающиеся видят фотографии знаменитых борцов за права (Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, Эмилин Панкерст, Жанна Д’Арк), сопоставляют фотографии с информационными карточками (кратким описанием каждого из вышеперечисленных). Возникают две границы: граница «знания» и граница «незнания». Для чего нужно знать этих людей? Ответы обучающихся бывают разными: одни увлекаются историей, другие наукой, а третьих интересует язык как инструмент общения на разные темы, включая предложенную. Получается, что обучающийся сам приходит к цели, зачем ему нужно это знать, а на пути к приобретению знания он ставит задачи. Например: Мне интересно знать, как Мартин Лютер Кинг боролся за права афроамериканцев, для этого я:

1)      прочитаю его биографию и подготовлю несколько интересных фактов о нем;

2)      прослушаю аудио и видео записи с его выступлениями;

3)      соберу информацию о значении его деятельности.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных). К ним относятся:

1)        умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Например: на занятиях существует само и взаимоконтроль при решении учебных задач, используются задания типа «проверь себя/партнера.

2)        умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Здесь работают задания типа «выдели нужное, подчеркни лишнее, дополни таблицу».

3)        умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Например: работа в малых группах, распределение обязанностей, обмен мнениями, обобщение информации, представление характеристики героев.

Важную роль на учебном занятии по английскому языку играет продукт, сделанный самими обучающимися в ходе занятия. Например, на данном уроке ученикам было предложено объединиться в группы и сделать агитационный плакат для выбранного героя, используя лексический материал пройденный на уроке. Такой вид деятельности позволяет обучающимся выразить свою точку зрения, применить на практике новые знания, полученные в ходе урока и проявить свой творческий потенциал.

В конце занятия я предлагаю оценить себя самостоятельно, выбрав балл от 1 до 10 в каждой графе. Графы делятся по навыкам, тренируемым на занятиях английского языка, например: лексика, грамматика, аудирование, устная речь, письменная речь. Каждый обучающийся получает «карту самооценивания» в начале каждого блока занятий по определенной теме. Например на тему «Борцы» отведено пять учебных занятий. В ходе работы, после каждого занятия обучающийся может оценить свой результат, а затем сравнить с предыдущим. Таким образом, каждый видит свой прогресс и получает дополнительную личностную мотивацию. Также данный вид оценивания позволяет ученику лично проследить какой вид деятельности вызывает трудности и в последствии обратить внимание на свою работу, внести коррективы. Пример данной работы представлен в таблице 1.

Таблица 1

TASK

MARK

Reading

—Words

—Matching

—Choosing a title

—Describing a character

 

A game

 

Listening

 

Making a poster

 

 

В ходе учебного занятия важным аспектом является соблюдения всех этапов урока. На данном занятии я выделила следующие этапы:

1)        проблемизация (снятие напряженности и включения в работу, создание эмоционального фона, введение в тему урока, актуализация знаний воспитанниц, мотивация к дальнейшей деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность);

2)        поисковая деятельность (конструирование учебных заданий с целью систематизирования знаний, поиск фактов и примеров, позволяющих ответить на поставленный вопрос, формулирование аргументов для ответа);

3)        социализация (представление своих знаний группе, создание коллективного продукта);

4)        рефлексия (осознание своей учебной деятельности и всего класса в целом, анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах работы, самосознание: что происходило на занятии);

5)        подведение итогов.

Соблюдение всех этапов учебного занятия позволить корректно оценить работу обучающихся, а также поможет ученикам оценить себя самостоятельно.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

 

Литература:

 

1.         «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.

2.         Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.

3.         «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург,д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

4.         «Новая эффективная дидактика» Н. Ф. Леонов «Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, обучающийся, учебное занятие, MARK, TASK, задание типа, занятие, личностный смысл, начальное общее образование, оценка.


Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Комплект учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по технологии

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Нейросетевые технологии адаптивного обучения и контроля знаний студентов по курсу основы программирования

Похожие статьи

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Комплект учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по технологии

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Нейросетевые технологии адаптивного обучения и контроля знаний студентов по курсу основы программирования

Задать вопрос