Развитие волевых качеств спортсменов является важным компонентом учебно-тренировочного процесса и спортивной подготовки в целом, направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.
Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств — одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой подготовки спортсменов с появлением технологии индивидуализации спортивной подготовки и личностно-ориентированного воспитания юных спортсменов с целью изучения их волевых качеств как одного из компонентов методики формирования готовности обучающихся в детских спортивных объединениях к воспитанию волевых качеств спортсменов.
Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного и успешного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, разносторонних интересов и т. п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.
Понятие воли в психологии имеет не одно значение. В нашем случае, воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, следовательно, волевое поведение — это овладение собственным поведением, то есть самоконтроль поведения, целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий.
Организация и методика исследования.
В 2014–2015 учебном году впервые проводилось исследование в детских спортивных объединениях физкультурно-спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «ОРИОН» (далее — МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН»).
Цель: изучить особенности проявления и развития волевой сферы личности спортсмена.
Задачи:
1. Преодоление трудностей личностного роста.
2. Содействие в обретении обучающимися не только психологических знаний, но и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.
3. Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании детей, а также формировании у них ответственности и уверенности в себе.
4. Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития.
Основной методикой исследования был тест самооценки волевых качеств, подготовленный педагогом-психологом МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» Баскаковой Н. Н., основанный на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов.
Основные направления работы за истекший период:
- Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.
- Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.
- Психопросвещение. Психологическое просвещение по реализации образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
- Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, проведением родительских собраний.
Результаты.
Обучающиеся физкультурно-спортивного отдела МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.
В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.
Особое значение для юных спортсменов имеет самооценка, так как у них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно-тренировочного процесса, и залог достижения желаемых результатов на соревнованиях.
По результатам тестирования педагогом-психологом составлена таблица исследований уровня развития исследуемых качеств — психологической модели спортсменов.
Таблица 1
Спортивное объединение |
Кол-во тестируемых |
Самооценка (%) |
Сила воли (%) |
||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
||
Кудо |
128 |
22 |
64 |
14 |
50 |
48 |
2 |
Косики-каратэ |
27 |
12 |
81 |
7 |
30 |
70 |
0 |
Киокусинкай |
15 |
27 |
67 |
6 |
33 |
60 |
7 |
Велоспорт, спортивный туризм |
23 |
30 |
52 |
18 |
43 |
52 |
5 |
Баскетбол, футбол |
18 |
11 |
83 |
6 |
28 |
66 |
6 |
Бокс |
11 |
0 |
73 |
27 |
82 |
18 |
0 |
Художественная гимнастика |
13 |
30 |
62 |
8 |
38 |
62 |
0 |
Результаты диагностики волевых качеств показывают, что большинство обучающихся спортивных объединений обладают высоким и средним уровнем самообладания, настойчивости, уверенности в себе, смелости. Это говорит о хорошей волевой подготовленности спортсменов.
Именно развитие волевых качеств обеспечивает спортсменам оптимальное психологическое состояние во время соревнований, о чем свидетельствуют победы в соревнованиях на различных уровнях.
Таблица 2
Информация по количеству соревнований за учебный год
Уровень соревнований |
|||||||||
муниципальный |
городской |
областной |
региональный |
всероссийский |
межрегиональный |
международный |
чемпионат России |
чемпионат ПФО |
первенство Мира |
34 |
14 |
9 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 3
Мониторинг призовых мест за учебный год
Призовое место |
1 место |
2 место |
3 место |
Муниципальный |
28 |
27 |
26 |
Городской |
52 |
43 |
35 |
Областной |
41 |
27 |
19 |
Региональный |
4 |
3 |
- |
Всероссийский |
- |
- |
- |
Межрегиональный |
6 |
9 |
5 |
Международный |
2 |
- |
- |
Чемпионат России |
1 |
1 |
2 |
Чемпионат ПФО |
1 |
- |
- |
Первенство мира |
1 |
- |
- |
Заключение.
Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и на соревнованиях. Это, безусловно, заставляет проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.
Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости
По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие направления и задачи психологической работы с детскими спортивными объединениями:
- Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.
- Повышение уровня мотивации достижения, формирование мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.
- Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.
- Повышение уровня смелости, настойчивости.
- Развитие уверенности в себе.
Основными методами в воспитании моральных качеств является разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер-преподаватель должен быть сам воспитан, организован, дисциплинированным. Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь.
Психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.
Нельзя забывать, что каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.
Литература:
1. И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978
2. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983.- с. 90–91.
3. Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- № 1.- с. 32–35.
4. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2000.- с.114–254.
5. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979. — 143 с.
6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1977.- с. 23
7. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. — М., 1973. -с. 26
8. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992. -с.13