В данной статье проведен анализ основных проблем, которые возникают в ходе эксплуатации электромостовых кранов. Выделены основные направления повышения эффективности использования рассматриваемых видов подъемно-транспортных механизмов.
Ключевые слова: грузоподъемные краны, проблемы, эксплуатация, обслуживание, пути.
Мостовые краны и другие грузоподъемные механизмы являются одним из самых важных видов вспомогательного оборудования любого производства ввиду того, что выход из строя такого механизма может привести к остановке значительной части цеха. Учитывая многолетний опыт в области обследования кранов можно отметить, что в последнее время в эксплуатации грузоподъемных кранов обозначалась ряд насущных проблем:
1. Кадровый вопрос;
2. Технологическое обеспечение эксплуатации и ремонта кранов;
3. Эксплуатация кранов и крановых путей.
В последние годы подготовка обслуживающего персонала (машинисты кранов, слесари-ремонтники, электромонтеры) производится практически исключительно в специализированных учебных центрах. Теоретическое обучение проводится согласно утвержденных программ, а вот с практической подготовкой возникают проблемы, опытных кадров, способных обучить молодых специалистов всем тонкостям ремонта и обслуживания кранов явно недостаточно.
Отсюда и возникают проблемы начинающих ремонтников:
- вызывает большие затруднения регулировка тормозных механизмов крана: тормоза либо затянуты слишком сильно, либо слишком слабо;
- чрезвычайные затруднения вызывает замена грузовых канатов крана;
- после замены ходовых катков мостовые краны начинают хуже передвигаться, происходит интенсивный износ подкранового рельса и реборд катков.
- выполнить геометрическую выверку металлоконструкций крана такой специалист вовсе не способен.
Рис. 1. Деформация настила грузовой тележки
Рис. 2. Деформация ребер жесткости металлоконструкции грузовой тележки со стороны проходной галереи
Следствием этого является то, что на одном пролете у кранов разный фактический пролет крана по ходовым каткам, отсутствие выставки катков крана и грузовой тележки и т. д., что приводит к сбоям в работе крана и ускоренному выходу их из строя.
Рис. 3. Деформация несущих конструкций
Рис. 4. Трещина концевой балки с нетроллейной стороны у ведомого катка
Вновь устанавливаемые мостовые краны оснащаются современным электрооборудованием и новыми системами управления, что требует высококвалифицированного электротехнического персонала. Как правило, наиболее опытный персонал задействован на ремонте и обслуживании основного технологического оборудования, а на обслуживание кранов выделяется по остаточному принципу, отсюда низкое качество ремонтов и монтажа.
Рис. 5. На концевых балках (около букс) установлены ребра жесткости без оформления нормативно-технической документации
Часть проблем можно решить, разрабатывая развернутые технологические процессы:
- указывать в техпроцессе требования по маркировке платиков и букс ходовых катков, чтобы решить проблемы, возникающие при монтаже. Также необходимо маркировать дистанционные кольца ходовых катков. Отсутствие пересортицы и правильная установка ходовых катков позволят решить многие проблемы, связанные с эксплуатацией крана.
- разрабатывать подробные технологические процессы на сварочные работы, особенно проводимые при рихтовке подтележечного рельса. Без данного требования сварщики проваривают рихтовочные пластины по периметру, что вызывает прогрев верхних поясов главных балок и как следствие деформацию балок.
Одной из самых острых проблем является отсутствие взаимосвязи при эксплуатации крановых путей и кранов. В правилах [1] четко оговорено наличие слесарей по ремонту кранов и их обязанности. Но нет ни слова о возложении на них обязанностей по проведению текущего обслуживания и ремонта крановых путей. В типовой инструкции для слесарей по ремонту кранов [2] также нет требований проведению ремонта крановых путей. В руководящих документах по обследованию подкрановых путей [3,4] указано, что ремонт должен проводить специально обученный и аттестованный персонал специализированной организации.
Капитальный ремонт и замена рельсов производится специализированными организациями, а текущего обслуживания, можно сказать, не проводится вовсе. Объемы текущих обслуживания крановых путей ни где не регламентировано.
Кроме того, сложно обеспечить безаварийную эксплуатацию кранов и крановых путей, т. к. у этих двух составляющих — разные ответственные исполнители, а отсюда возникают затруднения, связанные с синхронизацией данных структурных единиц, задействованных в эксплуатации и ремонте грузоподъемных кранов.
Решение приведенного выше комплекса организационно-технических проблем, а также применение комплексного подхода, с участием всех заинтересованных сторон, к решению вопросов безопасной эксплуатации кранов и крановых путей позволит значительно продлить срок безаварийной службы грузоподъемных кранов, а также избежать значительного числа связанных с этим несчастных случаев.
Литература:
1. ПБ 10–382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, постановление Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98.
2. ТИ Р М 015–2000. Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин. — М.: Минтруд РФ, 2000. — 16 с.
3. РД 10–138–97. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин, постановление Госгортехнадзора России от 28.03.97 N 14.
4. РД 34.21.621–95. Методические указания по рихтовке подкрановых путей, постановление Госгортехнадзора России от 01.01.96 N 98.
5. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ.
6. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03–246–98.
7. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10–528–03).
8. Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД 10–08–92) с Изменениями № 1, утвержденными Госгортехнадзором России 09.01.98 г.
9. Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (РД 03–298–99).