К вопросу оценки отклонения главных балок мостовых кранов от прямолинейности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сниткин, В. М. К вопросу оценки отклонения главных балок мостовых кранов от прямолинейности / В. М. Сниткин, И. П. Фролов, Е. М. Овсянников, В. Е. Овсянников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21778/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассмотрены вопросы оценки отклонения главных балок мостовых кранов от прямолинейности при обследовании их технического состояния. Показано, что геометрическое состояние главных балок подъемно-транспортных устройств оказывает существенное влияние на их работоспособность. Выявлены недостатки традиционной методики оценки рассматриваемых параметров, которые заключаются в несовпадении положений плоскости измерения высотных отметок и действительной базовой плоскости. Показаны пути преодоления указанных выше недостатков.

Ключевые слова: мостовые краны, оценка, отклонения, прямолинейность, высотные отметки.

 

Среди всех опасных и вредных производственных факторов достаточно весомым являются движущиеся грузы [1]. Грузоподъемные краны на рельсовом ходу являются одним из наиболее распространенных средств механизации погрузочно-разгрузочных операций на промышленных предприятиях, в морских и речных портах, на строительных площадках, железнодорожном транспорте и др.

На крупных предприятиях общая длина подкрановых путей составляет более сотни километров. Поэтому безопасная работа любого производственного объекта в числе прочего определяется состоянием подкрановых путей и балок. Подкрановые конструкции подвергаются значительным нагрузкам, особенно при применении кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы, что приводит к их повреждению.

Под воздействием динамических и статических усилий, периодической сезонной осадки фундаментов производственных помещений, деформаций подкрановых конструкций и других факторов нарушается прямолинейность подкрановых путей, изменяются отметки головок рельсов и расстояние между ними, вследствие чего происходит и деформация металлических конструкций крана. Появление дефектов в данных конструкциях наблюдается уже через 5–6 лет эксплуатации здания, а в целом срок службы не превышает 15 лет [2].

Схема нагрузок на подкрановые балки приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схемы нагрузок и состав подкрановых конструкций: 1 — подкрановая балка; 2 — тормозная конструкция; 3 — связи; 4 — рельс с креплениями

 

Согласно [3] под дефектом понимают отклонение качества, формы или фактических размеров элементов и конструкций от требований нормативных документов, возникающее при эксплуатации, обслуживании или ремонте. Применительно к главным балкам можно выделить следующие основные виды дефектов:

-        трещины в элементах конструкции;

-        отклонения от проектного положения конструкций и их элементов;

-        непрямолинейность элементов;

-        коррозия элементов конструкций;

-        дефекты и повреждения тупиков;

-        заводские дефекты;

-        неточная установка и монтаж элементов конструкций и т. д.

В источнике [4] приведены наиболее распространенные дефекты и повреждения конструкций и элементов подкрановых путей, оказывающие максимальное влияние на работоспособность крана (рис. 2).

Рис. 2. Статистика повреждений подкрановых конструкций

 

Анализируя статистику поверждений подкрановых конструкций, можно видеть, что наиболее частым дефектом является отклонение от прямолинейности. Причинами возникновения подобного рода отклонений могут быть износ рельсов, ослабление крепежных узлов, неравномерная осадка колонн, неправильная траектория движения мостового крана и целый ряд других. Таким образом, для эффективной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо организовать диагностику элементов и конструкций в первую очередь на предмет выявления указанных выше дефектов.

Для оценивания отклонений элементов и конструкций от прямолинейности выполняется оценка их фактического расположения при помощи измерения высотных отметок геодезической съемкой. При использовании традиционной методики геодезического исследования отклонений подкрановых конструкций от прямолинейности может возникнуть неправильная интерпретация результатов измерений. Это объясняется тем, что базовая плоскость, относительно которой производится отсчитывание высотных отметок не совпадает с рабочей плоскостью измерения.

Целью данной работы является разработка и внедрение методики оценки состояния конструкций и элементов главных балок мостовых кранов по параметрам отклонения от прямолинейности.

Была разработана методика оценки отклонения элементов и конструкций главных балок от прямолинейности, которая заключается в следующем:

-          — измерение высотных отметок, характеризующих положение подкранового пути в 7 точках по схеме, приведенной на рис. 3. Как видно из рис. 3 точки отсчета высотных отметок располагаются на равном расстоянии друг от друга;

-          проведение базовой плоскости, относительно которой должна производится оценка действительного положения подкранового пути;

-          вычисление действительных значений высотных отметок относительно нового положения базовой плоскости.

Рис. 3. Схема геодезической съемки

 

Измерение высотных отметок производится в трех взаимноперпендикулярных плоскостях X,Y,Z, уравнения базовых плоскостей выглядят следующим образом:

,

где H, h — перепад высот балок,

L — пролет крана.

Тогда уравнения для определения действительных значений высотных отметок имеют вид:

,

где A, B — поправочные коэффициенты, которые учитывают положение плоскости измерения.

В результате проведенных исследований, в программном пакете MathCad была разработана и зарегистрирована на отраслевом и государственной уровне программа «Расчет геодезии металлических конструкций мостовых кранов» [6], позволяющая производить обработку результатов измерения высотных отметок, характеризующих положение подкрановых конструкций.

Пример результата расчета параметров отклонения от прямолинейности, произведенный при помощи программы [6] приведен на рис. 4:

Рис. 4. Параметры отклонения от прямолинейности конструкций главных балок

 

Кривая S1 на рис. 4 показывает положение рабочей плоскости, в которой производится отсчитывание высотных отметок при геодезической съемке, а кривая f1 — действительное положение базовой плоскости.

Результаты расчета показывают, что действительное максимальное отклонение от прямолинейности элементов и конструкций подкрановой балки в плоскости рельса составляет 10 мм, по приведенной схеме (рис. 4) кривая f1 необходимо произвести рихтовку подкранового рельса.

 

Литература:

 

1.         ГОСТ 12.0.003–74. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. — Введен 18.11.74. М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1975. — 8 с.

2.         С. В. Кожемяка, А. В. Крупенченко, И. И. Величко. Выбор технологии усиления стальных подкрановых балок // Вестник Донецкой академии строительства и архитектуры. — Донецк, изд-во ДАСиА, 2010, № 3, с 47–53.

3.         ПБ 10–382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. — Введен 01.01.2001. М.: Госстандарт: Изд-во стандартов, 2001. — 8 с.

4.         Рекомендации по оценке состояния и усилению строительных конструкций промышленных зданий и сооружений. — М.: Стройиздат, 1987. — 85 с.

5.         РД 50:48:0075.03.05. Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей. -– Введен 06.05.2005. М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 2005. — 80 с.

6.         Овсянников Е. М., Овсянников В. Е. Расчет геодезии металлических конструкций мостовых кранов. — М.: ВНТИЦ, 2010. — № 50200800796.

Основные термины (генерируются автоматически): базовая плоскость, конструкция, отметка, геодезическая съемка, прямолинейность, главная балка мостовых кранов, действительное положение, параметр отклонения, подкрановая балка, подкрановый путь.


Ключевые слова

оценка, мостовые краны, отклонения, прямолинейность, высотные отметки., высотные отметки

Похожие статьи

Методологические основы исследования устойчивости трубопроводных систем

Приведены обстоятельства, вызывающие повышенный интерес к исследованию устойчивости сложных технических систем. Показаны нерешенные проблемы в исследовании устойчивости трубопроводных систем обеспечения войск горючим. Дано определение свойства устойч...

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей

В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Опыт и проблемы эксплуатации мостовых кранов

В данной статье проведен анализ основных проблем, которые возникают в ходе эксплуатации электромостовых кранов. Выделены основные направления повышения эффективности использования рассматриваемых видов подъемно-транспортных механизмов.

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя типа ЧН 13/14. Выполнено определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов по критерию предельно допустимых контактных давлений. Для условного ц...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Общая характеристика железнодорожных переездов и показателей безопасности движения через них

В статье дана общая характеристика железнодорожного переезда и проанализированы основные показатели безопасности дорожного движения через них. Выявленные недостатки при обустройстве и содержании переездов, которые отрицательно влияют на безопасность ...

Похожие статьи

Методологические основы исследования устойчивости трубопроводных систем

Приведены обстоятельства, вызывающие повышенный интерес к исследованию устойчивости сложных технических систем. Показаны нерешенные проблемы в исследовании устойчивости трубопроводных систем обеспечения войск горючим. Дано определение свойства устойч...

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей

В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Опыт и проблемы эксплуатации мостовых кранов

В данной статье проведен анализ основных проблем, которые возникают в ходе эксплуатации электромостовых кранов. Выделены основные направления повышения эффективности использования рассматриваемых видов подъемно-транспортных механизмов.

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя типа ЧН 13/14. Выполнено определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов по критерию предельно допустимых контактных давлений. Для условного ц...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Общая характеристика железнодорожных переездов и показателей безопасности движения через них

В статье дана общая характеристика железнодорожного переезда и проанализированы основные показатели безопасности дорожного движения через них. Выявленные недостатки при обустройстве и содержании переездов, которые отрицательно влияют на безопасность ...

Задать вопрос