В настоящее время весьма актуальной проблемой для России является введение санкционного режима вследствие украинского кризиса. В работе рассмотрены последствия влияния санкций на перестраховочный рынок как на одну из основных частей национального рынка. Определены основные направления развития рынка перестрахования на будущие периоды.
Ключевые слова: перестрахование, санкции, украинский кризис, глобализация, ЕАЭС.
Современное состояние экономической сферы России определяется политическими разногласиями, связанными с украинским кризисом. Вследствие чего, как известно, страны Европы и США ввели санкции против России, которые затронули при этом без исключения все финансовые рынки.
В системе защиты имущественных интересов граждан, компаний, государства от опасных случайностей важную экономическую и социальную роль выполняет рынок перестрахования. На мировой арене уже сложились устойчивые перестраховочные центры, это, прежде всего США, Центральная Европа. Рынок перестрахования России не имеет достаточно ресурсов, и поэтому зависит от зарубежных рынков. Объем перестраховочной премии, переданной в зарубежные компании в 2014 г., составил 103 млрд. руб., на российских игроков приходилось всего 37 млрд. руб., в том числе традиционно основу нашей защиты составляет европейский страховой рынок (50 % приходится на перестраховщиков из Великобритании и Германии), около 7 % уходит на американский страховой рынок [3].
В результате введения санкций против ряда финансовых компаний, для крупных российских страховщиков западный рынок перестрахования оказался недоступным. Поэтому у компаний возникла проблема экономической защиты своих рисков. Санкции, являясь инструментом наказания государства, никаким образом не должны затрагивать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение безопасности граждан, поддержания социальной стабильности общества. Сейчас достаточно трудно определить границы политических и экономических интересов противоборствующих сторон. Не совсем понятен истинный мотив санкций: либо это действительно забота об урегулировании украинского конфликта, либо противоборствующие страны пытаюсь увеличить свое влияние на мировом рынке, потеснив при этом Россию.
Российские перестраховщики оказались изолированными от главных центров перестрахования. Тем самым возникла проблема поиска перестраховочных емкостей для размещения крупных рисков. Рынок перестрахования не может быть региональным, функционировать в пределах только своей страны. Это противоречит самой сущности страхования. «В современном понимании с макроэкономических позиций страхование выступает финансовым стабилизатором, принимающим на себя основную нагрузку по защите экономических интересов участников страховых отношений, финансовому обеспечению непрерывности и устойчивости общественного производства, следовательно, гармонизации экономических отношений всех участников хозяйственной деятельности» [1, с. 42].
С началом эпохи глобализации, любой рынок страны является неотделимым звеном мирового рынка. Поэтому санкции никаким образом не должны изолировать страну от мирового сотрудничества. Возникает противоречие применения санкций к экономическим сферам, ведь если одно звено в едином организме перестает работать, то и другие звенья станут частично недееспособными. Украинский кризис четко показывает, что большинство стран, ориентируется на мирового лидера, тем самым подвергая свою экономику на убытки. Как известно, на европейском перестраховочном рынке Россия имела возможность перестраховывать крупные риски. Но нельзя говорить о пользе только для России. Отечественный рынок для зарубежных партнеров является весьма перспективным для сотрудничества.
Существует несколько векторов для развития перестраховочного национального рынка. Платонова Элла Леонтьева, президент НП «Национальная Страховая Гильдия», выделяет следующие модели развития:
- преодоление проблем в рамках Таможенного союза, БРИКС и ШОС;
- создание Международного Финансового центра, одним из проектов которого станет «Москва — центр восточно-европейского перестрахования»;
- создание национальной перестраховочной емкости по типу пуловых соглашений;
- создание государственной перестраховочной компании [2].
Очевидно, что для реализации любой из этих моделей потребуется много усилий, денежных средств и времени.
В настоящее время, все большую популярность набирает идея создания перестраховочного рынка на базе стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия наряду с такими странами как Казахстан, Белоруссия создали межгосударственное объедение страховщиков — Евразийского Конгресса страховых организаций (ЕКСО). Проблемой по развитию единого пространства перестрахования стран ЕКСО является дискриминация по тем или иным условиям. Поэтому первоочередными задачами для ЕКСО является:
- формирование единой системы аккредитации перестраховщиков;
- создание единой тарифной политики в перестраховании;
- аудит нормативных требований к перестраховщикам;
- создание унифицированной нормативной базы.
Таким образом, интеграция стран в единое пространство может дать синергетический эффект. Однако стоит понимать, что сиюминутно добиться поставленных задач не удастся.
Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс отметил, что на данный момент не существует таких перестраховочных емкостей, которые смогли бы обеспечить страховую защиту для особо для крупных проектов. Поэтому ЕАЭС необходимо обеспечить сотрудничество с ШОС, а также со странами БРИКС [4].
Очевидно, что для обеспечения как экономической безопасности, так и социальной стабильности необходимо сотрудничество стран на мировой арене. Однако, на сегодняшний день это невозможно. Ведь на деле санкции стали сосредоточением не только политических, но и экономических полномочий. Тем самым подрывая всю суть перестрахования.
Отечественный рынок перестрахования должен направить все свои усилия на рациональный анализ и преодоление проблем, возникших в причину ограничительных санкций. Санкции для России — это не приговор, а возможность для развития и раскрытия её потенциала.
Литература:
2. «Перестрахование стоит перед выбором модели развития» / Медиа-Информационная группа «Страхование сегодня» (МИГ) [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.insur-info.ru/comments/935/ (дата обращения 21.08.2015 г.)
3. «Рынок страховых услуг / Информационный портал Банка России [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=insurance_industry (дата обращения 21.08.2015 г.)
4. Форум Мосинтерфин — 2014 завершил свою работу» / Информационный портал МОСИНТЕРФИН. URL: http://www.mosinterfin.ru/ (дата обращения 26.08.2015 г.)