Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов моей многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
Развитие творческих способностей, логического мышления, расширение кругозора, художественного вкуса учащихся начальной школы.
Задачи программы:
Обучающие
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Знакомство детей с основными базовыми формами оригами и геометрическими понятиями (квадрат, треугольник
Развивающие:
Развитие пространственного воображения, мышления и речи
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие исследовательских навыков обучающихся;
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
Воспитательные:
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Стимулирование интереса и любви к искусству оригами
Расширение коммуникативных способностей детей.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Известно, что оригами — это одна из увлекательных форм познания мира. Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782–1852 гг.), высоко оценившего искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлеченных понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Считая Природу лучшим учителем человечества, Ф. Фребель стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребенка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Но познавательные возможности занятий оригами гораздо шире. Не случайно в некоторых странах это занятие — такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.
В программе предусмотрены формы проведения занятий:
- копирование детьми действий педагога (самая распространённая форма);
- учитель показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия.
Место курса в учебном плане
Программа оригами адресована учащимся начальной школы 2–4 класс рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью один час одного урока, в основном, для детей, которые посещают группу продленного дня. Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков младших школьников, которые они получают на уроках математики, технологии, изобразительного искусства. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Реализация предлагаемой программы помогает детям быстрее включиться в активное сотрудничество между собой. Разница в возрасте предполагает взаимопомощь между детьми, что положительно сказывается на результативности освоения программы.
Оборудование и инструменты
Ножницы, игла линейка, циркуль
Материалы: карандаш, акварельные краски, гуашь, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, клей канцелярский, линолеум
Учебно-методическое обеспечение
Раздаточный материал
В качестве дидактического раздаточного материала используются: шаблоны, трафарет, образцы поделок.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся должны:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- освоить основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научиться следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;––
- способствовать развитию внимания, памяти, пространственного воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомиться с искусством оригами;
- овладеть навыками культуры труда;
- приобрести навыки работы в коллективе.
Таблица 1
Тематическое планирование. 1-й год обучения
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Краткое содержание занятия |
|
1. |
Знакомство с оригами |
1 |
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. |
|
2. |
Условные обозначения на схемах |
2 |
Практическая деятельность Нахождение на схемах обозначений: поворот, сгиб, гора. Выполнение действий по схеме |
|
3. |
Квадрат — основная базовая форма оригами |
5 |
Знакомство с понятием «базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Упражнения в получении квадрата из произвольного листа бумаги |
|
4. |
Базовая форма: «Треугольник» |
5 |
Знакомство с базовой формой «треугольник». Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Пароход. Стаканчик. Мордочки животных Щенок |
|
5. |
Базовая форма: «Воздушный змей» |
5 |
Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Алгоритм изготовления модели. Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Петушок, Щенок, Рыба, Голубь, Сапожок, Котенок |
|
6. |
Базовая форма: «Двойной треугольник» |
4 |
Знакомство с базовой формой «двойной треугольник». Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану. Повторение названий базовых форм; повторение действий прошедших занятий; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности. Практическая деятельность: Водяная бомбочка, Надувной цветок, Машина, Парусник |
|
7. |
Базовая форма: «Двойной квадрат» |
4 |
Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат». Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Жаба, Танк Яхта. |
|
8. |
Базовая форма «Конверт» |
2 |
Знакомство с базовой формой «конверт». Демонстрация складывания базовой формы «конверт». Изготовление модели по плану. Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Пароход и подводная лодка. |
|
9. |
Базовая форма «Домик» |
2 |
Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «дом». Демонстрация складывания базовой формы «дом». Алгоритм изготовления модели. Практическая деятельность: Пилотка Цыпленок |
|
10. |
Повторение базовых форм |
5 |
Повторение алгоритма складывания базовых форм. Практическая деятельность: Изготовление сказочных персонажей сказки «Теремок»(мышка, лягушка, лиса, волк, ёж, медведь) в технике оригами. |
|
11. |
Работы к Новому году в технике оригами |
3 |
Практическая деятельность: Снеговики (несколько вариантов) |
|
12. |
Цветы в технике оригами |
4 |
Практическая деятельность: Тюльпан с листочком Лилия Цветок лотос Фуксия. |
|
13. |
Морские фигурки в технике оригами |
5 |
Практическая деятельность: Морской котик Кит Дельфин Акула Щука |
|
14. |
Куклы-наперстки в технике оригами |
5 |
Практическая деятельность: Заяц Лиса Поросенок Мишка Туловище зверюшек |
|
15. |
Говорящие мордашки в технике оригами |
4 |
Практическая деятельность: Говорящая ворона Говорящий лис Лягушонок Мышь |
|
16. |
Транспорт в технике оригами |
3 |
Практическая деятельность: Самолет Парусник Машина |
|
17. |
Птицы в технике оригами |
2 |
Практическая деятельность: Журавлик Пингвин |
|
18. |
Коробочки из модулей в технике оригами |
4 |
Практическая деятельность: Коробочка для подарков Коробочка с крышкой |
|
19. |
Итоговые занятия Оформление выставочных работ |
3 |
Познавательная деятельность: Оценка умений: организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратно выполнять работы. Подведение итогов работы за год. Практическая деятельность: Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов. |
|
|
Итого |
68 |
|
|
Тематическое планирование. 2-й год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Познавательная деятельность: Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментам. Беседа по охране труда. |
2 |
Базовые формы оригами |
2 |
Познавательная деятельность: Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. |
3 |
Базовая форма: «Катамаран» |
2 |
Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «Катамаран». Демонстрация складывания базовой формы «Катамаран». Алгоритм изготовления модели. Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Лодки (разновидности) |
4 |
Базовая форма: «Птица» |
4 |
Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «Птица». Демонстрация складывания базовой формы «птица». Изготовление модели по плану. Практическая деятельность: Изготовление моделей по схемам: Ласточка, Кенгуру, Журавлик, Верблюд |
5 |
Базовая форма: «Блинчик» |
2 |
Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «блинчик». Демонстрация складывания базовой формы «блинчик» Практическая деятельность: Крокус. Кораблик |
6 |
Базовая форма «Лягушка» |
3 |
Познавательная деятельность: Знакомство с базовой формой «лягушка». Практическая деятельность: Колокольчик. Вазочка. Ракета
|
7 |
Базовая форма «Дверь» |
4 |
Познавательная деятельность: Повторение алгоритма складывания базовой формы «дверь». Практическая деятельность: Автомобиль, Лодка. Мышь. Поросёнок. |
8 |
Новогодние конверты в технике оригами |
2 |
Практическая деятельность: Новогодние конверты для поздравлений |
9 |
Кубики из модулей в технике оригами |
6 |
Практическая деятельность: Изготовление поделок с использованием разных цветов бумаги |
10 |
Новогодние украшения для классов в технике оригами |
10 |
Практическая деятельность: Гирлянды — коллективная работа |
11 |
Балеринки –снежинки в технике оригами |
5 |
Практическая деятельность: Балеринки — снежинки (по трафарету) |
12 |
Елки в технике оригами |
2 |
Практическая деятельность: Поделка выполняется в двух вариантах. |
13 |
Змейка из бумаги в технике оригами |
3 |
Практическая деятельность: Коллективная работа |
14 |
Одежда и аксессуары в технике оригами |
10 |
Практическая деятельность: Открытка-платье, зонтик, бантик, галстук, веер, сережки, кошелек |
15 |
Коробочки в технике оригами |
5 |
Практическая деятельность: Коробочка-сердце, коробочка для пасхальных яиц, коробочка с крышкой, коробочка-звезда |
16 |
Валентинки в технике оригами |
3 |
Практическая деятельность: Изготовление валентинок. |
17 |
Итоговые занятия Оформление выставочных работ |
4 |
Подведение итогов работы за год. Практическая деятельность: Выставка поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов. |
|
Итого |
68 |
|
Литература:
1. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т. Б. Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
2. Соколова С. В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С. В. Соколова. — СПб.: Нева, 2007
3. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г. И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
4. Ступак Е. А. Игры и конкурсы, М., «Айрис-пресс», 2009.