Программа по дополнительному образованию «Оригами» в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.09.2015

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Плесовских, Л. В. Программа по дополнительному образованию «Оригами» в начальной школе / Л. В. Плесовских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 557-561. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21814/ (дата обращения: 16.11.2024).

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов моей многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, логического мышления, расширение кругозора, художественного вкуса учащихся начальной школы.

Задачи программы:

Обучающие

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Знакомство детей с основными базовыми формами оригами и геометрическими понятиями (квадрат, треугольник

Развивающие:

Развитие пространственного воображения, мышления и речи

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие исследовательских навыков обучающихся;

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

Воспитательные:

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Стимулирование интереса и любви к искусству оригами

Расширение коммуникативных способностей детей.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Известно, что оригами — это одна из увлекательных форм познания мира. Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782–1852 гг.), высоко оценившего искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлеченных понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Считая Природу лучшим учителем человечества, Ф. Фребель стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребенка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Но познавательные возможности занятий оригами гораздо шире. Не случайно в некоторых странах это занятие — такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

В программе предусмотрены формы проведения занятий:

-          копирование детьми действий педагога (самая распространённая форма);

-          учитель показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия.

Место курса в учебном плане

Программа оригами адресована учащимся начальной школы 2–4 класс рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью один час одного урока, в основном, для детей, которые посещают группу продленного дня. Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков младших школьников, которые они получают на уроках математики, технологии, изобразительного искусства. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Реализация предлагаемой программы помогает детям быстрее включиться в активное сотрудничество между собой. Разница в возрасте предполагает взаимопомощь между детьми, что положительно сказывается на результативности освоения программы.

Оборудование и инструменты

Ножницы, игла линейка, циркуль

Материалы: карандаш, акварельные краски, гуашь, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, клей канцелярский, линолеум

Учебно-методическое обеспечение

Раздаточный материал

В качестве дидактического раздаточного материала используются: шаблоны, трафарет, образцы поделок.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся должны:

-          научиться различным приемам работы с бумагой;

-          освоить основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-          научиться следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;––

-          способствовать развитию внимания, памяти, пространственного воображения;

-          развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

-          познакомиться с искусством оригами;

-          овладеть навыками культуры труда;

-          приобрести навыки работы в коллективе.

Таблица 1

Тематическое планирование. 1-й год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

 

1.                   

Знакомство с оригами

1

Правила поведения на занятиях оригами.

Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.

 

2.                   

Условные обозначения на схемах

2

Практическая деятельность

Нахождение на схемах обозначений: поворот, сгиб, гора. Выполнение действий по схеме

 

3.                   

Квадрат — основная базовая форма оригами

5

Знакомство с понятием «базовые формы».

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Упражнения в получении квадрата из произвольного листа бумаги

 

4.                   

Базовая форма:

«Треугольник»

5

Знакомство с базовой формой «треугольник».

Демонстрация складывания базовой формы «треугольник».

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Пароход.

Стаканчик.

Мордочки животных

Щенок

 

5.                   

Базовая форма:

«Воздушный змей»

5

Знакомство с базовой формой «воздушный змей».

Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Петушок, Щенок, Рыба, Голубь, Сапожок, Котенок

 

6.                   

Базовая форма:

«Двойной треугольник»

4

Знакомство с базовой формой «двойной треугольник».

Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану. Повторение названий базовых форм; повторение действий прошедших занятий; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

Практическая деятельность:

Водяная бомбочка, Надувной цветок, Машина, Парусник

 

7.                   

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

4

Знакомство с базовой формой «двойной квадрат».

Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат».

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Жаба, Танк

Яхта.

 

8.                   

Базовая форма «Конверт»

2

Знакомство с базовой формой «конверт».

Демонстрация складывания базовой формы «конверт».

Изготовление модели по плану.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Пароход и подводная лодка.

 

9.                   

Базовая форма «Домик»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «дом». Демонстрация складывания базовой формы «дом». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Пилотка

Цыпленок

 

10.               

Повторение базовых форм

5

Повторение алгоритма складывания базовых форм.

Практическая деятельность:

Изготовление сказочных персонажей сказки «Теремок»(мышка, лягушка, лиса, волк, ёж, медведь) в технике оригами.

 

11.               

Работы к Новому году в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Снеговики (несколько вариантов)

 

12.               

Цветы в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Тюльпан с листочком

Лилия

Цветок лотос

Фуксия.

 

13.               

Морские фигурки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Морской котик

Кит

Дельфин

Акула

Щука

 

14.               

Куклы-наперстки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Заяц

Лиса

Поросенок

Мишка

Туловище зверюшек

 

15.               

Говорящие мордашки в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Говорящая ворона

Говорящий лис

Лягушонок

Мышь

 

16.               

Транспорт в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Самолет

Парусник

Машина

 

17.               

Птицы в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Журавлик

Пингвин

 

18.               

Коробочки из модулей в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Коробочка для подарков

Коробочка с крышкой

 

19.               

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3

Познавательная деятельность:

Оценка умений: организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратно выполнять работы.

Подведение итогов работы за год.

Практическая деятельность:

Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов.

 

 

Итого

68

 

 

 

Тематическое планирование. 2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Вводное занятие

1

Познавательная деятельность:

Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментам. Беседа по охране труда.

2

Базовые формы оригами

2

Познавательная деятельность:

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

3

Базовая форма:

«Катамаран»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Демонстрация складывания базовой формы «Катамаран». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Лодки (разновидности)

4

Базовая форма:

«Птица»

4

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «Птица». Демонстрация складывания базовой формы «птица». Изготовление модели по плану.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Ласточка, Кенгуру, Журавлик, Верблюд

5

Базовая форма: «Блинчик»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «блинчик». Демонстрация складывания базовой формы «блинчик»

Практическая деятельность:

Крокус. Кораблик

6

Базовая форма «Лягушка»

3

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «лягушка».

Практическая деятельность:

Колокольчик. Вазочка. Ракета

 

7

Базовая форма «Дверь»

4

Познавательная деятельность:

Повторение алгоритма складывания базовой формы «дверь».

Практическая деятельность:

Автомобиль, Лодка. Мышь. Поросёнок.

8

Новогодние конверты в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Новогодние конверты для поздравлений

9

Кубики из модулей в технике оригами

6

Практическая деятельность:

Изготовление поделок с использованием разных цветов бумаги

10

Новогодние украшения для классов в технике оригами

10

Практическая деятельность:

Гирлянды — коллективная работа

11

Балеринки –снежинки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Балеринки — снежинки (по трафарету)

12

Елки в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Поделка выполняется в двух вариантах.

13

Змейка из бумаги в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Коллективная работа

14

Одежда и аксессуары в технике оригами

10

Практическая деятельность:

Открытка-платье, зонтик, бантик, галстук, веер, сережки, кошелек

15

Коробочки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Коробочка-сердце, коробочка для пасхальных яиц, коробочка с крышкой, коробочка-звезда

16

Валентинки в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Изготовление валентинок.

17

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

4

Подведение итогов работы за год.

Практическая деятельность:

Выставка поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов.

 

Итого

68

 

 

Литература:

 

1.      Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т. Б. Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006

2.      Соколова С. В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С. В. Соколова. — СПб.: Нева, 2007

3.      Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г. И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.

4.      Ступак Е. А. Игры и конкурсы, М., «Айрис-пресс», 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): практическая деятельность, базовая форма, техник оригами, демонстрация складывания, познавательная деятельность, Изготовление моделей, Знакомство, алгоритм изготовления модели, базовая форма оригами, начальная школа.


Похожие статьи

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Интегрированное занятие по экологии «Маленькие друзья нашей планеты» в средней группе

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Личностно-ориентированное обучение в современной начальной школе

Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Интегрированное занятие по экологии «Маленькие друзья нашей планеты» в средней группе

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Использование электронных образовательных ресурсов при изучении курса биологии в 7-м классе

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Личностно-ориентированное обучение в современной начальной школе

Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Задать вопрос