В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математикии может эффективно формироваться только в ходе их самостоятельной работы. Также, представлены признаки и критерии оценивания предметно-методической компетентности и сформированности самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, методическое обеспечение, предметно-методическая компетентность.
В настоящее время, рассматривая методическую подготовку будущих учителей математики, необходимо исходить из современного понимания методической компетентности учителя, которая определяет его профессиональное мастерство и уверенное владение учебным предметом [1, 2]. Поэтому в состав методической компетентности будущего учителя математики, по нашему мнению, должны входить следующие компоненты: предметно-методическая, обще-методическая и специально-методическая компетентности, каждая из которых является интегративным образованием и включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-рефлексивный.
В свою очередь предметно-методическая, обще-методическая и специально-методическая компетентности имеют определенные компоненты (см. таблицу 1) и связаны со всеми компетенциями, представленными во ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика».
Таблица 1
Структурные компоненты методической компетентности учителя математики и их характеристика
Структурные компоненты методической компетентности |
Характеристика компонентов методической компетентности учителя математики |
Предметно-методическая компетентность |
Способность выделять разные цели изучения компонентов математического содержания(понятия, задачи, алгоритмы, теоремы); |
Способность анализировать и оценивать: — сформированность универсальных учебных действий (логических) на математическом содержании; — метапредметный и математический потенциал содержания |
|
Способность осуществлять поиск способов выполнения познавательного действия при работе с предметным содержанием |
|
Способность выполнять учебные действия с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом |
|
Способность выделять и оценивать метапредметный потенциал математического содержания |
|
Способность проектировать математическое содержание для достижения разных образовательных результатов |
|
Осуществляет осознанный поиск новых методик и технологий для работы с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом |
|
Общеметодическая компетентность |
Способность в доступной форме объяснить материал (решение задачи или доказательство теоремы) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся |
Способность студентов организовывать процесс обучения школьников (математике) |
|
Способность эффективно использовать методы обучения (математике) |
|
Способность определять цели обучения и выбирать адекватные средства их достижения |
|
Способность проектировать элементы процесса обучения (математике) |
|
Способность к самоанализу и самоконтролю (саморефлексия) |
|
Способность к переносу знаний, методов, приемов обучения (математике) в новые условия |
|
Готовность анализировать и использовать передовой опыт учителей (математики) в учебном процессе |
|
Специально-методическая компетентность |
Готовность предотвращать затруднения учащихся, возникающие при обучении математике |
Готовность организовывать коллективную, групповую и индивидуальную работы с учащимися по математике |
|
Способность сочетать разнообразные формы и методы обучения и контроля знаний учащихся по математике |
|
Готовность организовывать и проводить любую из форм внеклассной работы с учащимися по математике |
|
Владение современными техническими средствами обучения (программным обеспечением) математике |
Предложенные компоненты методической компетентности учителя математики введены с учетом того, что представленные компетенции во ФГОС ВПО имеют обобщенный вид, так как предназначены не только для будущих учителей математики, но и для других профилей подготовки студентов в вузе. Мы уточнили и сформулировали описание структурных компонентов компетентностей, которые должны быть выделены в предметно-методической составляющей.
Остановимся на рассмотрении только одного структурного компонента — предметно-методической компетентности. В обобщенном виде под предметно-методической компетентностью мы понимаем интегративное качество личности, фактическую готовность и способность будущего учителя математики действовать в конкретной предметной области знаний; способность анализировать предметное содержание с точки зрения достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, а также проектировать учебные материалы для оценки достижения различных образовательных результатов.
В педагогическом вузе предметно-методическая компетентность может эффективно формироваться в ходе самостоятельной работы студентов, которая имеет все структурные характеристики деятельности (учебно-познавательной, учебно-профессиональной). Для организации такой самостоятельной работы нами была разработана система методического обеспечения самостоятельной работы студентов, которая ориентирована на реализацию всех компонентов структуры деятельности: мотивационно-целевого, когнитивно-содержательного, операционно-деятельностного, оценочно-рефлексивного. При этом, каждый из компонентов системы представлен основными, дополнительными и вспомогательными элементами, которые способствуют созданию качественно новых форм организации самостоятельной работы студентов. Отличительной особенностью системы методического обеспечения самостоятельной работы студентов является достаточность, информационная открытость и мобильность. Разработанная система способствует включению студентов в активную самостоятельную деятельность, формирует потребность в самообразовании, развивает их творческий потенциал, создает основу индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, позволяет управлять процессом прохождения будущим учителем своей образовательной траектории.
В рамках статьи остановимся на рассмотрении оценочно-рефлексивного компонента. Оценочно-рефлексивный компонент системы методического обеспечения самостоятельной работы студентов предполагает наличие конкретного результата деятельности по формированию предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики. Поэтому в систему методического обеспечения самостоятельной работы студентов включены методические средства для оценки достижения предметно-методической компетентности студентов.
Сформированность предметно-методической компетентности студентов целесообразно проверять по следующим показателям: включение студентов в самостоятельную учебно-профессиональную деятельность и умение работать с предметным содержанием.
С целью выявления уровня сформированности предметно-методической компетентности студентов применяются контрольные работы со специально разработанными заданиями и экспертные листы оценки. Для выявления уровня сформированности самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов также применялся разработанный экспертный лист оценки. Приведем пример контрольной работы по теме «Методика работы с сюжетной задачей».
1. Напишите, какие цели (цель) можно было поставить по изучению темы «Методика работы с сюжетной задачей». Выделите (подчеркните) те, которых Вы достигли.
2. Определите действия, которые нужно выполнить для достижения каждой из поставленных Вами целей.
3. Задача. Пройдя половину пути, теплоход увеличил скорость в 2 раза, благодаря чему прибыл в конечный пункт на час раньше срока. Сколько времени плыл теплоход? Задание. Решите задачу разными методами. Обоснуйте какие предметные и метапредметные результаты возможно сформировать у школьников решая сюжетные задачи разными методами.
4. Опишите методику работы с задачей из пункта 3, остановившись только на одном методе ее решения (выбор метода объясните или аргументируйте себе и школьникам). Результаты работы занесите в таблицу:
Этапы работы с задачей |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
|
|
5. Заполните лист самооценки учебных умений
№ |
Компоненты учебной деятельности |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1. |
Умею определять цель деятельности |
|
|
|
|
|
2. |
Умею соотносить результат с целью |
|
|
|
|
|
3. |
Умею составлять план деятельности по работе с математическим содержанием |
|
|
|
|
|
4. |
Умею осуществлять выбор действий и их выполнение для достижения поставленных целей |
|
|
|
|
|
5. |
Умею осуществлять оценку своей деятельности |
|
|
|
|
|
Разработаны уровни и критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности студентов:
- пороговый (удовлетворительно) уровень сформированности предметно-методической компетентности 52–69 баллов
Основные признаки уровня |
Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах) |
||
Пороговый |
Продвинутый |
Высокий |
|
– (1) выбирает из предложенного списка цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием |
5 |
6 |
7 |
– (2) выделяет в содержании предметную и метапредметную составляющие |
5 |
6 |
7 |
– (3) осмысливает операционный состав методического или учебно-познавательного действия при работе с предметным содержанием |
14 |
15 |
17 |
– (4) осуществляет поиск способов выполнения познавательного действия при работе с предметным содержанием на основе образца, предложенного в инструкции |
14 |
16 |
18 |
– (5) использует традиционную методику по предложенному образцу |
14 |
17 |
20 |
Итого |
52 |
60 |
69 |
- продвинутый (хорошо) уровень сформированности предметно-методической компетентности 70–84 баллов
Основные признаки уровня |
Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах) |
||
Пороговый |
Продвинутый |
Высокий |
|
– (6) осознает цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием |
8 |
9 |
10 |
– (7) анализирует и оценивает предметное содержание с точки зрения достижения школьниками предметных результатов |
16 |
18 |
20 |
– (8) проектирует математическое содержание для достижения предметных результатов |
21 |
23 |
25 |
‑ (9) владеет различными методиками работы с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом |
25 |
27 |
29 |
Итого |
70 |
77 |
84 |
- высокий (отлично) уровень сформированности предметно-методической компетентности 85–100 баллов
Основные признаки уровня |
Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах) |
||
Пороговый |
Продвинутый |
Высокий |
|
– (10) умеет ставить перед собой цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием |
12 |
14 |
15 |
– (11) анализирует и оценивает предметное содержание с точки зрения достижения школьниками метапредметных результатов; |
23 |
24 |
25 |
– (12) проектирует математическое содержание для достижения разных образовательных результатов |
25 |
27 |
30 |
– (13) самостоятельно применяет в профессиональной деятельности умения работать с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом |
25 |
27 |
30 |
Итого |
85 |
92 |
100 |
На основании уровней и критериев оценки сформированности предметно-методической компетентности студентов были определены критерии оценивания контрольных работ.
Задание 1 состоит из (10) и оценивается от 12 до 15 баллов.
Задание 2 состоит из (7) и (11) и оценивается от 15 до 25 баллов.
Задание 3 состоит из (3), (4) и оценивается от 14 до 25 баллов.
Задание 4 состоит из (9), (11), (12), (13) и оценивается от 23 до 30 баллов.
Задание 5 оценивается от 0 до 5 баллов (средний балл самооценки студентов).
Для оценки сформированности у студентов предметно-методической компетентности методом экспертной оценки осуществляется перевод качественных характеристик экспертной оценки в баллы. Показатели и критерии оценивания уровня сформированности предметно-методической компетентности студентов представлены следующим образом:
- на «пороговом» уровне студент:
· знает структуру и виды отдельных компонентов математического содержания (от 3 до 5 баллов);
· умеет выполнять действия (учебные, познавательные) с основными компонентами математического содержания (от 3 до 5 баллов);
· способен оценивать действия школьников, связанные с работой над основными компонентами математического содержания (от 3 до 5 баллов).
- на «продвинутом» уровне студент:
· знает методику работы с основными компонентами математического содержания (от 6 до 8 баллов);
· умеет выявлять предметный потенциал основных компонентов математического содержания (от 6 до 8 баллов);
· способен конструировать фрагменты уроков (уроки в целом), связанные с работой над основными компонентами математического содержания (от 6 до 8 баллов).
- на «высоком» уровне студент:
· знает различные методики и технологии работы с основными компонентами математического содержания (от 8 до 10 баллов);
· умеет выявлять и оценивать метапредметный потенциал математического содержания (от 8 до 10 баллов);
· способен конструировать процесс обучения, направленный на достижение метапредметных результатов (от 8 до 10 баллов).
Для оценки сформированности у студентов уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов методом экспертной оценки также осуществляется перевод качественных характеристик экспертной оценки в баллы.
Показатели и критерии оценивания уровня студентов уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов, представленные следующим образом:
- к «высокому» уровню относятся студенты, которые:
· самостоятельно определяют цель учебно-познавательной деятельности (9–10 баллов);
· самостоятельно определяет операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания (9–10 баллов);
· самостоятельно осуществляют выбор действий и их выполнение для достижения поставленных целей (9–10 баллов);
· самостоятельно осуществляет оценку своей деятельности (9–10 баллов).
- к «среднему» уровню относятся студенты, которые:
· осознают цели выполнения той или иной учебно-познавательной деятельности (6–8 баллов);
· раскрывают операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания, в предложенном фрагменте урока (6–8 баллов);
· самостоятельно используют предложенные действия и выполняют их для достижения поставленных целей (6–8 баллов);
· осуществляет оценку своей деятельности, по предложенным преподавателем, критериям (6–8 баллов).
- к «низкому» уровню относятся студенты, которые:
· выбирают из предложенного списка цели выполнения той или иной учебно-познавательной деятельности (3–5 баллов);
· выбирают операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания, из предложенных в инструкции (3–5 баллов);
· осуществляют выбор действий, из предложенного списка, и выполняют их по образцу (3–5 баллов);
· осуществляет оценку своей деятельности с помощью преподавателя (3–5 баллов).
Результаты экспертных оценок и контрольных работ доказали необходимость и перспективность в практике методики обучения математике применения системы заданий для самостоятельной работы студентов по формированию у них предметно-методической компетентности и повышения уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности. При этом, было установлено, что существует взаимосвязь между повышением уровня сформированности предметно-методической компетентности и уровнем самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов.
Литература:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Стефанова Н. Л. Новый подход к организации самостоятельной работы будущих учителей математики в ходе методической подготовки // Теоретические и прикладные аспекты математики, информатики и образования: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 16–21 ноября 2014 г.) / редкол.: И. И. Василишин и др.; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова; Ин-т мат. и информ. Болгар.акад. наук, ин-т информатизации образования РАО; Моск. пед. гос. ун-т. — Архангельск: САФУ, 2014. — С. 109–114.
3. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новый учебный процесс: коротко о главном: Методическое пособие для преподавателей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 54 с.