Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информацией; способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, ограничений, традиций, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия индивидов, что дает основу для институциализации их новых форм в информационном и социальном пространстве современного общества.
Ключевые слова: масс-медиа, медиатизация, институциализация, информационно-коммуникационные технологии, социальный институт.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в начале ХХІ столетия способствовало появлению и усовершенствованию новых электронных средств массовой коммуникации, а также трансформации и существенному расширению традиционных масс-медиа, которые влияют на человеческое сознание, формирование мировоззрения, ценностей, моделей поведения, норм, традиций и т. д. Сегодня функционирование современных масс-медиа определяется отчасти влиянием глобализационных процессов, которые нуждаются в научном изучении для точного понимания процессов и явлений происходящих в обществе. В контексте вышеуказанных процессов, степень влияния масс-медиа на институциализацию общественной жизни требует социально-философского анализа, а также исследования ее смыслов и аспектов функционирования.
Изучение проблемы роли и функционирования масс-медиа в условиях развития и трансформации современного общества являются предметом изучения представителей широкого круга научных направлений, но, тем не менее, подобные исследования являются актуальными и сегодня. Прежде всего это касается анализа деятельности современных масс-медиа в контексте новых теорий информационного общества и глобализационных процессов, происходящих в нем, что позволяет определить направления и перспективы их развития в условиях глобального информационного пространства. Современные масс-медиа становятся существенным фактором развития и функционирования современного общества, они влияют не только на научно-технический прогресс, но и на процессы институциализации общественной жизни. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы нашего исследования в данной работе.
В разработку вопросов, связанных с изучением сущности, влияния, функций масс-медиа, внесли значительный вклад труды известных представителей общественных наук: X.Арендт, М.Багмет, Р.Барендт, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, М.Вершинин, М.Грачев, Б.Грушин Г.Дебор, К.Джемисон, Д.Элтхейд, И.Кац, К.Кэмпбелл, В.Королько, Н.Коулдри, Ф.Кротц, Л.Кудрявцева, Дж.Лалл, Ю.Левада, С.Ливингстон, М.Мак-Комбс, Д.МакКуэйл, Р.МакЧесни, В.Моисеев, Т.Парсонс, Дж.Питерс, Г.Почепцов, И.Рогозина, Т.Розак, Э.Росс, Р.Сильверстоун, М.Скаммел, Р.Сноу, А.Соловьев, А.Трахтенберг, О.Третьякова, Э.Фромм, Ю.Хабермас, С.Хьярвард, П.-И.Филатенко, И.Шерель, Д.Яковлев и т. д.
Стремительное развитие и трансформация масс-медиа как социального института обусловлено не только техническими инновациями, но и серьезными социальными изменениями, происходящими в обществе. С развитием и распространением современных масс-медиа возросли и потоки, также объемы доступной потребителям информации, изменилась и специфика информационного общества — оно все больше медиатизируется и превращается в так называемое «медиа-общество». При этом следует отметить, что постоянное развитие и изменение медиа-пространства создает предпосылки для формирования нового медиа-образа и медиа-порядка, трансформации медиа-культуры в целом: ослабление ограничений для доступа к потокам информации; возрастание объемов информации; интеграция национальных медиа-рынков в глобальную медиа-структуру; практически неограниченная доступность медиа-ресурсов интернета независимо от места нахождения человека и т. д. Создавая специфическое информационное пространство, современные масс-медиа влияют на формирование мировоззрения, ценностей и интересов личности, а также ее поведенческих стереотипов. Они представляют обществу образы социальных коммуникаций, взаимодействий, а также институтов, которые способны воспроизводиться повседневно и определять, что в обществе является нормой, а что — девиацией и т. д. Такое возростание роли и степени влияния процессов распространения информации О.Третьякова называет «медиатизацией» [1, с.68].
Изначально термин «медиатизация», как отмечают в своих исследовательских работах Л.Кудрявцева и И.Филатенко, испльзовали с целю описания специфической технико-технологической инфраструктуры, основной задачей которой являлось обеспечение доступа индивида к информации цивилизации. Впоследствии предметом исследования представителей широкого круга общественных наук становится процесс «медиатизации общества» как становления особого типа социального пространства. Выше упомянутые ученые, Л.Кудрявцева и И.Филатенко, определяют медиатизацию как «глобальный интенсивный процесс воздействия средств массовой информации на общественное сознание, который приводит к «внутренней колонизации», «фрагментации», «обнищанию» ментальных представлений деятельности человека, разрушению многих конструктивных элементов в традиционной структуре человеческого опыта» [2, с. 440].
Более широкий, ориентированный на последствия медиатизации, подход представлен в работах И.Рогозиной, которая определяет ее как «процесс и результат глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфически медийных когниотипов (медиа-когниотипов) — когнитивных структур познания и представления реальности, возникающих при взаимодействии индивида с глобальным информационным пространством [3, с. 123]. Следует отметить, что функционирование современных масс-медиа очень тесно связано с процессами глобализации, которые способны размывать временные и пространственные границы и характеризуются постоянно циркулирующими в мире потоками информации. Такие новые возможности предлагают участникам социальной интеракции в информационном пространстве конструировать новые правила социального поведения и соответствующие институционные механизмы его регулирования. Усиливающиеся в последнее время глобальные тенденции сопутствуют процессам переоценивания приоритетов во всех сферах жизнедеятельности человека, что обуславливает необходимость радикальных изменений, а также переосмысления сложившихся в обществе норм, правил, стандартов и т. д. [4, с.121].
Современный человек, вовлеченный в информационное пространство повседневной жизни, превращается в потребителя разнообразного медиа-товара и попадает в определенную зависимость от него. В данном контексте актуальной является мысль профессора Е.Вартановой о том, что с усилением роли в жизни человека нематериальных факторов (идей, ценностей, убеждений), в обществе формируется новый тип человека — «человека медийного» («homo mediatus»). Становление и развитие «человека медийного» объясняется исследовательницей тем, что индивидуальная картина мира каждого человека в современном мире создается благодаря медиатизированной информации, которая влияет на принятие решений [5, c.11–13] и социальное взаимодействие. Сходство таких людей проявляется в потреблении масс-медийного содержания, которое формирует систему ценностей и убеждений, норм, правил, традиций, моделей поведения и т. д. Благодаря масс-медиа в современной медиасреде существует соответствие между значениями и смыслами участников социального взаимодействия, общее понимание ими реальности, возможность потребления общего запаса социального знания, благодаря которому воспроизводится понятная и, общая для большинства, социальная реальность.
Медиа-пространство современности выполняет важнейшие функции удовлетворения духовных, социокультурных и других потребностей, вовлекая в процесс потребления предоставляемых «услуг». С.Демченко в своих исследования отмечает, что медиатизация человека, социальных отношений, общества стала основой для функционирования средств коммуникации как создателей и выразителей интересов новых социальных структур [4, с.122], например, подчеркивает С.Алексихин, мощных медиа-холдингов, объединенных общей целью и ценностями. В подобных сообществах нового типа коммуникационные средства впервые выступили как один из главных системообразующих факторов [6, c. 63]. Данная тенденция сегодня характерна Интернету, который становится прерогативой информационного общества со всеми его социо-культурными и технико-экономическими возможностями, одной из которых является формирование виртуальных общностей и новых практик. Они формируются на основе общих информационно-коммуникационных интересов, не ограничиваются национальными, временными или географическими границами и способны осуществлять социокультурное, экономическое и политическое влияние, как на отдельные социальные группы, общества, так и на весь мир в целом.. Такие образования способны выходить за черту виртуальной реальности, проникая в социальную, создавать новые формы взаимодействия, потребности, нормы, правила, традиции, модели поведения, тем самым обеспечивая основу для их институциализации в обществе.
Следует отметить, что институциональные связи масс-медиа имеют достаточно сложную систему, а их функционирование, участие в процессах социальной дифференциации и социальной интеграции зависит от степени их автономности, а также возможности противостоять влиянию других институтов.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на трансформацию медийных практик, а также стандартов общения и обмена информацией, способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, обычаев, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия в обществе. Такие тенденции обуславливают формирование новых потребностей индивидов, что дает основу для институциализации новых форм взаимодействия в информационном пространстве современного общества (социальные сети, электронный бизнес и т. д.). Современные масс-медиа стали неотъемлемой частью инфраструктуры общества, влияя как на технологический, так и на социальный прогресс человечества. Они выступают посредником между обществом, общественными организациями, государственными, политическими, социальными, культурными и другими институтами.
Литература:
1. Третьякова О. В. Медиатизация правовой жизни общества: pro et contra / О. В. Третьякова / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — Вып. 1. — с. 67–72.
2. Кудрявцева Л. А. Медиатизация жизненного пространства современного украинского социума: взгляд лингвиста / Л. А. Кудрявцева, И. А. Филатенко // Материалы III Международного конгресса исследователей русского языка «Русский Язык: Исторические судьбы и современность»: сб. тезисов. — М., 2007. — с. 439–440.
3. Рогозина И. В. Функции и структура медиа- картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики [Сборник статей]. — Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — 204 с.
4. Демченко С. В. Комунікаційний аспект у розбудові сучасного громадянського суспільства / С. В. Демченко / Теле-та радіожурналістика. — 2012. — Вип. 11. — с. 117–123.
5. Вартанова Е. Л. От человека социального — к человеку медийному / Е. Л. Вартанова // От книги до Интернета: десять лет спустя. — М.: Медиа — Мир, 2009. — с. 3–15
6. Алексухин С. И. Формирование новых коммуникативных сообществ / С. И. Алексухин // Массовая коммуникация в современной России: сб. научн. ст. — М., 2003. — с. 61–79.