Данная статья посвящена проблеме наименований детских садов. В работе предпринята попытка сравнения эргонимов дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики и отдельно города Чебоксары.
Ключевые слова: ономастика, эргонимы, названия, детский сад, Чувашия.
Большой лексический пласт языка составляют имена собственные, несущие разнообразную информацию. Значительное количество ономастических исследований посвящено антропонимам и топонимам. В свою очередь, эргонимам — собственным именам организаций, учреждений, предприятий [3, с. 166] — уделено внимание значительно меньше [1; 2].
Придумать название для какой-либо компании — это целое искусство, а для детской организации в особенности. Наименование детского сада должно быть как звучным, запоминающимся, так и простым, понятным для его главного посетителя — ребенка.
Объектом данного исследования являются эргонимы дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики, исключая город Чебоксары (названиям детских садов которого посвящена отдельная научная работа). Объем выборки составил 57 наименований.
Таблица 1
Классификация эргонимов ДОУ Чувашии
Наименования, связанные с природой, окружающей средой, природными явлениями, флорой и фауной |
Березка, Василек, Дельфин, Ёлочка, Журавленок, Журавлик, Журавлики, Звездочка, Калинка, Калинушка, Колокольчик, Колосок, Ласточка, Поляночка, Радуга, Родничок, Ромашка, Росинка, Ручеек, Рябинка, Светлячок, Солнышко, Фиалка, Ягодка |
24 единицы — 42 % |
Названия, имеющие отношение к сказке, сказочным героям, детским литературным книгам и мультфильмам |
Буратино, Веселый гном, Золотой ключик, Золотой петушок, Золушка, Дюймовочка, Колобок, Красная шапочка, Сказка, Солнечный город, Теремок, Цветик-семицветик, Чебурашка |
13 единиц — 23 % |
Наименования, в которых нашло отражение местной (чувашской) культуры |
Палан (Калина), Пепке (Малыш), Пÿрнеске (Наперсток), Çăлкуç (Родник), Сеспель (Подснежник), Хĕвел (Солнце) |
6 единиц — 10,5 % |
Достаточно общие названия, не имеющие отношения к детству и развитию, и отвлеченные понятия |
Гнездышко, Дружба, Жемчужинка, Песенка, Радость, Улыбка |
6 единиц — 10,5 % |
Слова-приложения, применяемые к детям |
Крепыш, Малыш, Непоседа |
3 единицы — 5 % |
Наименования, состоящие из имени прилагательного |
Радужный, Центральный |
2 единицы — 3 % |
Наименования, совпадающие с названиями детских игрушек и детских игр |
Неваляшка |
1 единица — 2 % |
Названия, показывающие детскую адресность |
Маленькая страна |
1 единица — 2 % |
Наименования, которые можно отнести в разные группы |
Аленушка (героиня русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» или уменьшительно-ласкательное имя девочки > Алена) |
1 единица — 2 % |
Основной принцип образования рассматриваемых эргонимов — это применение уменьшительно-ласкательных суффиксов, таких как -к-, -очк-, -ик-, -ок-.
По структуре подавляющее большинство наименований дошкольных образовательных учреждений одночленные (51 единица — 89,5 %), остальные — двучленные названия (6 единиц — 10,5 %).
Анализ эргонимов детских садов Чувашии выявил большое количество наименований, связанных с природой (42 %), на втором месте — группа имен собственных, имеющих отношение к сказке (23 %), далее идут названия на чувашском языке (10,5 %), отвлеченные понятия (10,5 %), слова-приложения, применяемые к детям (5 %).
Для сравнения: среди эргонимов детских садов города Чебоксары лидируют относящиеся к природе (32 %), далее — «сказочные» (20 %), слова-приложения, применяемые к детям (6 %), «игрушечные» (6 %), наименования с детской адресностью (5 %), с отражением национальной культуры (5 %) [4].
Таким образом, тенденция к наименованию детских садов в регионе схожая. Однако применение в названии дошкольных образовательных учреждений чувашских слов в республике предпочтительнее, нежели в городе Чебоксары. Возможно, это объясняется тем, что образовательная деятельность в детсадах в районах Чувашии ведется на чувашском языке. Еще одной особенностью наименований данных учреждений в республике являются названия, состояние из прилагательных (эргонимов детских садов Чебоксар это нехарактерно).
Все представленные онимы легки для восприятия детьми, лаконичны и имеют положительные ассоциации.
Литература:
1. Алистанова Ф. Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Алистанова Фарида Фажрудиновна. — Махачкала: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2011. — 179 с.
2. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города: на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Емельянова Аксана Михайловна. — Уфа, 2007. — 22 с.
3. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская; Ин‐т языкознания АН СССР. — М.: Наука, 1978. — 199 с.
4. Семенова С. Ю. Эргонимия города Чебоксары (на примере названий дошкольных образовательных учреждений) // Новое слово в науке: перспективы развития: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 авг. 2015 г.) / Редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 215–216.