К вопросу об использовании программных продуктов с открытым исходным кодом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.09.2015

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Корешков, А. М. К вопросу об использовании программных продуктов с открытым исходным кодом / А. М. Корешков, Г. В. Степанцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21835/ (дата обращения: 16.11.2024).

С каждым днем все чаще можно встретить статьи и новости о том, что все больше различных организаций по всему миру начинают использовать программные продукты с Open Source лицензией. Такая тенденция охватывает как коммерческие организации, так и организации сферы образования.

Open source — с английского языка переводится как открытый источник. Сообщество Open Source продвигает идею свободного программного обеспечения (далее ПО), поставляемого с открытым исходным кодом. Оно распространяется по определённым лицензиям. В основном это лицензия GNU GPL.

GNU — проект, начатый Ричардом Столлмэном (Richard Stallmen) в 1983 году, по созданию свободной операционной системы. В рамках этого проекта было разработано большое количество программного обеспечения, а также была создана специальная лицензия, по которой распространялось программное обеспечение, — GNU GPL. Кроме проекта GNU Ричард Слоллмэн положил начало и движению Open Source, целью которого является продвижение открытого программного обеспечения. Основной лицензией, по которой распространяется открытое программное обеспечение, является GNU GPL. Данная лицензия дает пользователю следующее право получить и использовать как саму программу, так и ее исходный код; право копировать и распространять копии программы и ее исходного кода с уведомлением о лицензии; право модифицировать исходный код программы, копировать и распространять эту модификацию с сохранением уведомления лицензии.

Все программы проекта GNU GPL распространяются в соответствии с Универсальной Общественной Лицензией GNU GPL (GNU, General Public License), которая дает пользователю следующие права:

1.         Право получить и использовать как саму программу, так и ее исходный код.

2.         Право копировать и распространять копии программы и ее исходного кода с сохранением уведомлений о лицензии.

3.         Право модифицировать исходный код программы, копировать и распространять эту модификацию с сохранением уведомлений о лицензии.

Фактически GNU GPL ставит разработчиков и пользователей на одну ступень, т. е. отсутствует барьер между ними, каждый пользователь может стать разработчиком. Помимо GNU GPL были созданы и другие открытые лицензии для распространения программ: BSD, Arctic, Apache и т. д. Все лицензии отличаются друг от друга, но основной целью является предоставление пользователю возможности получить исходный код программы и сделать (может лучше «внести свои исправления») свои исправления в код.

Внедрение в нашей стране решений на базе Open Source [1] в разные структуры, очевидно, должно начаться с внедрения этих технологий в образование.

Наиболее яркими примерами использования универсальной общественной лицензией является Moodle.

Открытая модель разработки приводит к постоянному изменению и совершенствованию программных продуктов, позволяет отслеживать весь процесс разработки и быть всегда в курсе событий. Основным и самым весомым отличием Opensource программных решений является открытость исходных кодов. Исходный код большинства программного обеспечения распространяется по GNU GPL или другим открытым лицензиям.

Открытость самого программного обеспечения позволяет наглядно видеть устройство и принципы работы программного обеспечения, а значит, способствует более глубокому пониманию и изучению, т. к. нет никаких препятствий заглянуть внутрь такого процесса как работа операционной системы. Лицензия GNU GPL способствует формированию ценностей и моральных аспектов существующих в рамках информатики. Так же открытое программное обеспечение способствует снижению расходов на приобретение программных продуктов. Это наиболее важные преимущества открытого программного обеспечения, но далеко не все.

Рассмотрим наиболее яркие примеры, которые уже несколько лет успешно используются в нашей практике.

Moodle [3]— среда дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.

Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.

СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта:

-         интегрировать с другими информационными системами;

-         дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;

-         установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

BigBlueButton [4] — открытое программное обеспечение для проведения веб-конференции. Система разработана в первую очередь для дистанционного обучения. Название BigBlueButton происходит от первоначальной концепции, что, начало веб-конференции должно быть максимально простым, как нажатие метафорической большой синей кнопки

BigBlueButton поддерживает наличие нескольких аудиодорожек и обмен видео, возможность показа презентаций, документов Microsoft Office и OpenOffice, изображений, PDF документов. Так же поддерживаются расширенные возможности доски — такие, как указатель, масштабирование и рисование, доступ к рабочему столу. Для обратной связи со слушателями веб-конференции существуют публичные и приватные чаты. Интегрирована VoIP на базе FreeSWITCH. Кроме того, пользователь может войти в конференцию либо как зритель, либо как модератор. Как зритель, пользователь может присоединиться к голосовой конференции, использовать web-камеру, поднять руку (попросить слово), и общаться с другими людьми. Хотя компоненты имеют открытый исходный код, клиент BigBlueButton зависит от расширения для браузера для Adobe Flashплатформы. Сервер BigBlueButton работает на Ubuntu 10.04 32-битной или 64-битной версии и может быть установлен как из исходного кода, так и из пакетов Ubuntu. BigBlueButton может быть загружен в качестве образа для виртуальной машины (VM), который выполняется в VMware Player на компьютерах как под управлением ОС Windows так и под Unix, так же возможен запуск и в VMWare Fusion на MacOS. Сервер BigBlueButton также может работать и в облачной среде, такой как Amazon EC2, при его установке на Ubuntu 10.04 32-битной или 64-битной версии.

OpenOffice (ранее OpenOffice.org, OO.org, OO.o, OOo) [5] — свободный пакет офисных приложений. Конкурирует с коммерческими офисными пакетами (в том числе Microsoft Office) как на уровне форматов, так и на уровне интерфейса пользователя. Одним из первых стал поддерживать новый открытый форматOpenDocument (ISO/IEC 26300). Официально поддерживается на платформах Linux, Microsoft Windows, Mac OS X Intel/PowerPC (поддержка оболочки Aqua находится в стадии альфа-тестирования) и раньше поддерживался Solaris SPARC/Intel. Существуют порты для OpenSolaris, FreeBSD, Linux PowerPC и OS/2.

Существует переносимая версия пакета OpenOffice.org для операционных систем семейства Microsoft Windows с возможностью использования без установки, что позволяет запускать пакет, например, с флеш-накопителя.

Офисный пакет OpenOffice.org может свободно устанавливаться и использоваться на домашних компьютерах, в школах, офисах, вузах, государственных, бюджетных и коммерческих организациях и учреждениях согласнолицензии Apache.

Офисный пакет OpenOffice.org согласно решениям Правительства РФ передан в 2008 году во все школы России для обучения информатике и компьютерной грамотности в составе базовых пакетов программ лицензионного и открытого программного обеспечения.

Та же одно из важнейших свер применения Open Source является — IT инфраструктура. Под IТ-инфраструктурой предприятия понимается вся совокупность имеющихся в ней технических, сетевых, общесистемных программных средств и набор сервисов, функционирующих на этих средствах.

Технические средства IT-инфраструктуры включают в себя:

-         физические сервера;

-         сети передачи данных, активное и пассивное сетевое оборудование (включая телефонию);

-         рабочие станции пользователей;

-         средства оргтехники.

Технические средства — это та часть IT-инфраструктуру, где нельзя обойтись без прямых финансовых вложений — «железо» надо покупать. Но даже затраты на технические средства можно минимизировать грамотно используя бесплатное свободное программное обеспечение.

Совсем другое дело обстоит с общесистемным программным обеспечением. Необоснованно тратить большие деньги на проприетарное системное программное обеспечение для большинства малых и средних предприятий ненужная роскошь. Вполне можно обойтись бесплатным программным обеспечением с открытым исходным кодом. Рассмотрим малую часть такого программного обеспечения.

UltraVNC [6] — бесплатная программа для управления удаленным компьютером. С ее помощью, пользователь получает возможность соединяться с удаленным компьютером через Интернет или локальную сеть. При этом, появляется возможность управления компьютером, с которого осуществляется подключение. Также UltraVNC имеет инструменты, позволяющие получить доступ к компьютеру, используя обычный браузер.

Возможности программы UltraVNC легко расширяются установкой дополнений, что позволяет, например, зашифровывать передаваемые данные, увеличивать скорость передачи информации и производить авторизацию подключений, используя встроенные средства авторизации пользователей операционной системы.

Основные возможности UltraVNC:

1.                  Простая настройка доступа к удаленному компьютеру. Управление удаленным компьютером в оконном или полноэкранном режиме.

2.                  Передача файлов или отсылка сообщения при помощи встроенного чата. Блокирование клавиатуры, мыши и монитора ПК при подключении.

3.                  Поддержка дополнений, расширяющих функционал программы.

4.                  Модуль Java Viewer позволяющий осуществлять доступ к удаленному компьютеру через браузер.

5.                  Тонкая настройка серверной части.

Italc [7] — это система дистанционного управления, предназначенная для школьных компьютерных классов, которая может быть использована учителем для контроля работ студентов в то время, когда они объясняют материал. Если вы видите, что студент тянет время, пока вы просматриваете различные компьютеры, вы только должны сделать некоторые скриншоты или дистанционно взять под контроль него компьютер, чтобы предупредить его. Он поддерживает Linux, Windows 2000 и XP. Расширенные опции позволят учителю перезагрузить и выключить компьютеры удаленно, а также запускать скрипты. Кроме того, если студенты установят клиент iTALC дома, используя VPN, они могут продолжать работать на уроках из дома.

Основные возможности iTalc:

1.                  Отображает в реальном времени подключённые компьютеры в виде маленьких экранов;

2.                  Позволяет удалённо подключиться и помочь человеку проделать те или иные манипуляции на компьютере, эту же функцию можно использовать и для удалённого администрирования;

3.                  Позволяет транслировать на все компьютеры демонстрацию с главного компьютера;

4.                  Позволяет транслировать демонстрацию конкретного ученика на все подключённые компьютеры;

5.                  Позволяет передавать сообщения по сети;

6.                  Программа может удалённо включать и выключать компьютеры;

7.                  Программа работает на Linux, Windows, т. е. может работать в сети с разными средами;

Как мы видим Open source продукты заполнили большинство сфер деятельности как коммерческих, так и образовательных организаций. Неровен час как бесплатные продукты и вовсе вытеснят свих платных конкурентов.

 

Литература:

 

1.                  «Что такое open source: открытые данные в креативных индустриях» http://www.lookatme.ru/mag/live/dictionary/196713-opensource

2.                  Федяев А. А., Федяева Е. М. К вопросу об открытом программном обеспечении. Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе/ Труды международной научно-практической конференции. Том 2 — М.: МФЮА, 2009. — 58–59 с.

3.                  «Moodle — система дистанционного обучения» http://www.opentechnology.ru/products/moodle

4.                  «BigBlueButton: открытое решение организации конференций» http://habrahabr.ru/post/112066/

5.                  «OpenOffice» https://ru.wikipedia.org/wiki/OpenOffice

6.                  «UltraVNC» http://biblprog.org.ua/ru/ultravnc/

7.                  «Italc» http://italc.ru.uptodown.com/

Основные термины (генерируются автоматически): GNU, GPL, открытое программное обеспечение, исходный код, программное обеспечение, удаленный компьютер, компьютер, лицензия, открытый исходный код, исходный код программы.


Похожие статьи

К вопросу об использовании информационных компьютерных технологий в начальной школе

К вопросу о защите авторских прав в современных реалиях

К вопросу об авторском праве в сфере рекламной деятельности

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Сравнительный анализ интегрированных сред разработки для языка Java

К вопросу о принципах управления кредитным портфелем коммерческого банка в современных условиях

К вопросу о социально-юридической обоснованности выделения специальных составов мошенничества, связанных с использованием информационных технологий

Особенности реализации MVC-архитектуры в веб-приложениях

Анализ эффективности применения аппаратных устройств с репрограммируемой структурой

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Похожие статьи

К вопросу об использовании информационных компьютерных технологий в начальной школе

К вопросу о защите авторских прав в современных реалиях

К вопросу об авторском праве в сфере рекламной деятельности

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Сравнительный анализ интегрированных сред разработки для языка Java

К вопросу о принципах управления кредитным портфелем коммерческого банка в современных условиях

К вопросу о социально-юридической обоснованности выделения специальных составов мошенничества, связанных с использованием информационных технологий

Особенности реализации MVC-архитектуры в веб-приложениях

Анализ эффективности применения аппаратных устройств с репрограммируемой структурой

О некоторых вопросах построения модульного обучения в вузе

Задать вопрос