В данной работе рассматривается воздушная трасса Аляска-Сибирь, а в частности запасной аэродром в с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района в памяти местного населения.
Ключевые слова: Великая Отечественная Война, воздушная трасса Аляска – Сибирь, международные отношения
Трасса «Аляска – Сибирь» (далее АЛСИБ)— воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, организованная в 1942 г. и действующая по 1945 г., по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в СССР по договору ленд-лиза. Один из засекреченных запасных аэродромов находился в с. Тюнгюлю, Мегино-Кангаласского района.
Трасса была изучена в целом, однако, отдельные запасные аэродромы не были подвергнуты целенаправленному изучению в связи с особой секретностью. В своих трудах «Трасса мужества и дружбы: (воздушная трасса Аляска - Сибирь в 1942-1945 гг.)» 1992 года и «Аляска - Сибирь. Трасса мужества» 2000 года Иван Ефимович Негенбля изучал непосредственно трассу Аляска-Сибирь. Он рассматривал в своих работах перевалочные пункты, аэродромы дозаправки, пункты временных авиационных портов которые находились на территории Якутии.
Материалы и методы исследования: Летом 2014 года во время археолого-этнографической экспедиции по Якутии в Мегино-Кангаласском и Усть-Алданском районах были обнаружены сведения в музее села Тюнгюлю. Материал собран методами глубинного интервьюирования, фото фиксации, аудио и видеозаписи.
Американская часть трассы начиналась в г. Грейт-Фолсе в штате Монтана, а заканчивалась в Фэрбенксe на Аляске.Из Фэрбенкса, уже перекрашенные самолеты, направлялись через Берингов пролив в Аляску, оттуда в Магадан.Из Магадана через Верхоянский хребет, а затем через Черский хребет в с. Хандыга, из Хандыги в Тюнгюлю или Якутск. Из Якутска перелетали в Олекминск, оттуда в Киренск, затем в Ангарск и в конце в Красноярск. В Красноярске находился более вместительный аэропорт, где самолеты разбирали на части и отправляли поездом на фронт, где их в последующем собирали заново. Расстояние советской части трассы от города Фэрбенкса на Аляске до Красноярска составляло 6400 километров. Учитывая американский отрезок трассы в 3000 миль (4800 км) над Канадой, плюс еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял порядка 14 тысяч километров. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.[1, 24 с.]
За время почти трёхлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста было доставлено в Красноярск 7926 боевых самолетов. По АЛСИБу перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие.7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбанкса. Это были семь истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы —Мазурука. [2, 116 с.]
Озеро Тюнгюлю – крупнейшая система озёр в Северной части Мегино-Кангаласского района Якутии, второе озеро по величине, после Маччия. Система озёр Тюнгюлю объединяет около 58 озёр, из которых 2 большие с шириной и длиной в несколько километров. Из 58 озер, около 40 расположены в аласе Хотун Тюнгюлю. На одном из крупнейших озер системы Хотун Тюнгюлю находится само село.
В музее села Тюнгюлю есть этнографический зал и зал посвященный ВОВ и, в частности АЛСИБу. В материалах музея хранятся копии двух документов. Первая копия это копия постановления № 14 суженного заседания Совета Народных Комиссаров ЯАССР от 4 ноября 1942 года «Об организации запасного аэродрома на озере Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района». В постановлении пишется: «В целях обеспечения посадки самолетов ОКВЛ ВВС КА в то время когда Якутский аэродром закрыт из-за туманов и других причин, суженное заседание Совета Народных Комиссаров Якутской АССР постановляет:
- Организовать временный запасной аэродром на озере Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района, для чего поручить комиссии в составе представителей воздушной трассы и Якутского командования в срок до 6 ноября с.г. в натуре отвести площадку размером 3000х400 метров в месте удобном для посадки самолетов и меньшего сосредоточения подледного лова рыбы.
- Обеспечение аэропорта временной рабочей силой, транспортом и иным необходимым для расчистки аэродрома и в последующем для борьбы со снежными заносами возложить персонально на председателя исполкома Мегино-Кангаласского районного совета тов. Слепцова и секретаря Мегино-Кангаласского райкома ВКП (б) тов. Семенова.
Распространить на этот аэродром постановление суженного заседания ОКВЛ ЯАССР №12 от 8 октября 1942 г.» [3]
Вторая копия это распоряжение начальника управления воздушной трассы ВВС КА, героя Советского Союза, полковника Ильи Павловича Мазурука секретарю областного комитета ВКП (б) ЯАССР и председателю СНК ЯАССР Муратову. Данный документ было отпущен под грифом «секретно». В распоряжении пишется: «Вследствие частых и густых туманов в зимнее время аэродром города Якутска может выходить из строя. Появление тумана, как результат близости крупного населенного пункта, предусмотреть почти невозможно, а следовательно это будет грозить большими неприятностями при перегоне самолетов. Исходя из указанных соображений, необходимо иметь запасной аэродром в районе города Якутска. Наиболее подходящим во всех отношениях местом для такого аэродрома является озеро Тюнгюлю расположенное в 50 километрах восточнее Якутска. Прошу срочно дать указания директору Тюнгюлюнской МТС тов. Король С.К.
- Не бить проруби во льду на площади 3000х400 метров (место ему указано Подполковником Фокиным)
- Обозначить указанную полосу вехами из веток деревьев (высота вех 2 метра, толщина не более 4 см.)
- Изготовить по нашим чертежам гладилку и деревянный каток.
- Выделить для обслуживания аэродрома один полностью исправный трактор ЧТЗ.
- Обеспечить аэродром в случае необходимости (по заявке нашего председателя) рабочей силой.
- Предусмотреть возможность временного размещения людей (20-25 человек) и одного человека постоянно
Управлению Связи дать указание об упорядочении уже имеющейся телефонной линии через село Майя и введения пароля «ВОЗДУХ» дающем право работникам трассы на внеочередной разговор из Якутска до Тюнгюлюнской МТС.» [3]
В аэродроме работали в общем 10 девушек, из них в настоящее время остались в живых три трактористки, которые непосредственно обслуживали трассу. На момент экспедиции Киренской М.Е. было 91 лет, Кононовой В.М. 90 лет и Шепаловой Е.В. 89 лет. Говорят, что местные помнят, как однажды прилетали люди в кожаных куртках и собачьих унтах, однако, в связи с незнанием языка, общение между местными жителями, работающими в аэропорту, и летчиками проходило жестами. Скорее всего, это были члены ремонтной бригады, приглашенные для проведения инструктажей и обучений советских механиков в тылу. В местной школе, которое находится недалеко от озера, было развернуто специальное помещение для летчиков, где постоянно были готовы места для отдыха. Так же, в школе дежурили кухарки, готовые в кратчайшие сроки из имеющихся продуктов приготовить горячую еду. Самолеты садились на лед, так же всегда были наготове бочки с топливом и рабочие которые расчищали полосу. Даже сейчас, спустя более 70-ти лет, на берегу озера можно найти пустые железные топливные бочки, которые свидетельствуют об огромных работах, проведенных в те года. В темное время суток рабочие постоянно жгли сигнальные костры. По рассказам местных жителей однажды самолет совершал аварийную посадку и на лету сбрасывал ненужный балласт. Вдоль линии аварийной посадки были найдены набор ключей, бочка спирта, который при падении с высоты повредился,и кусок брезента. Примечательно, что бочка до сих пор хранится у одного из местных жителей в сарае. [3]
В связи с особенной секретностью запасного аэродрома Тюнгюлю, трактористки, работавшие в те годы, не могли пользоваться всеми субсидиями положенные ветеранам ВОВ, более того, им не дали звание ветеранов Великой Отечественной Войны.Запасной аэродром в памяти местого населения села выступает примером всеобщего героизма людей находящихся в тылу во время Второй Мировой Войны.
В сегодняшнее время, практически любой житель села в курсе про деятельность аэродрома во время войны, про людей, работавших в те годы на обслуживании аэродрома, про героев, чьи имена не будут забыты никогда.
Литература:
- Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. - Якутск: Якутский край, 2000. - 262 с.
- Негенбля И.Е. Трасса мужества и дружбы: (воздушная трасса Аляска - Сибирь в 1942-1945 гг.): – Якутск: Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 219 с.
- ПМА. Экспедиции ИФ СВФУ им. М.К. Аммосова «Центральная Якутия» Июнь-Июль 2014 г.