Организация адаптивного физического воспитания с лицами ослабленного здоровья и в частности больных с нарушением опорно-двигательного аппарата всегда была и остается одной из наиболее сложных задач. Поэтому ведется поиск эффективных технологий коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные подходы к процессам коррекции детей с ДЦП свидетельствуют о том, что физическое воспитание является эффективной технологией физического и социального развития, самореализации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Физическое воспитание входит в структуру адаптивной физической культуры и является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и коррекции опорно-двигательных нарушений у детей с ДЦП.
По мнению С. П. Евсеева [3, с.240], адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид физического воспитания, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, юношеский возраст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры.
Как отмечают Е. В. Давиденко с соавторами [2, с.90] адаптивное физическое воспитание изучает аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные устойчивые нарушения жизненно важных функций организма и связанные с ними ограничения возможностей.
По мнению Т. Ю. Круцевч [5, с.377] цель АФВ — адаптировать людей, имеющих функциональные ограничения, к физическим и социальным условиям окружающей среды.
В адаптивном физическом воспитании, как отмечает Л. В. Шапкова [7, с.16], решаются следующие группы задач:
- Общие для всех — и здоровых, и с нарушениями в развитии:
· Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию;
· Формирование жизненно необходимых умений и навыков;
· Развитие двигательных способностей;
· Формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
· Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
· Воспитание моральных и волевых качеств, привлечение организованности и ответственности за свои поступки.
- Специфические задачи, отражающие особенности физического воспитания детей аномального развития, обусловлены наличием основного дефекта, заболевани, сопровождающих его и вторичных отклонений. К ним относятся: коррекционные, компенсаторные и профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи.
Решение специфических задач в АФВ предусматривает выбор адекватных средств и методов, составления физкультурно-оздоровительных программ занятий, определения форм занятий. В то же время определение рациональной совокупности и объема средств и методов, последовательности их использования на различных этапах физического воспитания возможно лишь при адекватном и своевременном проведении контроля моторики детей в процессе АФВ.
Учитывая такую особенность, одной из ведущих задач АФВ является уменьшение противоречий между потребностями человека с психофизическими нарушениями и ее двигательными и психологическими знаниями, умениями, навыками.
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФВ, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно. Целью всех форм организации является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной двигательной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни [7, с.16]
Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма.
Как отмечает автор [4, с.224], в зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
- уроки образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
- уроки коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений; фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность осваивать программный материал.
- уроки оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- уроки лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах, например, ежедневные уроки лечебной физической культуры в специальных школах-центрах для детей с детским церебральным параличом;
- уроки спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
- уроки рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Такое деление носит условный характер и отражает лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики.
В том случае, если на занятиях ребенок не справляется с заданиями, коррекционная работа должна проводиться в индивидуальной или групповой форме во внеурочное время [1, с.8], [6, с.360].
Неурочные формы занятий не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать детей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.
Учитывая вышесказанное, адаптивная физическая культура является наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации, однако используется это средство недостаточно. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом — основное достижение развитых стран. Поэтому государство должно поощрять все виды спортивной деятельности людей с ограниченными возможностями, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Литература:
1. Висковатова Т. П. Проблема адаптации детей в современных условиях //. — 2001. — № 4. — С. 8–11.
2. Давиденко Е. В. Адаптивное физическое воспитание в системе специального отделения вуза / Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С. Г. Сесюнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. — № 1. — С. 90–94.
3. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.; /. Р. В Чудна. — К.: НУФВСУ, 2003. — 195 с.
4. Корельская Н. Г. «Особенная» семья — «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. — М.: Советский спорт, 2003. — 224 с.
5. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Учебник под ред. Т. Ю. Круцевич.: „Олимпийская литература”, 2003. — Том 2. — 377 с.
6. Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — К.:Наукова думка, 2000. — 360 с.
7. Шапкова Л. В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16–20.