Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 06.09.2015

Статья просмотрена: 900 раз

Библиографическое описание:

Хабибуллин, Т. Р. Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников / Т. Р. Хабибуллин, А. Н. Кирюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21908/ (дата обращения: 19.12.2024).

В реалиях современного общества необходимо уделять особое внимание эффективности работы персонала, так как экономические потери от профессионального выгорания и связанные с ним проблемы с психологическим здоровьем сотрудников оказываются достаточно значительными (около 265 миллиардов евро ежегодно для 15 стран Европейского союза).

Множество отечественных и зарубежных исследователей, таких как Н. Е. Водопьянова, М. А. Багрий, Е. С. Старченкова, С. Б. Темрокова, О. И. Митберг, Н. А. Огнерубов, Е. Р. Исаева, И. Л. Гуреева, В. В. Бойко, М. В. Барабанова, В. М. Лымаренко, В. Я. Апчел, А. И. Губин, В. В. Косарев, С. А. Бабанов, Е. И. Лозинская, В. О. Евсеев, Н. С. Джураева, И. А. Филипущенко, З. С. Гуломов и др. отмечают необходимость изучения состояния сотрудников медицинской среды в вышеупомянутом разрезе.

В связи с этим возрастает актуальность необходимости изучения аспектов взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников.

В статье была изучена такая взаимосвязь на основе кросс-секционного опроса, проведенного в амбулаторно-поликлиническом комплексе № 5 (АПК № 5) города Тольятти Самарской области, амбулаторно-поликлиническом комплексе № 6 (АПК № 6) города Тольятти Самарской области, в центральной больнице города Лениногорска (республика Татарстан), в родильном доме города Лениногорска, в детской поликлинике города Лениногорска и в кожно-венерологического диспансера города Лениногорска.

Для проведения кросс-секционного опроса была составлена анкета по методике К. Маслач, которая была призвана выявить общую степень удовлетворённости медиков их работой в зависимости от уровня их профессионального выгорания.

Основу методологической базы исследования составили следующие общенаучные методы: системный подход, сравнительный подход, диалектический метод, а также такие методы, как анализ и синтез. Моделирование выполнено с использованием программного продукта GRETL 1.9.11 путем использования метода наименьших квадратов (МНК), а также различных инструментов (тестов) выявления гетероскедастичности и исключения избыточных переменных.

Результатом исследования стала эконометрическая модель взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворенности работой и рекомендации по управлению степенью профессионального выгорания.

Интересным видится тот факт, что профессиональное выгорание (далее ПВ), как правило, рассматривается в качестве последствия организационного стресса. Однако ряд исследователей выделяют его в отдельную (самостоятельную) от стресса категорию. Отметим, что ПВ — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Оно представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [1].

Рассмотрим основные стресс-факторы и связанные с ними симптомы в состоянии и поведении медицинских работников. Для медицинских работников среди причин стресса отмечаются перегрузки в результате профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия с пациентами, неудовлетворительные взаимодействия в рабочем коллективе и с непосредственным руководителем, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа. При этой деятельности может быть выделен широкий круг факторов, способствующих развитию ПВ [2].

Основная причина ПВ у медицинских работников заключается в специфике работы людей данной профессии, которая отличается существованием большого количества ситуаций со значительной степенью эмоциональной насыщенности и когнитивной сложности в межличностном общении. Подобное требует от работника существенного личного вклада в налаживание доверительных отношений, а также умения избегать эмоциональной напряженности в деловом общении [3].

Социальные и экономические последствия ПВ в медицинской сфере согласно зарубежным исследованиям находятся на довольно высоком уровне. Таким образом, что чем раньше и чем больше узнают врачи о том, как возникает и чем характеризуется профессиональный стресс, тем больше у них возможностей снизить его выраженность или вовсе избежать его.

Согласно методике К. Маслач, вычисляется интегральный показатель профессионального выгорания и в зависимости от его значений выделяют 4 степени профессионального выгорания:

-        низкую;

-        среднюю;

-        высокую;

-        крайне высокую.

Указанные степени выгорания характеризуются соответственно низкой, средней, высокой или крайне высокой степенью напряжения, резистенции, а также их симптомов.

Представим результаты исследования в разрезе взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворенности трудом среди опрошенных медико-санитарных работников в таблице 1.

Из 150 опрошенных медицинских сотрудников женщины составили 131, а мужчины — всего 19 человек. Среди опрошенных по уровню занимаемой должности выделим 8 руководителей, 87 специалистов, 45 представителей младшего медицинского персонала и 10 — из категории прочего персонала. Интересно, что около 70 % респондентов состоят в браке. Низкая степень профессионального выгорания не наблюдается ни у одного сотрудника, средняя степень наблюдается у 50 человек, высокая степень — у 54 и крайне высокая степень — у 46.

Таблица 1

Удовлетворенность трудом респондентов в зависимости от типа профессионального выгорания

Удовлетворенность трудом

Тип выгорания

I

II

III

IV

Итого

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Нет

0

0,0 %

2

1,33 %

5

3,33 %

0

0,00 %

7

4,67 %

Скорее нет, чем да

0

0,0 %

13

8,67 %

11

7,33 %

19

12,67 %

43

28,67 %

Затрудняюсь ответить

0

0,0 %

4

2,67 %

13

8,67 %

13

8,67 %

30

20,00 %

Скорее да, чем нет

0

0,0 %

21

14,00 %

17

11,33 %

9

6,00 %

47

31,33 %

Да

0

0, 0 %

10

6,67 %

8

5,33 %

5

3,33 %

23

15,33 %

Итого

0

0, 0 %

50

33,33 %

54

36,00 %

46

30,67 %

150

100,00 %

 

Согласно приведенной таблице, можно выдвинуть гипотезу о том, что чем выше степень профессионального выгорания, тем ниже удовлетворённость трудом.

Отметим, что в анкете были представлены факторы, которые могут повысить степень удовлетворённости работой медико-санитарных сотрудников.

По результатам обработки анкет были выявлены следующие наиболее популярные факторы: возможность получения платной медицинской помощи со скидкой (61 %), предоставление льготных путевок (74 %), обучение за счет медицинского учреждения (39 %), оплата мобильной связи / услуг интернет-провайдеров (39 %).

Моделирование выполнено с использованием программного продукта GRETL 1.9.11 путем использования метода наименьших квадратов (МНК). Путем последовательного исключения несущественных переменных с использованием двухстороннего р-значения = 0,1, мы получили следующую модель, представленную на рисунке 1.

модель

Рис. 1 Регрессионная модель, описывающая влияние факторов на степень ПВ,

где У — величина профессионального выгорания;

X2- степень утомляемости;

X3 — чувство дискомфорта на рабочем месте;

X4- уровень эмпатии к пациентам;

X5- формализованный подход в общении с пациентами;

X6- эмоциональная воодушевленность;

X7- способность находить выход из сложных ситуаций;

X8- неудовлетворенность работой;

X9- способность передавать позитивный настрой пациентам;

X10- недружественная атмосфера в коллективе;

X11- требовательность окружающих;

X12- возможность профессионального развития;

X14- равнодушие, потеря интереса к жизни;

X15- отсутствие эмоциональной реакции на конфликты с пациентами;

X18- равное отношение ко всем типам пациентов;

X19-уровень производительности труда;

X21- оптимистичный настрой на будущее;

X22- отсутствие эмоционального отклика от окружающих;

X23- удовлетворенность заработной платой;

X26-занимаемая должность;

X28- уровень заработной платы.

 

Построенная нами модель на 91,0 % (R2=0,9105) объясняет изменение зависимой переменной У, то есть степень профессионального выгорания сотрудников медицинских учреждений, стандартная ошибка модели Se=0,78 — несущественна.

Согласно представленной модели поставленная гипотеза подтверждена не полностью. На ее основании можно сделать следующие выводы:

1)        Взаимосвязь профессионального выгорания и степени удовлетворённости трудом проявляется на уровне статистической значимости α= 0,1. То есть вероятность отклонения гипотезы равна 10 %.

2)        В модели нашел подтверждение и наш вывод о прямой зависимости заработной платы от уровня профессионального выгорания. Также модель показывает обратную зависимость материальной удовлетворенности и профессионального выгорания.

3)        Занимаемая сотрудником должность напрямую влияет на тип профессионального выгорания, что соответствует нашим выводам о том, что чем выше степень ответственности, тем выше уровень выгорания.

4)        В меньшей степени подвержены выгоранию те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста, имеют разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны, экстравертивны. Соответственно «сильнее» «выгорают» сотрудники, имеющие интровертивный характер.

5)        Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи. Реже выгорание у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее9 вариативность в межличностных взаимодействиях, как следствие, меньше утомление в ситуациях межличностных контактов.

Отметим, что Н. С. Джураева в своем исследовании обнаружила слабую отрицательная связь между профессиональным выгоранием и квалификационной категорией, что подтверждает предположение: чем выше квалификационная категория, тем ниже профессиональное выгорание. Однако, низкий уровень коэффициента корреляции свидетельствует о том, что данное предположение не всегда верно и иногда люди с высокой квалификацией могут быть также подвергнуты частым стрессам. [4.5]

Для понимания природы ПВ медико-санитарных работников предлагаем разделить использованные в модели факторы на следующие категории, обусловленные:

А) личностными характеристиками медиков;

Б) приобретенными профессиональными качествами;

В) структурными (институциональными, организационными) условиями.

К первой категории относятся такие рассмотренные нами факторы: эмоциональная воодушевленность, способность находить выход из сложных ситуаций, оптимистичный настрой на будущее, отсутствие эмоционального отклика от окружающих. Следует помнить, что здесь важную роль играют следующие нерассмотренные личностные факторы, требующие отдельный исследований: тип высшей нервной деятельности (темперамент); отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте — частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье; наличие семейных традиций. Ко второй же категории относятся: уровень эмпатии к пациентам, отсутствие эмоциональной реакции на конфликты с пациентами, равное отношение ко всем типам пациентов, формализованный подход в общении с пациентами, способность передавать позитивный настрой пациентам. К третьей категории относятся: возможность профессионального развития, чувство дискомфорта на рабочем месте, недружественная атмосфера в коллективе, уровень заработной платы

Совершенно избежать профессионального выгорание сотрудников сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. Представим наши рекомендации согласно разработанным нами категориям факторов использованных для построения модели:

А) В представлении о мерах преодоления профессионального выгорания исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является профилактика ее возникновения, что необходимы комплексные программы, целью которых является профилактическая и психокоррекционная работа.

Б) Решения проблемы профессионального выгорания с позиции «приобретенных профессиональных качеств» предполагает стимулирование его профессионального самосовершенствования, а так же подготовку специалиста к самопрофилактике негативной профессиональной деформации личности.

В) В целях улучшения институциональными условий предлагаем предоставлять возможность бесплатных курсов повышения квалификации. Одной из ключевых рекомендаций, на наш взгляд, станет возможность повышения оплаты труда и повышение социального статуса профессии медицинского работника, равно как наличие материального стимулирования достигнутых результатов, возможность карьерного роста. Разумеется, данные меры для решения проблемы профессионального выгорания носят общегосударственный характер.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что заниматься коррекцией эмоционального состояния специалистов медицинской сферы — экономически выгодно. Необходимо на базе программно-аналитического комплекса организовать систему мониторинга эмоционального состояния как руководителей, так и рядовых сотрудников. Проведение мониторинга должно быть предусмотрено в деятельности органов социального обеспечения субъектов федерации, а его стоимость необходимо включать в бюджет на очередной финансовый год.

Коррекционная работа по преодолению синдрома профессионального выгорания должна представлять собой сбалансированный комплекс по совершенствованию личностных характеристик медиков, приобретенных профессиональных качеств и институциональных условий.

 

Литература:

 

1.                  Ларенцова Л. И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты / Л. И. Ларенцова, Л. М. Барденштейн. — М.: Медицинская книга, 2009. — с. 142

2.                  Нестерова О. В. Управление стрессами: учеб. пособие / О. В. Нестерова. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — (Университетская серия). — с. 320;

3.                  Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — с.338;

4.                  Джураева Н. С. Оценка степени влияния факторов производственной среды на возникновение стрессов в профессиональной деятельности медицинских работников/ Н. С. Джураева // научно-медицинский журнал «Вестник Авиценны» Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Ибни Сино. — 2013. — № 2. — с. 128–133;

5.                  Джураева Н. С., Филипущенко И. А., Гуломов З. С. Профессиональные стрессы у медицинских работников в Таджикистане / Н. С. Джураева, И. А. Филипущенко, З. С. Гуломов // Российская оториноларингология: медицинский научно-практический журнал. — 2009. — N 4. — с. 47–52;

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, GRETL, удовлетворенность трудом, удовлетворенность работой, амбулаторно-поликлинический комплекс, заработная плата, квалификационная категория, кросс-секционный опрос, медицинская сфера, Самарская область.


Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов

Индивидуально-личностные характеристики профессионального выгорания учителей в общеобразовательной школе

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Профессиональная рефлексия педагога: критерии и показатели проявления личностного аспекта

Взаимосвязь показателей физической подготовленности у студенток нефизкультурных вузов

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Похожие статьи

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов

Индивидуально-личностные характеристики профессионального выгорания учителей в общеобразовательной школе

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Профессиональная рефлексия педагога: критерии и показатели проявления личностного аспекта

Взаимосвязь показателей физической подготовленности у студенток нефизкультурных вузов

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Задать вопрос