Проектная деятельность младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.09.2015

Статья просмотрена: 2686 раз

Библиографическое описание:

Козлова, М. М. Проектная деятельность младших школьников / М. М. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21923/ (дата обращения: 19.12.2024).

В соответствии с ФГОС в начальной школе за четыре года ученик должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться стать «профессиональным учеником».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. И достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности — направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).


В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности:

 

Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-        По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

-        Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

Все эти проекты условно можно разделить на фантастические, эмперические, теоретические.

-        По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-        По предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей);

-        По продолжительности: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4–6 уроков), недельные, годичные.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1–2 классе целесообразно ограничить 1–2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3–4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Мы должны преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес. В начале работы над проектной деятельностью можно использовать игру «Вопросы учёному», где предложить детям представить, что они встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую их тему. Дети задают вопросы: «Почему ёлочка всегда зелёная?», «Почему вымерли мамонты?» «Как появились домашние животные?». Очевидно, эти вопросы могут стать темой и проблемой будущих проектов детей. Это может быть рассказана сказка, притча, разыграна инсценировка или просмотрен видеосюжет.

Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Структура проекта

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Проект — это пять П:

-         Постановка проблемы.

-         Проектирование (планирование).

-         Поиск информации.

-         Продукт.

-         Презентация.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Роль учителя

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя — увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап — УЧИТЕЛЬ — ученик,

2-й и 3-й этапы — учитель — УЧЕНИК,

Последний этап — УЧИТЕЛЬ — ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На 3–4 этапе он выступает как помощник. Учитель только обеспечивает деятельность школьников, т. е.: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Презентация

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Оценка выполненных проектов

Весьма важный вопрос — оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, исследовательская работа, последний этап, проектно-исследовательская деятельность, решение, учебный проект.


Задать вопрос