На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения в политической, экономической, общественной и духовной сфере. Под их действием меняется система образования государственных и муниципальных служащих. Изменения в данной системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.
Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны обладать специальным уровнем профессиональной подготовки так как профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Она позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого свойства обучения.
Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих, нацеленных на постоянное повышение профессиональных знаний и должностной рост, происходит ориентация образования на данные потребности, интересы и конечные результаты. Актуальной проблемой является подготовка государственных и муниципальных служащих, впервые принятых на государственную службу. Ее актуальность определяется нередкой сменяемостью государственных служащих из-за постоянной реформы федеральных органов исполнительной власти, увеличением численности государственных и муниципальных служащих, многие из которых не имеют необходимых знаний и опыта работы в государственной и муниципальной службе. Для решения таких проблем необходимо, изучить профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих в России и за рубежом.
Рассмотрим особенности профессиональной подготовки государственных служащих. Формы обучения, можно разделить на две основные группы: на рабочем месте и вне рабочего места. Если используется какая-либо форма «вне рабочего места », то должны быть обязательно выполнены два условия:
- организованность «отрыва» и заблаговременность подготовки замены служащего;
- компенсационная база замены, например, последовательное отвлечение служащего с взаимозаменяемостью или материальная компенсация повышенной нагрузки [3].
Известно формы образования «на рабочем месте». Все эти формы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим формам относятся:
- введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми приемами работы под управлением и контролем наставника или куратора;
- замена рабочих мест (ротация ) − планомерное изменение на определенное время профессионального и общественного окружения;
- выдача особых заданий, роль в работе проектных целевых групп;
- передача ограниченной ответственности за исполнение определенных задач более высокого уровня иерархии: особенно подходит представленная форма при предлагаемом служебном продвижении работника;
- участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;
- подготовка аналитических обзоров информационных источников по определенной проблеме [4].
Формы образования «вне рабочего места » также должны носить комплексный и непрерывный характер при обязательном выполнении критерий.
Все мероприятия по повышению квалификации сотрудников вне рабочего места подразделяются на:
- повышение квалификации работников, работающих в государственном аппарате управления первые два года. Данное обучение включает семинары, где слушатели знакомятся с основами теории и практики управления, приобретают юридические или экономические познания, а также изучают основы информационной техники;
- повышение квалификации по отраслям функциям деятельности специалистов и руководящих работников государственного аппарата, т. е. их готовят к выполнению более сложных задач и функций более ответственных постов [2].
Здесь преобладающее значение получают семинары по следующим темам:
- управление персоналом, отношения руководства и сотрудничества
- методы планирования и принятия решений, оценка проектов программ;
- информационная техника, делопроизводство, этика служебной переписки, техника личной работы;
- макроэкономика, основные экономические теории и закономерности их воплощения;
- отраслевые особенности микроэкономики;
- связи с общественностью;
- риторика, техника ведения переговоров;
- законодательство, его особые случаи применительно к отраслям;
- этика служебных отношений;
- иностранный язык с отраслевой специализацией.
В мероприятиях по повышению квалификации определенное внимание должно уделяться подготовке государственных служащих к аппаратной работе.
По ознакомлению с главными чертами регламента работы Федерального собрания РФ и парламентов остальных государств посвящены семинары.
На таких семинарах слушатели получают представление о:
- формулировании и обсуждении повестки дня;
- регламенте докладов;
- распределении должностных функций между различными федеральными органами;
- представлении проектов законов, резолюций и различных информационных материалов.
Необходимо отдельно выделить семинары по таким проблемам, как:
- формирование парламентаризма в странах развитой демократии;
- экономические и правовые вопросы деятельности международных организаций (например, Европейского сообщества, Банка реконструкции и развития (Международного валютного фонда и т. п.);
- международное право.
В качестве специализированных тем могут быть предложены такие как:
- Конституция;
- правительственная и административная система;
Служащие ответственных должностей (ведущей, главной и высшей групп), претендующие на занятие более высоких должностей, проходят обучение по углубленной программе.
Принимая во внимание тот факт, что подготовка − это не просто получение новых знаний, ознакомление с новыми возможностями, результатом обучения должна быть способность руководителей находить более эффективные решения в каждодневной практике. Специфика подготовки руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие цели, профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих [1]:
- дать знания, необходимые для успешного решения стоящих перед руководителем задач;
- обучить навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства;
- дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу и стимулировать потребность в совершенствовании собственной работы;
- способствовать успешному достижению целей акционерного общества.
Результатом обучения высшего звена управления должен стать более высокий уровень понимания руководителями стоящих перед ними управленческих задач и резервов более эффективного управления персоналом в процессе реализации организационных целей. Чтобы перестройка государственной службы принесла практическую пользу, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знаний и навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей.
Подготовка и продвижение новых кадров являются критическим условием, без которого успех реформы неосуществим. Любые правовые акты, регулирующие госслужбы, призрачны, если аппарат не будет стремиться ими руководствоваться. Однако подготовка новых кадров − это самая сложная и длительная часть реформы: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Только вступив в практику право применения, преодолев давление со стороны прежних традиций и выстояв в борьбе с ними, эти нормы станут основой эффективной работы государственной службы в гражданском обществе и сумеют привести к изменению ситуации в целом.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников государственной и муниципальной службы должны базироваться на определенные принципы и реализовываться с поддержкой системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Характер и тип подготовки и переподготовки государственных служащих определяются тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В частности, государственная служба гражданского общества требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих. Эти качества должны быть осмыслены, развиты и систематизированы, хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой включенностью претендентов на должности в систему государственной службы и госслужащих в общество. Естественно, что в гражданском обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские, на внутрикорпоративные и задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных ценностей и волевых качеств.
Общегражданские принципы подразумевают:
- развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как гражданский долг;
- внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированного воздействия на окружающих;
- неподверженность коррупционным воздействиям.
Профессиональные принципы включают:
- существование специальных знаний из областей политологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, социологии, права и др.;
- знание применять эти знания;
- стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень.
- внутрикорпоративные принципы подразумевают укоренение навыков руководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умение соизмерять цели и методы их достижения.
Принципы обращенности корпорации бюрократии к гражданам и иным общественным институтам сводятся к принятию модели открытого и предсказуемого поведения. Учету разнообразных позиций и умению найти их оптимальную и принимаемую обществом результирующую, ведущую в то же время к достижению установленных и принятых обществом политических целей, к максимально возможному удовлетворению общественных потребностей и ожиданий.
Названные принципы, будучи структурированными, предполагают наличие государственного управления как комплексной учебной дисциплины, включающей в себя (интегрирующей) элементы различных знаний. Эти знания для госслужащего должны быть усвоены не просто в качестве свода отвлеченных сведений, а в виде установок на деятельность что может быть обеспечено только особым построением курсов воспитания. В курсы для госслужащих непременно следует включать компоненты реальной управленческой деятельности. Повышенная роль тренингов, практик, имитационных методов и приемов по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели воспитания госслужащих, устанавливая схожесть подготовки госслужащих и врачей-практиков.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных и муниципальных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих.
Литература:
1. Борисов Е. Прежде чем учить руководителей /Е. И. Борисов// Служба кадров. 2007. — № 1 — С.51–54.
2. Демина А. А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / под ред. А. А. Демина. — М.:Книгодел,2004. — 560с.
3. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс/А. А. Гришковец. — М.: Дело и Сервис,2003. — 464с.
4. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А. И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат,2001. — 720с.