Переход на новые ФГОС ДО (федеральные государственные образовательные стандарты) вызвал изменения в системе дошкольного образования. Сегодня оно рассматривается как важный этап, отдельная часть общей образовательной системы. Взаимодействие «педагог — ребенок» превратилось в «ребенок — взрослые — сверстники».
В новых условиях приоритетным направлением становится всестороннее развитие способностей детей через создание благоприятной среды. Обучение идет через игру и не предусматривает жестких критериев оценки. Главным становится осознание того, что каждый ребенок — индивидуален, как индивидуален и темп его развития. Основные виды деятельности остаются прежними — рисование, пение, развитие мелкой моторики, танцы, гимнастика. Коренным образом меняется подход к реализации программ. Теперь воспитатель не руководит и учит, а идет рядом с ребенком, направляя и поддерживая его.
Во ФГОС ДО нового поколения особая роль отводится работникам ДОУ и родителям. Первые самостоятельно определяют программу (на основе авторских), согласно которой осуществляется образовательный процесс. Мамам и папам предоставляется возможность выбирать направления деятельности, которые больше всего подходят их ребёнку.
Только в условиях тесного взаимодействия детского сада и семьи возможно воспитание цельной личности, уверенного в своих силах, активного человека. Использование разнообразных методов и нетрадиционных форм работы с родителями — залог успешного выполнения государственного заказа и признак высокой профессиональной квалификации педагогов.
Взаимодействие с родителями — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Развитие сети Интернет, массовая доступность популярной психолого-педагогической литературы требуют от сотрудников ДОУ новых, нестандартных подходов к работе с семьями. Современные родители хотят видеть рядом со своими детьми не просто опытных и добрых наставников. К педагогам предъявляются повышенные критерии оценки. Воспитатель должен идти в ногу со временем, активно использовать информационно — коммуникационные технологии.
В последнее время применяются новые, нетрадиционные формы работы с родителями. Наряду с проведением собраний, консультированием, оформлением стендов, воспитатели заводят страницы в соцсетях. И делают это с единственной целью — наладить взаимоотношения с семьей.
Детский сад остается «закрытым» учреждением. Родители имеют смутное представление о ходе воспитательного и образовательного процессов. Считая, что детям уделяется мало внимания, некоторые мамы и папы занимают негативную позицию по отношению к педагогам. Не прислушиваются к их мнению, игнорируют просьбы. Желая развить таланты ребенка, добиться от него более высоких результатов, записывают малыша в платный кружок. Детский сад посещают нерегулярно, игнорируют занятия.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время.
Сайт группы решает проблему «информационного кризиса». Заглянув на страничку в сети, родители могут ознакомиться с режимом дня, планом проведения мероприятий, успехами и достижениями детей, просмотреть фотографии, задать интересующий их вопрос или получить консультацию узкого специалиста (логопеда, психолога).
Для опроса родителей созданы интерактивные анкеты.
Сайт группы должен быть интерактивен — сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога.
Задачами сайта являются: оповещение родителей о деятельности в группе; помещение советов воспитателей и других специалистов; рассмотрение дидактических материалов, применяемых при обучении воспитанников в группе и разработка в возможности для родителей применять данный материал дома; разработка фото- архива и видео- архива с детских праздников, архив творческих работ детей с возможностью их просмотра и применения всеми родителями; размещение информации, которая необходима для развития их ребенка.
В современном мире наши родители настолько заняты своей работой, что порой не могут найти время, чтобы прийти в детский сад. А вот в сети Интернет я убедилась, родители наших воспитанников бывают часто. Порой задают вопросы, узнают новости детского сада и чем занимается их любимое чадо. Некоторые интересуются, где в Интернете можно найти ответ по той или иной проблеме воспитания или, как и чем позаниматься с ребенком. Вопросов у наших родителей возникает огромное количество, а времени свободного мало. И это лишь малая толика возможностей использования сети Интернет в работе с родителями. Хочется отметить самые популярные темы у родителей — «Наши группы», «Праздники».
Виртуальные страницы, по большому счету, несут рекламную нагрузку и выполняют те же функции, что и публикации в СМИ или стенды в группах. Главные отличия новой формы работы:
- Удобство — работники детского сада и родители выбирают подходящее время для общения;
- Обратная связь;
- Создание единой воспитательной площадки за счет укрепления взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Итак, можно сделать вывод, что повышение качества образования возможно через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Литература:
1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. — с.42.
2. Васильева И. Н., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. № 3.
3. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9.
4. Корнеев И. К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. — М.: ИНФА-М, 2001. — 158с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е. С. М.,2005
6. Петров С. К. Информационные технологии сегодня. Учебное пособие.- М. «ТДК», 2003. — 250 с.