Самоопределение является важнейшим этапом в жизни индивида потому, что оно способствует личностной самореализации. Эти 2 понятия идут бок обок, различия лишь в том, что пока у человека не сформируется свое собственное отношение к миру, к жизни, он не определиться со сферой деятельности, ему будет трудно или вообще не сможет самореализовать себя.
Многие авторы, задаваясь вопросом о личностном самоопределениии, в конечном счете, сошлись к нахождению личности своей «внутренней среды». Например в работах Н. С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как нахождение самобытного «образа я«, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Т. М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте ". По мнению данных авторов, у человека на 1 месте должно быть познание собственного «Я«.
Самоопределившись в своих целях, задачах и т. д., в жизни индивида наступает процесс самореализации.
Самореализация — это смысл жизни каждого человека. В юном возрасте мы заявляем о своем «Я«, стараясь быть самыми сильными, умными, смелыми, самоутверждаясь и заявляя, таким образом, о своих индивидуальных потребностях. Будучи взрослым, приходится ежедневно доказывать свою значимость.
О смысле жизни хотя бы раз задумывается каждый человек, хочет он того или нет. Обычно такой момент наступает в критические периоды: проблемы, болезни, депрессии. Кто-то находит смысл в духовной вере, кто-то в своих родных, а кто-то теряется в ответе.
Самореализация — вот ответ на все вопросы. Именно в ней находится тот самый смысл. Главное его осознать, достичь, не останавливаться, ставить перед собой новые задачи, направленные на развитие, т. е. постоянная работа над собой. Жизнь не стоит на месте, она идет с постоянной скоростью. Время, которое не вернешь, технологии, которые усовершенствуются и без которых не представить современную жизнь, — все это не дает индивиду стоять на месте. Гармоничное развитие личности и продуктивное взаимодействие с окружающими — главная цель самореализации.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности, она делается возможной только при условии того, что сам индивид будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и потребности, на основании которых будут выстраиваться цели.
Достижение «идеала» через раскрытие своего потенциала не означает, что процесс самореализации закончился. Это постоянное самосовершенствование на протяжении всего жизненного пути.
Итак, самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. При этом, если личность приобрела новые навыки, открыла для себя новые возможности или повысился социальный уровень, то происходит процесс реализации индивидуального потенциала, который называется самоактуализацией (А.Маслоу). В ходе неё у человека начинается новая жизнь, которая наполнена яркими, насыщенными красками, становится многое понятным. Он начинает наслаждаться каждым мгновением, его дела идут «в гору», и результаты восхищают.
Социализация личности тоже является процессом самореализации, так как позволяет каждому человеку не только приобрести опыт и полезные навыки, но и реализовать себя и найти свое место в обществе.
Именно через социализацию происходит самореализация индивидуума, то есть наследование и преобразование им социального опыта и превращение его в личные установки, способности и навыки.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Основанием процесса социализации является активно-преобразовательная деятельность человека, которая помогает включиться ему в общественную жизнь, освоить способы практической деятельности, сформировать социальные связи. По своему существу социализация является самореализацией личности в процессе ее деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что успешность социализации зависит от активного участия индивидуума в творческо-преобразовательном процессе. Социализация личности охватывает весь период жизни человека, и даже если личность не желает изменяться или участвовать в чем-либо, она все равно в какой-то мере реализует себя. Однако, каждая личность делает это в разной степени, что обусловлено воспитанием, культурой и личностными характеристиками.
Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». «Социализация пишет И. С. Кон, — близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»
В различных словарях социализация определяется как:
1) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;
2) как «процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через сформирование собственного «Я« проявляется уникальность данного индивида как личности»;
3) как «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит».
Социализация является предметом исследования многих гуманитарных наук. В рамках этого понятия описываются и интерпретируются явления и процессы, определяющие становление и функционирование личности как объекта социальных воздействий и субъекта социальных отношений.
В современной психологии и педагогике подчеркивается субъективный характер социализации. Субъективность проявляется в активном воспроизводстве индивидом системы социальных связей. При этом подчеркивается, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его. Однако преобразовывается не только окружающий мир человека, но и он сам. «Развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры во взаимодействии со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапа» — важнейший психический результат социализации.
В рамках данной работы нам ближе социологическое понимание социализации, а именно: «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни».
Литература:
1. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. [Текст]/ Г. В. Волков, И. В. Мостовая — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
2. Климов Е. А. Школа …а дальше? [Текст]/ Е. А. Климов — Лениздат, 1971, -132с.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст]/ А. В. Мудрик — М.: ИЦ «Академия», 2000.
4. Осипов Г. В. Социологическая энциклопедия [Текст]/ Г. В. Осипов — М.: 1995- 310–686с.
5. Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. [Текст]/ С. С. Фролов — М.: Наука. 1994–256с.
6. Щепанский Я. «Элементарные понятия социологии» [Текст]/ Я.Щепанский — М., 1969.-51с.