В статье показано, каким образом внедрение инструментов Бережливого производства, в частности, системы 5S, будет способствовать повышению производительности труда рабочих, созданию комфортных и удобных для работников условий труда; снижению вероятности несчастных случаев; экономии времени.
Ключевые слова:бережливое производство, производительность труда, трудоемкость продукции, система 5S, планировка рабочего места.
Заключительным и наиболее важным этапом анализа использования трудовых ресурсов является определение мероприятий, направленных на повышение эффективности их использования, а именно: поиск резервов производительности труда.
Под резервами роста производительности труда понимаются не использованные еще возможности экономии затрат труда [1]. Внутрипроизводственные резервы включают в себя резервы снижения трудоемкости продукции и резервы лучшего использования рабочего времени. Если в результате анализа было выявлено, что происходит снижение среднечасовой выработки рабочего, необходимо предложить мероприятия, реализация которых позволит повысить часовую выработку рабочих.
Снижение трудоемкости производства продукции связано с совершенствованием технического уровня (механизация и автоматизация производства, внедрение новых технологических процессов), а также улучшения организации производства и труда (расширение зон обслуживания, автоматизация учетных и вычислительных работ, уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы и др.).
Резервы улучшения использования фонда рабочего времени существуют в самой элементарной форме — в форме прогулов и внутрисменных потерь рабочего времени на производстве. Они могут быть полностью устранены, или же должны постоянно сокращаться. Важнейшее условие эффективного использования трудовых ресурсов — это укрепление дисциплины труда.
Многочисленные факторы роста производительности труда действуют во взаимосвязи, что определяет комплексный характер резервов. Поэтому выявление и использование резервов также осуществляется комплексно и сопровождается разработкой комплексного плана организационно-технических мероприятий, содержащего конкретные мероприятия по снижению трудоемкости, улучшению использования рабочего времени и совершенствованию структуры кадров.
Направления улучшения использования рабочего времени:
- обеспечение оптимальной и равномерной загрузки исполнителя;
- оснащение рабочего места всем необходимым и его рациональное размещение;
- обеспечение всем необходимым беспрерывного трудового процесса;
- совершенствование приемов и методов труда;
- комплексное обоснование необходимых затрат труда;
- создание благоприятных условий труда и сохранения здоровья работающего;
- использование рабочих в соответствии с их способностями и квалификацией;
Все выше перечисленные условия могут прямо или косвенно повлиять на улучшение использования рабочего времени.
Если на предприятии происходит снижение среднечасовой выработки и выявлены потери рабочего времени, предлагается разработать соответствующие рекомендации на основе применения инструментов Бережливого производства [2].
В частности, можно рекомендовать внедрение элементов системы 5S. Система 5S обычно используется как первый этап построения бережливого производства. Она помогает быстро избавиться от накопившегося на производстве хлама и исключить его появление в дальнейшем. Система 5S представляет собой метод организации рабочего места, который значительно повышает эффективность и управляемость операционной зоны, улучшая корпоративную культуру, и сохраняет время. Система 5S включает в себя сортировку, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизацию и совершенствование [3].
Сортировать — значит обойти операционную зону и удалить все ненужное. Рабочие часто не имеют привычки избавляться от предметов, которые больше не нужны для работы, сохраняя их поблизости «на всякий пожарный случай». Таким образом, различные предметы накапливаются, мешая текущей производственной деятельности. Это ведет к накоплению ненужных запасов. Удаление ненужных предметов и наведение порядка улучшает культуру и безопасность труда. Чтобы более наглядно продемонстрировать, сколько лишнего скопилось на рабочем месте, можно на каждый предмет — кандидат на удаление из рабочей зоны — повесить красный ярлык (флажок). Рабочие сами должны выявить предметов, которые: а) должны быть немедленно вынесены, выброшены, утилизированы; б) должны быть перемещены в более подходящее место для хранения; в) должны быть оставлены и для них должны быть созданы и обозначены свои места.
Исследуя рабочие места, выявляют ненужные предметы и хлам, такие как устаревшие документы, испорченные и не используемые в работе инструменты, старые чертежи. Так, испорченные и не используемые в работе инструменты предлагается отправить в инструментальную кладовую, устаревшие документы и старые чертежи отправить в архив или уничтожить.
Следующий шаг — достижение рационального расположения — ставит своей целью добиться того, чтобы любой рабочий мог сразу же понять, где искать те или иные предметы и куда их положить после использования. Чтобы сразу выявить неправильно размещенные или потерянные инструменты и мелкие вещицы, необходимо использовать специальные стеллажи или шкафы с обозначенными контурами предметов, которые должны там находиться.
Часто выявляется бессистемность хранения инструментов, приспособлений в тумбочках и стеллажах. Необходимо инструменты расположить по принадлежности, осуществить визуализацию, выделить зоны под техническую документацию.
Все предметы и инструменты располагают на рабочем месте в пределах досягаемости вытянутых рук, чтобы не делать лишних движений-наклонов, поворотов, приседаний и др., вызывающих дополнительные затраты времени и ускоряющих утомляемость рабочего. Все, что приходится брать левой рукой, располагают слева; то, что берут правой, располагают справа. Материалы и инструменты, которые берут обеими руками, располагают с той стороны станка, где во время работы находится токарь.
Планировка рабочего места должна обеспечивать условия для выработки привычных движений. Если предметы труда располагать в строго определенном порядке и всегда на одних и тех же местах, то у рабочих появится навык и даже автоматизм движений, что ведет к снижению напряжения и утомляемости.
Третий этап — уборка. Осуществлять уборку означает регулярно мыть полы, протирать оборудование и постоянно проверять, все ли содержится в чистоте. Состояние рабочего места в определенной степени отражается на качестве выпускаемой продукции. Уборка направлена на экономию усилий, так как помогает избежать скапливания грязи, пыли и отходов в цехах.
В рабочей зоне может наблюдаться до десятка и более видов загрязнений, каждое из которых может требовать свой особенный способ уборки, свой набор инструментов и вспомогательных средств. Именно для того, чтобы не забыть одно или несколько действий, нужно использовать контрольный листок (табл.1). Контрольный листок уборки представляет собой таблицу, содержащую следующую информацию: название объекта, который нужно очистить, или места, в котором выполняется уборка; вид загрязнения; что именно нужно сделать; инструмент или приспособления, которые следует использовать при очистке.
Таблица 1
Контрольный листок уборки
№ № п.п. |
Объект |
Вид загрязнения |
Что делать |
Инструмент |
1 |
РММ |
металлические опилки |
Убрать остатки металлических опилок |
Щетка, совок |
2 |
кабинеты |
пыль |
Общий порядок, протирка от пыли |
Ветошь |
Четвертый этап — стандартизация. Стандартизировать — значит разработать такой контрольный лист, который всем понятен и прост в использовании [3]. Рабочие должны использовать контрольные листы, отвечать за их ведение и подписывать, а руководители — регулярно проверять, ведутся ли они.
В контрольном листе выполнения рабочего цикла 5S показывается, какие виды деятельности должны быть выполнены в каждом зоне и к какому сроку. Мероприятия по внедрению системы 5S спланированы в соответствии с логикой первых трех этапов 5S и всего рабочего цикла. Для различной периодичности используются определенные буквы: «А» — означает постоянную деятельность, «Б» — ежедневную, «В» — ежевечернюю, «Д» — еженедельную, «Е» — ежемесячную, «Ж» — эпизодическую. Каждый работник будет пользоваться этими контрольными листами для выполнения своих обязанностей по внедрению системы 5S.
Чтобы совершенствовать систему 5S, руководители и рабочие должны проводить улучшения совместно, не забывая наградить тех, кто выполняет договоренности. Каждый должен увидеть, какие преимущества он получает от системы 5S, включая растущую безопасность работы. Руководители играют важную роль в обеспечении условий для успешной реализации пяти этапов. Необходимо поощрять творческую инициативу и вовлекать всех рабочих, руководителям прислушиваться к их идеям, реагировать на идеи, поощрять особо отличившихся в деле внедрения системы 5S материально и нематериально.
Желательно развесить по всей территории предприятия плакаты, которые будут напоминать о важности пяти этапов системы 5S
После внедрения системы 5S работа будет более эффективной, выпускаемая продукция — более качественной [5].
Ожидаемые результаты:
- комфортные и удобные для работников условия труда;
- повышение производительности труда рабочих;
- повышение качества выполнения основных и вспомогательных операций;
- снижение вероятности несчастных случаев;
- экономия времени.
Литература:
1. Надреева Л. Л., Баширова А. Г. Проблемы производительности труда в бюджетной сфере — Научное обозрение. — 2015. — № 2. — С. 289–291.
2. Исмагилова А. И., Зверев А. В., Билалова Л. Р., Надреева Л. Л. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производственного процесса с использованием инструментов бережливого производства. — Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности Международная научно-практическая конференция. Казань, 2014. С. 593–595.
3. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании, — Альпина Бизнес Букс, 2008. — 472 с.
4. Манн Д. Бережливое управление бережливым производством. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 208 с.
5. Надреева Л. Л., Моисев Р. Е., Зверев А. В. Формирование «бережливого мышления» на основе применения активных методов обучения. В сборнике: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно — космической промышленности. Международная научно-практическая конференция. Казань, 2014, с. 510–513.