Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.09.2015

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Саргсян, А. Л. Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21998/ (дата обращения: 17.10.2024).

Армянская церковь в Ялте является уникальным во многих отношениях архитектурным памятником, по праву относящимся к числу важнейших туристических достопримечательностей южного берега Крыма. Величественное сооружение с грандиозной, в сто ступеней, парадной лестницей, стоящее на крутом горном склоне в окружении высоких пирамидальных кипарисов, создает потрясающий видовой эффект. Архитектура церкви, решённой в пропорциях жемчужины армянской архитектуры — церкви Сурб Рипсиме в Эчмиадзине, сочетает лучшие традиции средневекового армянского зодчества со стилистикой модного в начале XX века стиля модерн, демонстрируя оригинальные конструктивные и декоративные решения. Широкая центральная лестница ведет не к западному фасаду строения, где традиционно располагается главный вход армянской церкви, а к её южному фасаду, украшенному низкой полуовальной аркой, обозначающей вход в усыпальницу, занимающую цокольный этаж церкви. Этой особенностью проекта, несомненно, подчёркивалось основное предназначение церкви как семейной родовой усыпальницы [1].

В Ялте армянская церковь появилась в начале XX века по заказу бакинского нефтепромышленника Павла Осиповича Гукасова в память о его дочери, которая похоронена в усыпальнице при храме. Церковь сооружена в 1903–1917 гг. одним из крупнейших зодчих Закавказья Габриэлем Тер-Микеловым. В основу проекта легли эскизы талантливого армянского художника Вардгеса Суреньянца. Ему же принадлежит роспись церкви. Это была последняя работа художника; прах его покоится перед зданием церкви. Формы храма, созданного в старинном армянском стиле, напоминают церковь св. Рипсиме в Эчмиадзине 618 года постройки, которая является шедевром национального зодчества Армении [2]. Церковь построена из форосского вулканического туфа на крутом горном склоне, увенчана куполом конической формы на изящном барабане. Стены храма искусно украшены орнаментом, плетением, различными розетками. Особенно богаты причудливой резьбой наличники, купола, арки дверей и южный фасад храма. Церковь имеет отличную акустику. В основании купола - кольцо с надписью на древнем армянском языке, призывающей распространять христианство среди армян. К южному (ложному) входу в храм с арочной нишей, ведет великолепная лестница из 100 ступеней, сопровождаемая зеленью высоких пирамидальных тисов. Второй этаж его венчает трехарочная галерея с балконом в центре, а третий — крест, опирающийся на два арочных окна [2].

В 1986 г. была завершена реставрация храма. Любопытно отметить, что у здания церкви проводились съемки нашумевшего в свое время кинофильма «Праздник святого Иоргена». В 60-х годах здесь был Ялтинский краеведческий музей, проходили киносъемки известных фильмов: «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч», «Мастер и Маргарита».

Светотеневая игра вырывает из компактного пятиярусного объема крупные архитектурные элементы — низкую арку ложного входа, трехъярусную лоджию с гребешком щипцовых завершений и скупо разбросанные по фасаду тонко резанные по камню детали, среди которых выделяется огромный крест. Архитектурные формы церкви рождены талантом армянского народа, издавна знакомого с обработкой камня [3]. Западная часть строения, завершающаяся шестиколонной ротондой-звонницей, открытая на юг лоджия, подчеркивающая некоторую светскость, декоративное убранство, заимствованы из армянской архитектуры второй половины XII — начала XIII вв.

Цокольный этаж служил склепом. Его мемориальность подчеркнута поминальной нишей и апсидой усыпальницы. Ниша, открытая в сторону парадной лестницы, обрамлена орнаментированной аркой. Окно усыпальницы забрано металлической решеткой. Над ним — рельефное изображение двух воронов, охраняющих вечный покой усопших. Главный вход в церковь находится с западной стороны. Портал его напоминает очертанием ложный свод древнего склепа. Завершающим аккордом всего фасада является изящная ротонда звонницы.

Северо-восточную часть здания, прорезанного двумя арочными окнами, украшает рельефное изображение креста с геометрическим орнаментом прекрасной резьбы. Не менее привлекателен внутренний интерьер Армянской церкви — купольный зал. Благодаря пристенным пилонам он получил крестообразную в плане форму. Освещенный двенадцатью арочными окнами, купол расписан великолепной фресковой живописью. По светлому зеленоватому фону разбросаны белые и синие стилизованные цветы, тянущиеся к солнцу, расположенному в центре купола. Синие райские птицы искусно вплетены в растительный орнамент. Великолепен иконостас, прекрасно вписанный в алтарь в виде трех порталов, увенчанных куполками из белого с серым мрамора и алебастра с цветными майоликовыми вставками и золочеными деталями. Освещенный сзади светом из боковых окон апсиды, иконостас смотрится голубым, миражным силуэтом храма. Беломраморные ступени амфитеатром уходят ввысь от амвона, скрываясь за силуэтом парящего над алтарной дверью креста превосходной резьбы. Работы по росписи интерьера и оформлению внутреннего убранства церкви, в том числе и алтаря, велись скульпторами Меркуловым и Тарагросом по эскизам В. Суренянца и под его руководством вплоть до 1920 г. Перед южным фасадом здания, с левой стороны от арки, приютилась скромная могильная плита из серого диорита. Здесь нашел свой последний приют один из создателей Армянской церкви.

В одном из писем брату Арташесу в 1913 г. Суренянц писал: «Настроение Гукасова зависит от снижения и повышения акций и особенно от подагры его больной ноги». И действительно, зачастую, прислушиваясь к мнению случайных людей, заказчик заставлял вносить постоянные изменения в эскизы. И это продолжалось в течение нескольких лет. «Если скажу, что у меня кровоточит сердце, — писал Суренянц, — то это должно быть понятно в прямом смысле... Этот большой и выгодный церковный заказ, в конце концов, доведет меня до крайней нищеты и отчаяния.».. И это предположение оказалось пророческим. После долголетней работы над эскизами и ее завершением в 1917 г. вместе с художником по прикладному искусству Тарагросом Суренянц приехал в Ялту. Художник поселился в нижнем этаже соседнего с церковью дома. Приступили к работе по росписи церкви. Однако вскоре Суренянц лишился материальной поддержки заказчика, который эмигрировал во Францию. Зимой 1918 г. художник тяжело заболел, паралич приковал его к постели. Но страстное желание завершить работу придавало силы [3]. Суренянц пережил немецкую оккупацию, приход Антанты, Деникина и Врангеля. Ему предлагали эмигрировать, но он категорически отказывался. Одиночество, голодное существование, болезни не убили в нем жажду творчества. Он был увлечен росписью купола, но, к сожалению, не успел дописать стены церкви. Художник умер в апреле 1921 г. По воспоминаниям старожилов Ялты, до последнего дня он охранял свое детище — Армянскую церковь. Не случайно его похоронили у ее стен. Этот величественный памятник стал лебединой песней талантливого армянского художника.

Шли годы. Здание церкви пострадало в период Великой Отечественной войны, долгие годы использовалось не по назначению. В 1960 г. оно было передано Ялтинскому краеведческому музею, где была открыта экспозиция по дореволюционному периоду истории Ялты. Затем здесь разместился археологический отдел. К 150-летию Ялты церковь была отремонтирована и реставрирована. Здание многократно использовалось кинематографистами. Его можно увидеть в фильмах «Праздник святого Йоргена», «Месс Менд», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч». Сегодня церкви возвращено ее первоначальное назначение. Она освящена отцом Иеремием Мокияном и открыта для верующих.

Много лет здесь проходят «Вечера камерной музыки». И тогда искусство армянских зодчих гармонично сливается с мастерством музыкантов, устремляясь навстречу добру и миру.

 

Литература:

 

1.                  http://yalta-arm.in.ua/cerkof/cerkof-ripsine-yalta/

2.                  http://jalita.com/big_yalta/yalta/armyan_church.shtml

3.                  http://krymology.info/index.php/Армянская_церковь_(Ялта)

Основные термины (генерируются автоматически): Армянская церковь, здание церкви, церковь, Ялта, армянская архитектура, главный вход, крутой горный склон, парадная лестница, талантливый армянский художник, Ялтинский краеведческий музей.


Похожие статьи

Место ролевой игры в обучении специалистов сферы международного туризма

Отдых в Сукко с детьми

Сукко – город-курорт, расположенный в Краснодарском крае. Это отличное место для того, чтобы провести в нем отдых с детьми. Оно славится целительным воздухом и чистой галькой.

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков)

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Архитектурные памятники Туркменистана: хивинский яхдан и Старая Ниса

Древние традиции гончарного ремесла Гянджи как важный источник

Баня для паломников Шахи-Зинды (XV век)

Записи священников в метрических книгах 1879–1899 годов — свидетельства прошлого

Похожие статьи

Место ролевой игры в обучении специалистов сферы международного туризма

Отдых в Сукко с детьми

Сукко – город-курорт, расположенный в Краснодарском крае. Это отличное место для того, чтобы провести в нем отдых с детьми. Оно славится целительным воздухом и чистой галькой.

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры в Средней Азии (XVIII – первая половина XIX веков)

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Архитектурные памятники Туркменистана: хивинский яхдан и Старая Ниса

Древние традиции гончарного ремесла Гянджи как важный источник

Баня для паломников Шахи-Зинды (XV век)

Записи священников в метрических книгах 1879–1899 годов — свидетельства прошлого

Задать вопрос