Основной целью деятельности Учреждений жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий. Кроме того:
- создание и поддержание комфортных и безопасных условий проживания людей;
- выполнение комплекса мероприятий, повышающих устойчивость и надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- улучшение качества коммунальных услуг и внедрение ресурсосберегающих технологий для снижения затрат;
- подготовка к зиме жилищного фонда и обеспечение надежной работы всех систем инженерного обеспечения жилищного фонда в осенне-зимний период.
Т. е. эти организации призваны обеспечить и, по возможности, улучшать наше существование в условиях городской (и не только) среде.
В данной статье кратко рассмотрим деятельность одной из таких организаций на муниципальном уровне.
В своей деятельности предприятие руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
- федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. «Гражданский кодекс»;
- федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс»;
- федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс»;
- федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 г. «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;
- постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
- Конституция РК от 17.02.1994 г.;
- постановление администрации МО ГО «Усинск» № 1185 от 25.07.2012 г. «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования городского округа «Усинск», а также услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями;
- Решение Совета МО ГО «Усинск» № 169 от 05.09.2012 г. «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления МО ГО «Усинск» и оказываются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг»;
- Постановление Главы администрации № 581 от 18.05.2006 г. «О межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории муниципального образования городского округа «Усинск»;
- Устав МКУ «Управление ЖКХ» администрации МО ГО «Усинск» (постановление администрации МО ГО Усинск» № 2038 от 28.12 2011 г.) и многими другими.
При этом соблюдается и исполняется федеральное, региональное и местное законодательства; разрабатываются и принимаются муниципальные нормативно-правовые акты; создан и функционирует реестр муниципальных программ, предлагаемых к финансированию из бюджета МО ГО «Усинск» на очередной финансовый год.
Нужно обратить внимание на позитивные стороны в работе организации:
- осуществляется ремонт внутридомовых инженерных сетей;
- производится капитальный ремонт муниципального жилого фонда;
- оснащение общедомовыми приборами учёта: холодной воды — 100 %, горячей воды — 81 %, электрической энергии — 100 %;
- строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда;
- осуществлена реконструкция очистных сооружений (КОС, ВОС) г. Усинска с модернизацией системы обеззараживания воды;
- выполнены проектные работы по изучению и оценке запасов подземных вод с целью организации хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Помимо этого, также существует ряд проблем, наиболее очевидными из которых являются:
- рост тарифов ЖКХ и энергоносителей;
- износ коммунальной инфраструктуры;
- недостаточность средств на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов;
- не 100 % оснащённость общедомовыми приборами учёта тепловой энергии;
- наличие ветхого и аварийного жилья;
- недостаточный уровень жилищного строительства;
- неблагоприятное состояние поверхностных источников питьевого водоснабжения;
- отсутствие софинансирования на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Проблемы эти не новы и постоянно требуют решения.
Для получения желаемого результата — улучшения качества работ и услуг сферы ЖКХ и, в частности, работы муниципальных хозяйств, — изменение одно показателя — экономического, правового или технического — наверно, не достаточно. Для этого необходимы комплексные изменения, изменения «со всех сторон».
Ждем изменений в лучшую сторону…
В целях наиболее эффективного использования способностей сотрудников предприятие обеспечивает условия для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности и самодисциплины.
Для более продуктивной работы Управление привлекает и использует потенциал муниципально-частного партнерства (комплексное, системное, синхронное и ответственное сотрудничество МО ГО «Усинск» и предпринимательского сообщества); заключает соглашения о социальном партнерстве с предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа.
Обеспечение населения получением государственными и муниципальными услугами происходит по принципу «одного окна.
В процессе анализа численности работников установлено, что фактическая среднесписочная численность соответствует предусмотренной штатным расписанием (общее количество сотрудников — 27 человек, из них: мужчины — 11–41 %; женщины — 16–59 %).
На предприятии действует система премирования; проводится аттестация работников в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности, проводится обучение и повышение квалификации работников.
Основными проблемами, как и во всей отрасли, являются нехватка кадров и низкая оплата труда.
Информация о деятельности предприятия общедоступна. Ее можно найти на официальном сайте администрации МО ГО «Усинск»: http//city.usinsk.ru., периодически в газете «Усинская новь» и в эфирах ТРК «Усинск».
Таким образом, делаем вывод, что МКУ «Управление ЖКХ» МО ГО «Усинск достаточно успешно выполняет поставленные цели и задачи.
Изучив и проанализировав текущее состояние, в качестве «помощи» в «нелегком труде» Управления можно предложить следующее:
- реализации мероприятий федеральных и республиканских программ;
- реализация мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры;
- привлечение высококвалифицированных специалистов для повышения эффективности работы;
- совершенствование системы оплаты труды;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг населению;
- повышение престижа работы в органах местного самоуправления.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство — это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий процент устаревшего оборудования, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ, недостаточное финансирование, низкая инвестиционная привлекательность отрасли [4].
Литература:
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».
3. Эпштейн А. Д. Управление взаимоотношениями экономических агентов в целях устойчивого целевого развития системы коммунального водопользования Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009. — 136 с.
4. Баженов А. Водно-коммунальное будущее России. Российское водно-коммунальное хозяйство: пути выхода из кризиса. — URL: http://vodokanal.md.ru
5. Устав МКУ «Управление ЖКХ» администрации МО ГО «Усинск» (постановление администрации МО ГО Усинск» № 2038 от 28.12 2011 г.).