Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, человекосообразность, информационное пространство, высшее профессиональное образование, технический вуз, информатизация, программное и педагогически полезное методико-дидактическое обеспечение
Настоящий период в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации можно охарактеризовать как квинтэссенцию стремительно расширяющегося информационного пространства и развития человеческого потенциала. А также гуманизацию и гуманитаризацию образовательного пространства технических вузов. Интеллектуальный потенциал человека становится неотъемлемым фактором общественного прогресса и непосредственно влияет на становление личности специалиста. В настоящее время стратегия российского образования направлена на информатизацию образовательного пространства, а также на предоставление возможности обучаемым проявлять свой творческий потенциал; а образовательный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации характеризуется такими тенденциями как гуманизация, гуманитаризация и информатизация. Отметим, что на становление конкурентоспособного специалиста влияет ряд факторов. Наравне с многими другими, важным является умение специалиста владеть информацией о современных мировых технических, технологических, научных разработках и тенденциях. В связи с вышесказанным информационная компетенция является неотъемлемым условием успешной карьеры специалистов, а ее формирование в условиях гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в технических вузах ̶ одной из приоритетных задач.
Очевидно, что известные теории в области высшего профессионального образования претерпевают многочисленные изменения. Так что же является вектором модернизации высшего образования в настоящее время? На наш взгляд, один из векторов ˗ это человекосообразность. Реформы лежат в области подготовки специалистов, настроенных на активную деятельность в современном развивающемся информационном обществе, на творчество в сфере своей специальности; на развитие и подготовку специалистов тонко чувствующих профессиональную и культурную среду, её реалии, терпимо относящихся к другим культурам, и являющихся полноценными носителями культурных традиций и ценностей своего народа.
В настоящее время, центральным звеном системы высшего профессионального образования становится личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри [2] информационной и образовательной сред, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация.
Таким образом, необходимость инновационного развития системы высшего профессионального образования обусловлена тем, что в современном обществе назрели следующие противоречия между: объективной потребностью гуманизации системы образования и отсутствием целостной теоретической концепции высшего профессионального образования; реальной потребностью общества в духовно, творчески и информационно развитых специалистах и недостаточностью использования информационных технологий, обеспечивающих профессиональное становление личности обучаемых, а также компьютерного обеспечения образовательного процесса в вузе; ориентацией современных образовательных учреждений на формирование информационно развитой личности и отсутствием разработанной концепции её формирования с учётом использования человекосообразного подхода в рамках гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в вузах страны.
Установленные противоречия позволяют обозначить проблемное поле современной теории педагогики высшего профессионального образования: определение концептуальных и теоретико-методологических положений инновационного развития системы высшего профессионального образования на основе гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, а также использования человекосообразного подхода в условиях информатизации образовательного пространства вузов.
Поскольку, информатизация стала одним из основных направлений в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации, то необходимо задуматься о человекосообразности системы высшего образования, так как внедрение дистанционного обучения делает образовательный процесс информативным, но лишенным «души». На наш взгляд, процесс познания человеком самого себя и окружающего мира за счёт развития познавательных процессов, личностных качеств и творческого потенциала обучаемого становится неполноценным.
Таким образом, в свете информатизации образовательного пространства возрастает актуальность процесса гуманизации высшего профессионального образования за счёт создания условий для подготовки специалистов как для общепрофессионального, так и для личностного развития в условиях информационного общества. Гуманизация высшего образования призвана обеспечивать развитие индивидуальности и личностных качеств, при которых человек в своей жизни и деятельности будет учитывать общественные потребности, регулировать и соотносить свои запросы с запросами общества, проявлять терпимость к другим народам и народностям [3], использовать свой творческий потенциал. Так, гуманизация высшего профессионального образования предполагает общую для всего образовательного пространства гуманитарно-ориентированную цель образования: возможность повысить культуру обучаемых [4]; возможность повысить их информационную компетентность с учетом человекосообразного подхода в условиях информатизации образовательного пространства технического вуза, а также закономерностей процесса информатизации современного общества.
В условиях развития информационного общества важен поворот высшего профессионального образования к личности обучаемого, к его индивидуальной картине мира, т. е. образование должно отвечать заказу обучаемого в первую очередь, а потом уже отвечать заказам родителей, общества и т. д. Отсюда и определение человекосообразного образования, которое представляет собой такой вид образования, основной идеей которого является постулат о скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Исходя из вышесказанного, в основе современной системы высшего образования должны лежать три основные задачи: 1) выявление потенциала обучаемого, который может быть реализован с помощью образования; 2) обеспечение реализации особенностей обучаемого с помощью образования; 3) использование педагогических технологий и инновационных методов обучения для реализации концепции человекосообразного образования [6].
Согласимся с Э. Г. Скибицким и А. Г. Шабановым в том, что целенаправленное применение средств информатизации в высшем профессиональном образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, информатизация высшего профессионального образования влияет не только на способы распространения знаний, но и на сами знания, а, следовательно, оказывает влияние на содержание высшего профессионального образования и управление педагогическим процессом [1].
В условиях информатизации современного общества одним из средств реализации человекосообразного подходы в рамках высшего профессионального образования является его гуманитаризация. Гуманитаризация направлена на становление личности через культуру и на осознание своей национальной идентичности. Анализ литературы показал, что гуманитаризация высшего профессионального образования является общей тенденцией в развитии мирового образования и заключается во всестороннем развитии личности будущего специалиста через преподавание гуманитарных дисциплин. В свете информатизации образовательного пространства гуманитаризация высшего образования способствует овладению гуманитарной культурой, преодолению однообразности и узости мышления, развитию творческого потенциала за счёт создания условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации, а также интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного применения средств информатизации [1] образовательного процесса.
Возникает вопрос о целесообразности применения средств информатизации в системе высшего образовании. В настоящее время это является необходимостью, которая диктуется фундаментальными изменениями в обществе. Инструментом информатизации высшего профессионального образования являются такие средства как информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное и педагогически полезное методико-дидактическое обеспечение. Например, использование мультимедийных технологий, электронной почты; работа в виртуальной образовательной среде ˗ Moodle; внедрение работы с Web-сервисами, такими как Goodle Apps и система Redmine и др.; активное внедрение в образовательный процесс работы с информационными порталами факультетов и кафедр; использование возможностей различных блогов, например Твиттер (с англ. Twitter), и т. д.
На наш взгляд, веб-сервисы являются одним из эффективных ресурсов, применяемых в условиях стремительно развивающегося информационного общества, а также в условиях ограниченного времени. Благодаря веб-сервисам функции любой программы могут стать доступны через Интернет. В обучении веб-сервисы являются высокоэффективным средством, так как позволяют обучаемым обмениваться большим количеством информации в режиме он-лайн, общаться, а также получать знания специфического характера. Приведём примеры некоторых веб-сервисов: веб-сервис «Бобр Добр», позволяющий создавать и хранить закладки на интересующие темы в интернете, обмениваться полезными ссылками на видео или электронные учебники с друзьями или преподавателями, а также создавать группы на любые темы, является незаменимым помощником для обучаемых и преподавателей. Широко используются социальные сети, такие как Твиттер. Данный сервис позволяет пользователям вести собственные микро блоги, иметь доступ к микро блогам других пользователей, за счёт чего происходит обмен информацией и общение в режиме реального времени. Пользователи могут находиться на расстоянии тысяч километров, но при этом осуществлять практически мгновенный обмен сообщениями.
Технологии Web 2.0 укрепились в повседневной жизни как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). А в настоящее время сетевые сообщества используются для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных и образовательных целях в процессе информатизации образовательного пространства [2]. Так, сетевые сообщества используются в педагогической практике для развития:
1. Совместного мышления [5]‒ предполагается, что познавательная, творческая и учебная деятельность обучаемых и преподавателя имеет сетевой характер.
2. Толерантности ‒ предполагается, что необходимо воспитать человека, способного смотреть на события с различных точек зрения, понимать позицию различных участников диалога культур и т. д.
3. Освоения децентрализованных моделей ‒ предполагается, что совместная деятельность не требует синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и тоже время.
4. Критичности мышления ‒ предполагается, что коллективная деятельность обучаемых, их готовых критиковать друг друга играют важную роль в поиске ошибок, проверке гипотез и т. д.
5. Междисциплинарности ‒ предполагается, что познавательная, творческая и учебная деятельность обучаемых имеет межпредметный характер.
Проблема информатизации высшего профессионального образования требует принципиально новых эффективных методов информатизации образовательного пространства вузов, например, развития системы дистанционного образования. Информатизация высшего профессионального образования приводит к изменению социальных отношений между участниками образовательного процесса, так как погружаясь все глубже в виртуальный мир, обучаемый сталкивается с необходимостью изменения стиля и образа жизни, мышления.
На наш взгляд, несмотря на информатизацию образовательного пространства, главным ресурсом остаётся преподаватель. Именно с него начинается процесс гуманизации образования в условиях информатизации образовательного пространства технических вузов.
Таким образом, необходимо сделать ряд выводов:
1. Современная система высшего профессионального образования должна быть человекосообразной, учитывать заказы как личности, так и общества, для того, чтобы подготовить не только конкурентоспособных специалистов, но и творческих личностей, способных к саморазвитию и самореализации в условиях современного общества.
2. Информатизация высшего профессионального образования необходима для подготовки специалистов к условиям новой информационной среды.
3. Главными направлениями формирования перспективной образовательной модели высшего профессионального образования становятся: реализация концепции гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, а также концепция человекосообразного образования, ориентированного на новые условия стремительно развивающегося информационного общества.
Литература:
1. Скибицки Э. Г., Шабанов А. Г. Применение средств информатизации в системе образования [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/010305/doc/skibicky_shabanov.doc, свободный
2. Мещерякова В. С., Мамонтов А. Н. Структура вики–ресурса [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/270/76457.php, свободный
3. Корячко М. В. Проблема гуманитарных дисциплин в техническом университете [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: http://mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_16.pdf, свободный
4. Колоницкая, О. Л. Роль гуманитарной среды в повышении качества подготовки специалиста в техническом вузе [Текст]: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / О. Л. Колоницкая / СПбГПУ. — СПб., 2008 г. — 20 стр.
5. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин — 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.
6. Хуторской А. В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0423–1.htm, свободный